СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная контрольная работа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 8 класса предметного содержания курса биологии 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная контрольная работа по биологии»

Итоговая контрольная работа по биологии в 8 классе в формате ОГЭ

Пояснительная записка

Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 8 класса предметного содержания курса биологии по программе основной школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Структура итоговой контрольной работы.

Контрольная работа состоит из 3-х частей:

часть 1 (А) содержит 16 заданий базового уровня сложности с выбором ответа;

часть 2 (В) включает 3 задания повышенного уровня сложности:

– с выбором нескольких верных ответов из пяти;

– на соответствие между биологическими объектами;

– на определение последовательности;

часть 3 (С) включает 2 задания со свободным развернутым ответом.

Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Итоговая работа содержит следующие темы раздела «Человек и его здоровье»: «Общая организация строения организма человека», «Нейрогуморальная регуляция функций организма», «Анализаторы», «Поведение», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфообращение» , «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и превращение энергии», «Выделение», «Воспроизведение и развитие человека».

Содержание работы направлено на проверку знаний о биосоциальной природе человека, высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности основных органов и систем органов; составе внутренней среды, иммунитете и его сохранении; органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

В работе предусматривается проверка ряда общих учебных и предметных умений и способов действий:

- использовать научные методы познания;

-определять адекватные способы решения учебных задач, исследовать несложные практические ситуации;

- объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи;

- распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления;

- анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания первой части работы — 16 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания второй части работы — 6 баллов.

За верное выполнение каждого задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания третьей части работы — 6 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 28 баллов.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

Менее 13

14-19

20-24

25-28


Время выполнения работы: 40 минут.


Итоговая контрольная работа по биологии в 8 классе. Вариант 1.

Часть 1.

Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?

а) окулисту в) дерматологу

б) отоларингологу г) невропатологу

А2. Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью

а) аппарата Гольджи в) эндоплазматической сети

б) лизосом г) рибосом

А3.  В каком отделе мозга расположен центр дыхания
а) продолговатый мозг в) мозжечок
б) промежуточный мозг г) кора больших полушарий

А4. Гипофиз выделяет

а)   адреналин в) гормон роста .              

б) тироксин г) инсулин

А5. Изображение видимых предметов формируется на:

а) роговице в) радужке

б) сетчатке г) хрусталике

А6. Кости растут в толщину за счет надкостницы, так как

а) она расположена снаружи

б) ее поверхность гладкая

в) ее внутренний слой состоит из клеток, которые растут и делятся

г) она образована соединительной тканью

А7. Скелет свободной верхней конечности образуют:

а) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти

б) лопатка и ключица

в) бедренная кость, малая и большая берцовые кости, кости стопы

г) ребра и грудина

А8. При вдохе:

          а) диафрагма не изменяется

           б) мышцы диафрагмы расслабляются

          в) сокращаются мышцы брюшной стенки и туловища

           г) сокращаются межреберные мышцы и мышцы диафрагм

А9. В каком отделе пищеварительного тракта выделяется соляная кислота?

а) в тонкой кишке      б) в пищеводе в) в толстой кишке           г) в желудке

А10. В каком отделе пищеварительного канала у человека в основном происходит всасывание питательных веществ?

а) ротовой полости в) тонком кишечнике

б) желудке г) толстом кишечнике

А11. Орган, в котором отфильтровываются из крови лекарства, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена:

а) печень;                                           б) почки;

в) прямая кишка;                               г) лёгкие.

А12. Как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в процессе свертывания крови?

а) лейкоциты в) тромбоциты

б) лимфоциты г) ферменты

А13. К малому кругу кровообращения относят

а) аорту в) нижнюю полую вену

б) легочную вену г ) плечевую артерию

А14. Какой признак характерен  для безусловного рефлекса?

а) является врожденным в) не передается по наследству

б) приобретается в течение жизни г) вырабатывается у каждой особи вида

А15. Цинга развивается при недостатке витамина

а) D      б) B12 в) С     г) А

А16. При открытом переломе со смещением костей необходимо:

а) поправить смещение и наложить шину

б) оправить смещение и перевязать

в) наложить шину с возвращением костей в исходное положение

г) перевязать рану, не тревожа перелом, и наложить шину.

