Починок Наталья Александровна, учитель начальных классов, МБОУ ООШ №11,п.Мирный г.горячий Ключ Краснодарского края. «Промыслы и ремёсла на Кубани » 2 класс |
Цель: Создать условия для знакомства учащихся с народными художественными промыслами и ремёслами на Кубани
1.Познакомить учащихся с народными художественными промыслами и ремёслами на Кубани: художественная ковка металла, лозоплетение, гончарное производство, деревообработка, вышивка.
2.Развивать творческие способности.
3.Воспитывать любовь к родному краю, интерес к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
Оборудование: мультимедийная презентация, цветные карандаши, альбомные листы, пословицы для работы в группах, демонстрационные карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему: (работа в группах)
Пословицы: (слайд 1)
1. « Всякому молодцу ремесло к лицу».
2. « Имею ремесло - и на камне хлеб достану».
3. « Ремеслу везде почёт».
4. «Не просит ремесло хлеба, а само кормит».
5. «Всякое ремесло достойно уважения».
- Обьясните смысл пословиц.
- О чём идёт речь в пословицах?
- О чём мы сегодня на уроке будем говорить?
3.Тема урока: ( слайд 2).
-Сегодня мы поговорим о промыслах и ремёслах на Кубани. Узнаем, каким ремеслом занимались наши предки и проследим развитие этих ремёсел в наши дни. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова (слайд 3). 
4. Словарная работа:
«Промысел – мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном».
«Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом».
5.Работа по теме урока:
В 1792году царица Екатерина Вторая особой грамотой пожаловала земли казакам за верную службу (слайд4). Их ожидал чудесный благодатный край, о котором Кронид Обойщиков написал такие прекрасные слова : (слайд5)
Отчий край!
Вишневые рассветы,
Двух морей и неба синева.
Для тебя
Кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
Прекрасна кубанская земля, но самое её большое богатство – это люди, живущие здесь. Каждая семья отличается гостеприимством и трудолюбием. Умение работать руками, мастерить, всегда ценилось в казачьих семьях.
Казаки - переселенцы построили первые станицы. Они занимались разными ремёслами, так как для этого нужно было сырьё. Каким сырьём был богат тот или иной район, этим ремеслом и занимались люди.
Первые поселенцы на Кубани были, прежде всего, воинами. А воину, как полагается, нужно оружие. Старались казаки украсить его чеканкой, используя опыт мастеров Северного Кавказа. Когда стал отстраиваться Екатеринодар, пригодились мастера по ковке металла. Особенно красивы были выкованы решётки и ограждения (слайд 6). На старых домах сохранились ажурные металлические узоры. В наши дни этот промысел возрождается. Кованые ворота, решетки на окна, лестничные ограждения, козырьки и навесы придают неповторимый облик помещению снаружи (слайд 7).
Домашнюю утварь приходилось делать из подручного материала.Так возникло на Кубани лозоплетение и работа с соломкой в степных районах края (слайд 8). « Хлеб – всему голова». Эта поговорка вошла прочно в нашу жизнь. Поле давало крестьянину и тепло, и корм скоту, и крышу в избе. А ещё – поделочный материал. Из соломки казачатам плели игрушки, украшали шкатулки и табакерки.В наше время изделия из лозы и соломки служат украшением внутри помещения ( слайд 9).
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (глина) (слайд10).
Моя Родина – село Белая Глина. Как вы думаете, почему оно так называется? В нашем районе богатые залежи глины разных сортов. Поэтому земляки занимались гончарным производством. Круглый год в доме мастеров крутили гончарный круг, месили глину, во дворе дымились печи – горны, в которых обжигали готовое изделие из глины. В неё добавляли песок, чтобы не трескалась при обжиге. Сверху глина покрывалась глазурью. Мастеров,работающих с глиной называют гончарами. Откуда же появилось это слово?В старину этих людей называли « горнчар» от слова «горн» - печь. Со временем буква « р» потерялась,и мы получили слово «гончар».( слайд 11)
- Вы знаете какой посудой пользовались наши предки?
Глечики, кувшины, миски- посуда, которой пользовались наши предки. В ней они хранили молоко, сметану, квас. Для варений и солений – макитры. Сосуды, выполненные в украинском стиле, отличались от русских тем, что украшались многоцветной росписью или лепными украшениями с растительным орнаментом. Скульптурные формы, которыми украшались глиняные изделия, мастерами изготавливались в ручную (слайд 12).
