Пояснительная записка к итоговой аттестационной работе за курс 8 класса по русскому языку
Назначение работы:
Задания контрольной работы направлены на оценку знаний, умений и навыков учащихся:
давать обоснованный ответ на поставленный вопрос по содержанию текста;
правописание приставок и суффиксов;
синонимы и их употребление в речи;
словосочетания и типы связи слов в словосочетаниях;
грамматическая основа предложения;
обособление второстепенных членов предложения – обособленные обстоятельства и определения;
вводные слова и их обособление;
типы связи между частями сложного предложения.
Промежуточная аттестация по русскому языку проводится в 8 классе по модели, готовящей обучающихся к итоговой аттестации в новой форме, и предусматривает проверку их знаний по основным разделам программы русского языка.
Форма итоговой работы: работа состоит из двух частей, включающих в себя задания А1-А7 с выбором правильного ответа и часть В1-В14 с формулировкой собственного ответа.
Структура работы:
Работа включает в себя часть 1 и часть 2; задание 1 части предполагает работу с текстом, проверяющие знания, по темам «Орфография», «Пунктуация», изученным в 5-8 классах, и отвечающим основным требованиям образовательных стандартов. Задания части 2 предполагают формулировку собственного ответа на вопрос, оценивается 1 баллом за правильный ответ.
Время на работу: итоговая работа рассчитана на 60 минут.
Требования к уровню подготовки за курс 8 класса:
Работа состоит из 2 частей и выполняется на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям В1- В14 записываются в виде слова (словосочетания),
числа, последовательности цифр.
- основные правила орфографии и пунктуации;
- умение выделять информацию из текста;
- знания по разделам «Синтаксис», «Лексика», «Орфоэпия»
Система оценивания:
Максимальное количество баллов за работу в целом можно получить – 21 балл. Баллы, полученные учащимися за все выполненные задания, суммируются.
Критерии оценивания теста:
Часть А1-А7 | 7 баллов | «5» - 21 – 19 «4» - 18 – 16 «3» - 15 – 13 «2» - 12 и менее |
Часть В1-В14 | 14 баллов |
Всего | 21аллов |
Ключ к проверке работы:
Часть А | А1 – 3) | А2 – 3) | А3 – 2) | А4 – 1) | А5 – 1) | А6 – 9) | А7 – 1) |
Часть В | В1 не обещает | В2 молчит тишина убегает осенью | В3приносит | В4источённую окровавленном | В5 2) 3) | В6 4) | В7 2) |
| В8 молоточек из кости | В9 дятел косился, продолжал работать | В10 22) 23) | В11 7) 14) | В12 3) | В13 15)16) 18) | В14 18) |
Итоговое тестирование за курс 8 класса по русскому языку в формате ОГЭ
Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14.
(1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) 3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(8)Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11 )В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(20)— Зачем?
(21)— А просто так...
(22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову*)
Песков Василий Михайлович (род. в 1930 г.) — российский писатель, журналист, ведущий телепрограммы в «Мире животных» (с 1975 по 1990 гг.), путешественник. Известный фоторепортёр и корреспондент. Автор очерков, лирических миниатюр, рассказов на тему русской природы, жизни и труда людей
Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.
А1 Почему парень понял, что встреча с автором не сулит ему ничего хорошего?
1) у парня была двустволка
2) у парня было много патронов
3) автор видел, как парень убил дятла
4) автор молчал
А2 Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора?
1) 15 2) 16 3) 18 4) 19
А3 Как автор назвал дятла?
1) санитар леса
2) музыкант
3) костяной молоточек
4) работник леса
А4 Прочитайте предложения 8—16. Укажите номера предложений, в которых употребляются контекстные синонимы.
1)8,9 2)12,13 3)13,14 4)14,15
А5 Какое значение имеет слово РАБОТА в прочитанном тексте (предложение № 12)?
1) занятие, труд, деятельность
2) служба, занятие как источник заработка
3) производственная деятельность по созданию чего-нибудь
4) продукт труда, готовое изделие
А6 Укажите номер предложения, в котором используется фразеологизм.
1)6 2)7 3)9 4)17
А7 Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
1) Осенью лес молчит.
2) В предчувствии холодов умолкли птицы.
3) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.
4) Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами.
В1 Замените слово (НЕ) СУЛИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 1—3 выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
В3 Из предложений 1—10 выпишите слово, написание приставки в котором определяется значением присоединение, приближение.
В4 Из предложений 8—16 выпишите слова, написание которых определяется орфограммой Полные страдательные причастия пишутся с двумя буквами НН.
В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой,(1) со скрипящим поясом,(2) полным патронов.
Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу,(3) островком темнеющую в поле?
В6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) указывает(-ют) на запятую(-ые), обозначаю-щую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.
Кажется,(1) не по дереву,(2) а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Дятел косился вниз,(3) но продолжал работать.
Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору,(4) и вместе с ней на жёлтую траву упала птица.
В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Я долго шёл по ельнику,(1) пока не у видел единственного в безмолвном лесу музыканта.
Кто должен разъяснить им,(2) что лес без птиц скучен и неприветлив?
В8 Замените словосочетание КОСТЯНОЙ МОЛОТОЧЕК (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9 Выпишите грамматическую основу предложения 13.
В10 Среди предложений 18—23 найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.
В11 Среди предложений 5—15 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.
В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 15.
В13 Среди предложений 14—19 найдите бессоюзное(-ые) сложное(-ые) предложение(-ия). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
В14 Среди предложений 17 – 26 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
Ключ к проверке работы:
Часть А | А1 – 3) | А2 – 3) | А3 – 2) | А4 – 1) | А5 – 1) | А6 – 9) | А7 – 1) |
Часть В | В1 не обещает | В2 молчит тишина убегает осенью | В3приносит | В4источённую окровавленном | В5 2) 3) | В6 4) | В7 2) |
| В8 молоточек из кости | В9 дятел косился, продолжал работать | В10 22) 23) | В11 7) 14) | В12 3) | В13 15)16) 18) | В14 18) |