Часть 2.

Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в задании В1

В1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

  1. искривлению позвоночника

  2. нарушению строения суставов верхних конечностей

  3. смещению внутренних органов

  4. нарушению функций костного мозга

  5. изменению химического состава костей

  6. нарушению кровоснабжения органов


В2. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом.

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Способ приобретения Вид

иммунитета

А) передается по наследству 1) Естественный

Б) вырабатывается под действием вакцины 2) Искусственный

В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки

Г) формируется после перенесенного заболевания

А

Б

В

Г






В3. Установите правильную последовательность прохождения пищи по пищеварительному каналу, начиная с момента ее попадания в ротовое отверстие

А) желудок Д) тонкая кишка

Б) глотка Е) пищевод

В) двенадцатиперстная кишка Ж) толстая кишка

Г) ротовая полость З ) прямая кишка

1

2

3

4

5

6

7

8










Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Какие виды соединения костей существуют? Назовите. Приведите примеры.

С2. В ряде слу­ча­ев для спа­се­ния жизни че­ло­ве­ка не­об­хо­ди­мо пе­ре­ли­ва­ние крови. Что в первую оче­редь нужно учи­ты­вать при таких ма­ни­пу­ля­ци­ях? По­че­му?

Итоговая контрольная работа по биологии в 8 классе. Вариант 2.

Часть 1.

Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. Про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щие в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, изу­ча­ет наука 

а) мор­фо­ло­гия в) анатомия

б) фи­зио­ло­гия г) эмбриология

А2. Как называется органоид, обеспечивающий клетку энергией?

а) аппарат Гольджи в) эндоплазматическая сеть

б) лизосома г) митохондрия

А3. В затылочной доле коры головного мозга находится

а) моторная зона в) зона обонятельной чувствительности

б) слуховая зона г) зрительная зона.                              

А4. Сахарный диабет – заболевание, вызванное недостаточной деятельностью

а) щитовидной железы в) поджелудочной железы

б) надпочечников г) гипофиза

А5. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

а) роговицы в) зрачка

б) сетчатки г) хрусталика

А6. Какие вещества придают костям твердость?
а) белки и жиры в) соли кальция и фосфора

б) аминокислоты и нуклеиновые кислоты г) глюкоза и глюкоген

А7. Какие кости скелета соединены подвижно?

а) тазовые кости в) ребра грудной клетки

б) кости фаланг пальцев г) кости мозгового отдела черепа

А8. При выдохе воздух из гортани попадает в

а) лёгкие      в) бронхи       

б) носоглотку г) трахею

А9. В ротовой полости ферменты слюны расщепляют

а) белки       в) жиры      

б) крахмал г) целлюлозу

А10. Какой процесс из перечисленных, происходит в толстом кишечнике?

а) интенсивное всасывание воды в) образование желчи

б) расщепление жиров г) переваривание

А11. Первичная моча по своему составу сходна с

а) лимфой в) межклеточным веществом

б) вторичной мочой г) плазмой крови

А12. Из чего образуется лимфа?

а) из артериальной крови    

б) из тканевой жидкости, всосавшейся в лимфатический капилляр.       

в) из плазмы крови, вышедшей из кровеносного сосуда;

г) из венозной крови;

А13. В организме человека превращение артериальной крови в венозную, происходит в

а) камерах сердца

б) артериях большого круга кровообращения

в) венах малого круга кровообращения

г) капиллярах большого круга кровообращения

А14. Какой вид памяти лежит в основе обучения ребенка катанию на велосипеде, коньках, скейтборде?

а) словесная в) двигательная

б) образная г) эмоциональная

А15. Каким последствиям приведет недостаток в пище витамина D?

а) к цинге

б) к замедлению роста, к «куриной слепоте»

в) к выводу солей кальция и фосфора из организма человека, к рахиту

г) к заболеванию «бери-бери» - поражению нервной системы, параличам.

А16. С какой целью врач накладывает шину на сломанную конечность? Чтобы

а) предупредить смещение сломанных костей

б) уменьшить отек в области повреждения

в) закрыть доступ проникновению микроорганизмов

г) уменьшить кровотечение


Часть 2.

Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в задании В1

В1. Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции?