В лесогорных районах преобладали промыслы, связанные с обработкой дерева:
- Что изготавливали наши предки из дерева?
На Кубани казаки наладили производство колес, телег, предметов быта – лавки, скамейки, сундуки, в которых хранили одежду и вышитые полотенца(слайд 13). В наше время предметы из дерева украшают парки и скверы, детские площадки Краснодарского края (слайд 14).
«К стежку стежок
И лег листок
На ткань натянутую туго.
К стежку стежок
И лепесток
Я отнесу в подарок другу » .
-О каком ремесле идет речь в стихотворении?
Вышивка – один из видов народно – прикладного искусства, развитый повсеместно на Кубани. Искусство вышивать передавалось в казачьих семьях по наследству(слайд 15).
- Какие предметы казаки украшали вышивкой?
Вышивкой украшали одежду, полотенца – рушники, настольники – покрывала на стол, салфетки и многое другое. Больше всего использовали красный и чёрный цвет. Вышитыми полотенцами украшали жилище, одаривали гостей. Для вышивки пользовались орнаментом ( повторяющийся узор. Орнаменты бывают: ) ( слайд16)
-геометрические;
- растительные;
-зооморфные (животные, птицы, насекомые)
-антропоморфные ( фигурки людей)
- эпиграфические (буквы)
Птица в древности считалась посланницей солнца. Вышитые ласточки, петушки, голуби, соловьи и кукушки были оберегом для женщины и её детей. В кубанской вышивке использовались изображения насекомых: бабочки, мухи, пчелы. Конь – один из популярных мотивов в вышивке. Роза, лилия, тюльпан, гвоздика – этими цветами часто вышивали края рукавов, низ рубахи. Геометрические узоры – прямоугольники, ромбы, треугольники украшали салфетки. Эпиграфические – это надписи: « На долгую память».
Узор может быть вышит по краю или в середине изделия.
В низенькой светёлке
Огонёк горит,
Молодая пряха
У окна сидит (слайд17).
В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом. Она одевала всю семью. В степных районах , где занимались выращиванием овец, на прялке плели нити из шерсти и вязали теплые вещи вечерами, собираясь на посиделки. На Кубани говорили в старину:« Какова пряха, такова и рубаха».
- Как понимаете смысл пословицы?
« Прядись, куделя на этой неделе…»- эту поговорку знали все на Кубани. Закончится работа в поле – начинается работа в доме. Чтобы кудель ( пучок волокон) превратить в нить, её привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их – вот и получалась нить.
Теперь можно заняться и ткачеством – из ниток делать ткань. Эта работа тоже требовала сноровки, большой усидчивости и трудолюбия. Дело шло медленно, так как полотно выходило узкое – всего 37 см. Долгими вечерами сидели девушки со спицами и пяльцами, подготавливая себе приданое к свадьбе.
В наше время активно развивается узорное ткачество (слайд 18).
4. Практическая часть урока:
Славится наша земля умельцами. Девочки уже в 8 - 9 лет ткали, пряли, вышивали. Мальчиков учили мастерить нехитрую домашнюю мебель и деревянную утварь, выполнять строительные работы. Трудолюбивый человек на Кубани всегда был в почёте и уважении. А наступал воскресный день, и на торговой площади шумела ярмарка. Все продавали свои изделия. Давайте и мы устроим свою ярмарку в классе. Получите задания по группам и прорекламируйте свой товар. Пусть все узнают из чего он изготовлен, для чего нужен.
Создание предметов народно – прикладного искусства Кубани для «ярмарки» (работа в группах) ( слайд19) ( задания получают в конвертах и выполняют под музыку кубанских композиторов ).
1 группа: украсить трафареты глиняной посуды.
2. группа: украсить трафареты игрушек из лоскутков.
3. группа: Выполнить орнамент для вышивки полотенца.
4. группа: выполнить эскиз решётки из металла для современного офиса.
5.группа: придумать рисунок для деревянного сундука.
5.Экспресс – выставка работ учащихся.
( слайд20) « Кубанская ярмарка»
6. Итог урока:
- С какими ремёслами мы сегодня познакомились?
- Продолжают ли развиваться эти ремёсла на Кубани?