Конспект урока по всеобщей истории 9 класс
Тема: «Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США»
1. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о промышленном перевороте как о комплексном процессе перехода от аграрного к индустриальному обществу, выявить его общие черты и национальные особенности в ведущих странах мира.
2. Задачи урока:
Образовательные:
Раскрыть сущность понятий: «промышленный переворот», «индустриализация», «фабрика», «капитализм».
Выявить предпосылки и последствия промышленного переворота.
Определить хронологические рамки и географические центры промышленного переворота.
Проанализировать особенности промышленного переворота в Англии, Франции, Германии и США.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать историческую информацию (через сравнение процессов в разных странах).
Формировать навык работы с исторической картой (отмечать промышленные центры).
Развивать критическое мышление через оценку социальных и экономических последствий индустриализации.
Воспитательные:
Подвести учащихся к пониманию того, что технический прогресс неразрывно связан с глубокими социальными изменениями.
Способствовать формированию уважения к труду изобретателей и рабочих.
Проверка домашнего задания: задание на соотнесение «Наполеоновские войны».
Ответ: вариант 1 1Б, 2В, 3А, 4Г, 5Д, 6Е вариант 2 1А, 2Б, 3В, 4Г, 5Д, 6Е
Ответить на вопрос: «Почему «Битву народов» называют ключевым сражением в борьбе с Наполеоном?»
«Битва народов» под Лейпцигом (1813) стала ключевым сражением, потому что в ней объединённые силы России, Австрии, Пруссии и Швеции нанесли Наполеону первое сокрушительное поражение в открытой битве, что привело к краху его власти в Европе и открыло путь к взятию союзниками Парижа.
Актуализация. Просмотр видеоролика по теме: https://vkvideo.ru/video-222786340_456239023
Этап мотивации (пробуждение интереса к теме): Прием «Загадка из прошлого»:
Ремесленная мастерская XVIII века (штучный товар, ручной труд).
Прядильная фабрика XIX века (станки, конвейер, большое количество рабочих).
Вопросы к классу:
«Как вы думаете, какой способ производства эффективнее и почему?»
«Что должно было произойти, чтобы мастерская превратилась в фабрику?»
Ход урока
Изучение нового материала. Промышленный переворот (Первая промышленная революция, Великая индустриальная революция) – это массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.
Достижения техники позволили перейти к выпуску машин и повысить производительность труда. В первой трети 19 века появилась новая отрасль – машиностроение. Сложилась система стандартов – обязательных требований к качеству техники, которые позволяли обеспечить взаимозаменяемость деталей станков различных производителей.
Промышленный переворот на транспорте:
1. 1807 г – американский изобретатель Роберт Фултон создал первый пароход. Это позволило улучшить технику мореплавания. Фултон предложил свое изобретение Наполеону Бонапарту, однако император счёл Фултона шарлатаном. Новинкой заинтересовались англичане. Уже в 1819 г пароход «Саванна» пересёк Атлантику от Нью-Йорка до Ливерпуля за 29 дней. (В сравнение – парусникам на этот путь требовалось 2 месяца). Появление пароходов имело большое значение для роста международной торговли.
2. 1814 г – англичанин Джордж Стефенсон изобрёл паровоз. В 1830 г – в строй вошла жд длиной 56км, соединявшая Манчестер и Ливерпуль.
Промышленный переворот в с/х:
1. Немецкий химик Юстус Либих – применение хим. удобрений при обработке полей.
2. Производство и применение первых с/х машин, работающих на энергии пара – тракторы, паровые молотилки, жатки.
Физкультминутка
Промышленные страны:
1. Великобритания – «промышленная мастерская мира», наиболее высокие темпы технических нововведений. К 1850 г – на её долю приходилась половина мировой добычи каменного угля, выплавки чугуна, переработки хлопка. Активный вывоз машин и оборудования – главное во внешней торговле.
2. США (особенно в северо-восточных штатах) – переворот начался в хлопчатобумажной промышленности, как и в Великобритании. 1820 гг – появились первые фабрики, где использовались механические станки, 1830-1850 гг – жд строительство, обгонявшее Англию.
3. Франция – промышленный переворот начался только после революции 1830 г. Активное развитие лёгкой промышленности, строительство жд, развитие металлургии.
4. Отдельные промышленные центры:
-территория Германии: Рейнская область, Силезия, Саксония, Рурская область;
- Австрия: Чехия
- Сардиния
Закрепление изученного материала. «Плюсы и минусы» (Мини-дискуссия). Класс делится на две группы. Одна группа аргументирует положительные последствия промышленного переворота (рост производства, технический прогресс, новые изобретения), другая – отрицательные (экологические проблемы, эксплуатация труда, социальное расслоение, жизнь в трущобах). Это учит видеть многогранность исторического процесса.
Рефлексия. Что вам больше всего понравилось на уроке?
Д/з: Базовый уровень (для всех): Прочитать соответствующий параграф учебника. Составить в тетради план-конспект на тему: «Основные этапы и последствия промышленного переворота».
Повышенный уровень (на выбор): Творческое: Написать эссе-размышление на тему: «Мог ли промышленный переворот начаться не в Англии, а в другой стране? Свой ответ аргументируйте».