  1. потовые железы

  2. сальные железы

  3. кровеносные сосуды кожи

  4. вены малого круга кровообращения

  5. мышцы стенок кишечника

  6. подкожная жировая клетчатка

В2. Установите соответствие между особенностью строения органа слуха и его отделом у человека. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Особенности строения отдел органа слуха

А) заканчивается барабанной перепонкой 1) наружное ухо

Б) включает спирально закрученный 2) среднее ухо

канал – улитку 3) внутреннее ухо

В) расположен орган равновесия

Г) имеются слуховые косточки

А

Б

В

Г






В3. Установите последовательность расположения отделов позвоночника, начиная с ближайшего к черепу

А) крестцовый Г) шейный

Б) грудной Д) копчиковый

В) поясничный

1

2

3

4

5







Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Опишите правила оказания первой помощи при артериальном кровотечении.

С2. Объ­яс­ни­те, по­че­му вред­но но­сить тес­ную обувь, а в под­рост­ко­вом воз­расте и обувь на вы­со­ком каб­лу­ке.


Ответы на задания. Вариант 1.

Часть 1.


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

в

б

а

в

б

в

а

г

г

в

А11

А12

А13

А14

А15

А16





б

в

б

а

в

г





Часть 2.

В1. 1), 3), 6).

В2.

А

Б

В

Г

1

2

2

1

В3.

1

2

3

4

5

6

7

8

Г

Б

Е

А

В

Д

Ж

З


Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Какие виды соединения костей существуют? Назовите. Приведите примеры.


Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

А) подвижные(суставы): плечевой, тазобедренный, коленный, локтевой

Б) неподвижные : кости черепа, тазовые кости

В) полуподвижные: позвонки


С2. В ряде слу­ча­ев для спа­се­ния жизни че­ло­ве­ка не­об­хо­ди­мо пе­ре­ли­ва­ние крови. Что в первую оче­редь нужно учи­ты­вать при таких ма­ни­пу­ля­ци­ях? По­че­му?


Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1) Сов­ме­сти­мость групп крови и резус-фак­тор.

2) Если кровь будет пе­ре­ли­вать­ся без учёта сов­ме­сти­мо­сти, то в крови ре­ци­пи­ен­та воз­мож­но скле­и­ва­ние эрит­ро­ци­тов, так как про­ис­хо­дит вза­и­мо­дей­ствие по схеме ан­ти­те­ло-ан­ти­ген. В ре­зуль­та­те мел­кие со­су­ды будут не­про­хо­ди­мы для крови и на­сту­пит смерть




Ответы на задания. Вариант 2.

Часть 1.


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

б

г

г

в

в

в

а

б

б

а

А11

А12

А13

А14

А15

А16





г

б

г

в

в

а





Часть 2.

В1. 1), 3), 6).

В2.

А

Б

В

Г

1

3

3

2

В3.

1

2

3

4

5

Г

Б

В

А

Д


Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Опишите правила оказания первой помощи при артериальном кровотечении

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1. Пережать сосуд выше места повреждения.

2. Наложить жгут на конечность.

3.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута.

4.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение

С2. Объ­яс­ни­те, по­че­му вред­но но­сить тес­ную обувь, а в под­рост­ко­вом воз­расте и обувь на вы­со­ком каб­лу­ке.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1) В узкой обуви сдав­ле­на стопа, пе­ре­на­пря­же­ны мышцы, ухуд­ша­ет­ся кро­во­об­ра­ще­ние, на­ру­ша­ет­ся осан­ка, из­ме­ня­ет­ся по­ход­ка. При дли­тель­ном но­ше­нии тес­ной обуви по­яв­ля­ют­ся по­тер­то­сти кожи, уси­ли­ва­ет­ся пот­ли­вость и воз­ни­ка­ет уста­лость ног, часто со­про­вож­да­ю­ща­я­ся ло­мо­той и бо­ля­ми.

2) Но­ше­ние обуви на вы­со­ком каб­лу­ке, осо­бен­но в под­рост­ко­вом воз­расте — в пе­ри­од ин­тен­сив­но­го роста — может при­ве­сти к не­пра­виль­но­му фор­ми­ро­ва­нию ске­ле­та, на­ру­ше­нию осан­ки, воз­ник­но­ве­нию плос­ко­сто­пия.