МБОУ «Шумячская средняя школа имени В. Ф. Алешина»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №____ от__________ Руководитель ШМО __________ (Мослякова И. А.) | Утверждено приказом по школе № ____ от_________________ Директор школы ___________ (Кухаренкова И. Н.) |
Итоговая работа на промежуточной аттестации по русскому языку в 11 классе (контрольный диктант).
2017-2018 уч. год.
Проверяемые результаты.
Предметные: овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), использование их в своей речевой практике при создании письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать в письменной форме;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Критерии оценивания.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 10-11 класса – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
Контрольный диктант №1
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Длинная коса терялась где-то вдали и, где знойная мгла покрывала землю, делалась совсем узкой. Багры, вёсла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море и теплые его лучи коснулись воды, неугомонные волны то играли, веселясь и шумя, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики.
Солнце садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - всё готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра ярко вспыхивал, и когда он угасал, то всё вокруг покрывалось мраком. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было лишь безмерное, торжественное море и синее небо, усеянное звёздами. ( 180 слов)
(По М.Горькому)
Контрольный диктант №2
Предвестник осени.
Нынешнее лето засушливое – выезд горожан в лес запрещён. Но мой дядя-лесник, я студент лесотехнической академии, и мы с утра до вечера пропадаем в лесу. Работы много: обходим самые пожароопасные участки, следим, не горит ли торфяник и не орудуют ли по озёрам браконьеры, не пробрались ли в наше владение вездесущие мальчишки, любители печь картошку в костре. Уберечь лес от огня - наша главная забота.
Так в бесконечных хлопотах проходит пол-лета, но я выкраиваю время для своих наблюдений и в течение последней недели заглядываю под еловые шатры. Дело в том, что там в конце июля, когда стоит жаркая погода и поспевает черника, прорастает подъельник. Это растение выглядит необычно: над землёй поднимаются бледно-жёлтые ростки, напоминающие беловатые побеги картофеля. Всё растение имеет такую однообразную окраску, что если не присмотришься, то сразу его и не заметишь. Этот невзрачный цветок совершенно лишён запаха и ещё называется неспешником, потому что, когда лето отсчитывает свои последние недели, он только начинает развиваться. Бледные ростки сначала пробиваются на поверхность изогнутыми крючками, потом распрямляются, вытягиваются. После цветения на конце стебля можно увидеть аккуратные коробочки, в которых созревают семена. От малейшего дуновения ветерка уносятся они, гонимые ветром, от материнского растения, долго-долго странствуя.
Найдёшь в лесу подъельник, и, хотя это невзрачный цветок, захочется сорвать его: уж очень он странный. Но этого делать не надо – растение тут же завянет. Отцветёт подъельник, и войдёт лето в свою предосеннюю треть. (226 слов)
(По М.Еленину)