Промежуточная аттестация в 8 классе
по биологии
1 вариант
I уровень
1. Хранителем наследственной информации являются:
А) рибосомы В) хромосомы Б) аппарат Гольджи Г) клеточный центр
2. Защиту внутреннего содержимого клетки обеспечивает:
А) мембрана В) рибосома Б) митохондрия Г) пластида
3. Рибосомы участвуют:
А) в передаче наследственной информации
Б) в выработке веществ, служащих источником энергии
В) в образовании белков
Г) в обеспечении избирательной проницаемости мембраны
4. В делении клеток принимает участие:
А) клеточный центр В) рибосомы Б) хлоропласт Г) вакуоли
II уровень
Какова последовательность органов пищеварительной системы?(построить последовательность букв)
А-глотка, Б-рот, В-желудок, Г-пищевод, Д-кишечник
2. Установите соответствие:
СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРЫ
1. стекловидное тело А. зрительный
2. улитка Б. пространственный (вестибулярный)
3. колбочки В. слуховой
4. палочки
5. наковальня
6. полукружные каналы
III уровень
Объясните, почему ребенка до года желательно вскармливать материнским молоком.
2 вариант
I уровень
1. Плевра – это:
а) разновидность мерцательного эпителия б) орган, участвующий в образовании звуков
в) тонкая плотная оболочка, покрывающая легкие г) слизистая оболочка носовой полости
2. Пищеварение – это процесс
а) получения питательных веществ б) механической переработки пищи в) химической переработки пищи г) механической и химической переработки пищи
3. Внутренняя полость зуба с нервами и кровеносными сосудами называется
а) цемент б) дентин в) эмаль г) пульпа
4. Нервная клетка - это: а) нефрон б) аксон в) нейрон г) дендрит
II уровень
Какова последовательность органов дыхательной системы?(построить последовательность букв)
а-бронхи, б-трахея, в-носовая полость, г-легкие, д-носоглотка
2. Установите соответствие
НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ вены малого круга кровообращения вены большого круга кровообращения артерии малого круга кровообращения артерии большого круга кровообращения | КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ А. От сердца Б. К сердцу |
III уровень
Объясните, почему бегущий человек начинает интенсивнее дышать.
3 вариант
I уровень
1. кровь- это разновидность какой ткани?
А- эпителиальной Б- мышечной В- соединительной Г- нервной
2. ткань, способная сокращаться – это
А- эпителиальная Б- мышечная В- соединительная Г- нервная
3. твердое межклеточное вещество имеет:
А- хрящевая ткань Б- кровь В- костная ткань Г- жировая
4. сколько типов тканей выделяют у человека? А – 1 Б – 3 В – 2 Г – 4
10. В делении клеток принимает участие:
А) клеточный центр В) рибосомы Б) хлоропласт Г) вакуоли
II уровень
Какова последовательность органов выделительной системы?(построить последовательность букв)
А-мочеиспускательный канал, Б-мочевой пузырь, В-мочеточники, Г-почки
Установите соответствие между типами зубов и их функциями и особенностями строения:
| Типы зубов | | Строение и функции |
А | Резцы | 1 | Широкая, бугристая поверхность |
Б | Клыки | 2 | Плоская коронка |
В | Коренные | 3 | Коронка конусовидная |
| | 4 | Откусывание пищи |
| | 5 | Разжевывание и перетирание пищи |
| | 6 | Состоит из дентина и эмали |
III уровень
Докажите, что активный образ жизни – залог здоровья человека.
4 вариант
I уровень
1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет
а) крахмал б) жиры в) белки г) белки, жиры, углеводы
2. Рефлекторная дуга заканчивается
а) исполнительным органом в) рецептором
б) чувствительным нейроном г) вставочным нейроном
3. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?
а) фагоциты б) лимфоциты в) эритроциты г) тромбоциты
4. Малый круг кровообращения начинается:
а) от левого желудочка б) от правого желудочка в) от аорты г) от правого предсердия
II уровень
1. Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека
1) всасывание простых органических веществ в кровь и лимфу через ворсинки
2) механическая обработка пищи в ротовой полости
3) начало расщепления белков и некоторых жиров в желудке
4) удаление непереваренных веществ из организма
5) начало расщепления крахмала ферментами слюны
6) расщепление сложных органических веществ до простых составляющих в тонком кишечнике
7) выделение желчи и поджелудочного сока в двенадцатиперстную кишку
2.Установите соответствие:
СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ 1. передается по наследству, врожденный; 2. возникает под действием вакцины; 3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки; 4. формируется после перенесенного заболевания. | ВИД ИММУНИТЕТА А. Естественный Б. Искусственный |
III уровень
Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?
5 вариант
I уровень
1. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?
а) из гладких мышц в) из эпителиальной ткани
б) из скелетных мышц г) из соединительной ткани
2. Какие органы относятся к центральной нервной системе:
а) нервы, нервные узлы в) спинной мозг, головной мозг, нервные узлы
б) спинной мозг, головной мозг г) головной мозг, нервы, нервные узлы
3. Понятие «анализатор» включает следующие составляющие
а) рецептор, воспринимающий сигнал в) проводящие пути
б) зона коры, где проводится анализ раздражений г) все указанные компоненты
4. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?
а) Пргипопитеки б) Дриопитеки в) Парапитеки г) Австралопитеки.
II уровень
1.Установите последовательность:
а)глотка б)пищевод в)кишечник г)желудок д)рот
2.Ниже приведены названия пищеварительных ферментов и их функции. Соотнесите их с отделами пищеварительной системы, в которых эти ферменты действуют наиболее активно.
Ферменты и их функции | Отделы пищеварительной системы |
1. Амилаза и мальтоза расщепляют углеводы | |
2.Пепсин – расщепляет белки в кислой среде | А) ротовая полость Б) желудок В)тонкий кишечник |
3.Липаза – расщепляет жиры |
4.Трипсин – расщепляет белки в щелочной среде |
III уровень
У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
Ответы:
1 вариант
I уровень
1) в
2) а
3) в
4) а
II уровень
1) БАГВД
2) 1-А, 2-В, 3-А, 4-А, 5-В, 6-Б
III уровень
Материнское молоко содержит антитела, которые формируют иммунитет ребенка.
2 вариант
I уровень
1) в
2) а
3) г
4) в
II уровень
1) ВДБАГ
2) 1-б. 2-б, 3-а, 4-а
III уровень
Для бега нужна энергия, она берется в результате расщепления сложных органических соединений, а они расщепляются под действием кислорода.
3 вариант
I уровень
1) в
2) б
3) в
4) г
II уровень
1) ГВБА
2) А-2,4,6 Б-3,6 В-1,5,6
III уровень
Активный образ жизни подразумевает движение, т.е. работу суставов, мышц сосудов, активную выработку ферментов, активные процессы обмена веществ.
4 вариант
I уровень
1) а
2) а
3) б
4) г
II уровень
1) 2 5 3 7 6 1 4
2) А-1, Б-2,3,4
III уровень
Рекомендация врача вызвана тем, что у данного человека очаги инфекции находятся в больных зубах и пораженной ангиной глотке. Оттуда микробы и попадают в почки. Это нисходящая инфекция для почек.
5 вариант
I уровень
1) а
2) б
3) г
4) б
II уровень
1) д, а, б, г, в
2) 1-а, 2-б, 3-в, 4-в
III уровень
Систола (сокращение) предсердий и диастола (расслабление) желудочков-предсердия сокращаются, митральный и трёхстворчатый клапаны открываются, и кровь поступает в желудочки.
Систола желудочков – кровяное давление в них повышается, полулунные клапаны аорты и клапаны легочных артерий открываются, кровь из желудочков поступает в сосуды.
Общая диастола-желудочки расслабляются, сердце остаётся в состоянии покоя, пока кровь, поступающая по венам, не заполнит предсердия.