СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проникновение серьезной и легкой музыки в произведениях Дж.Гершвина

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для изучения темы "Блюз и спиричуэлс"

Просмотр содержимого документа
«Проникновение серьезной и легкой музыки в произведениях Дж.Гершвина»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»


Открытый урок по музыке в 8 классе на тему:

«Проникновение серьезной и легкой музыки

в произведениях Дж.Гершвина «Блюз Западной окраины и «Роллем Пит».

Учитель музыки: Волобуева Ольга Ивановна.


Цель урока:

1.Продолжить знакомство со стилем джаз на основе творчества Дж.Гершвина.

2.Ознакомить учащихся со следующей гранью рассмотрения взаимовлияния двух сфер музыки в одном произведении –это слияние двух стилей и рождения на этой основе нового музыкального явления.

3.Показать учащимся взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в рамках одного произведения.

Музыкальный материал:

1.Дж.Гершвин «Блюз Западной окраины»

2. «Роллем Пит»

3.Муз. М.Минкова, сл.Д.Иванова «Старый рояль».

Ход урока.

Урок начинается со звучания фрагмента джазовой пьесы.Вместе с учени-

ками учитель выясняет:

1.Какая музыка прозвучала?

2.Что такое –джаз?

3.Когда и где он появился?

4.Особенности джаза?

5.Имена мастеров джаза.

6.Известные исполнители джаза.

Итак, джаз многолик. История джаза- часть истории ХХ века.В 20 годы

существовало выражение «век джаза».Джаз формировался на основе

негритянского фольклора американских негров. Вывезенные в Америку

негры -рабы вначале посещали церковь и участвовали в пении церковных гимнов.Когда же их из церкви изгнали,то в своих отдельных церквях и на

религиозных собраниях они стали исполнять христианские гимны на африканский манер.Так появился спиричуэлс.

Спиричуэлс- христианские гимны на африканский манер,духовные песни-молитвы.Для них характерно: импроимпровизация, повышенная эмоциональность исполнения,своеобразность ритма.По такому же принципу исполнения рождается инструментальная музыка негров-регтайм,буги-вуги.

Сначала ее играли небольшие оркестры.В их состав входили такие инструменты ,как:кларнет,тромбон,туба,ударные инструменты.

Оркестры принимали участие в карнавальных действиях,гуляниях,похоронах,

а со временем начали исполнять танцевальную музыку.Из таких коллективов

образовались первые джазовые оркестры.

В начале столетия кое-кто и ,наверное,не без причин считал джаз вызывающе-анархистским,вульгарным.Его не принимали люди,воспитанные на традициях европейской музыкальной классики.Джаз их очень раздражал.

Сегодня существует много стилей и направлений джаза.

Все знают,что джаз начинается с ритма(чередование и соотношение долгих и коротких долей и акцентов).Слушая джаз,мы чувствуем внутреннюю ритми-

ческую пульсацию(равные доли),так называемый бит(основа для ритми-ческих узоров) в импровизациях солных инструментов.

Известный негритянский певец ,музыкант –Луи Армстронг сказал: «Если вы,

слушая музыку,не притоптываете ногой,вам никогда не понять ,что такое-

-джаз!».Бит создается ритм-группой: ударные инструменты,контрабас,

гитара,ф-но.

А теперь послушаем,как звучит бит в негритянском блюзе «Роллем Пит».

Анализируем.

Его образность точно выражена в словах Л.Бернстайна: «Я люблю его

за то,что он никогда не бывает окончательно печальным или окончательно

веселым…самый,что ни есть веселый,буйный джаз,всегда чуть-чуть отдает горечью.Я люблю джаз и за его юмор.Он, действительно, играет нотами.

Говоря о музыке,мы всегда употребляем слово «играть»-мы играем Брамса

или Баха,хотя термин этот больше всего подходит к теннису.

Но джаз- это и в самом деле игра.Он «дурачится» с нотами,забавляется

с ними…»

В качестве обобщения задаю вопрос:

Джаз-это серьезная или легкая музыка?



Сегодня на уроке вы услышали слова «импровизация»

Знакомлю учеников с новыми терминами и именами джазовых исполнителей(вывешиваю картинки с этими словами и портретами).

Итак,импровизация-это вид музыкального творчества,во время которого

мелодия создается непосредственно в процессе исполнения.

Теперь поговорим о блюзе и спиричуэлсе.

Что же такое блюз?

Блюз-сольная песня.Название ее происходит от английского слова blues-

-меланхолия,хандра.

За диким,отчаявшимся весельем блюзов скрывалась трагедия целого

народа.Вот почему простая песня как бы вырастает до уровня глубокого

музыкального обобщения.Таков «Блюз Западной окраины».В нем говорится:«Блюз наполняет меня с головы до пят,я печален сегодня,я полон мрачных предчувствий,когда я иду на Западную окраину,где меня ждет так много страданий…»

Слушаем «Блюз Западной окраины»

Известый негритянский поэт Л.Хьюз писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно-грустной музыки,гораздо

более грустной,чем спиричуэлс.Это потому,что в блюзах горесть не смягчена слезами,а наоборот ожесточена смехом-абсурдным,противоречивым смехом горя,который рождается ,когда нет веры,на которую можно опереться.

Анализируем.

Мелодия в джазе,как правило,не играет определяющей роли.Своеобразие джазовой музыке придает ритмическая изобретательность и оркестровые

эффекты,а так же стиль исполнения.Не случайно джазовые музыканты

часто пользуются уже известными популярными мелодиями песен для

своих джазовых обработок.

Таким образом,можно сделать вывод,что состояние одиночества и соци-

альной неустроенности выразилось в музыке блюзов.К тому же местом

распространения блюзов стали всевозможные притоны и дешевые кабачки,

потому,что на серьезную эстраду негритянские артисты не имели доступа.

Негры имели право показываться на сцене только в развлекательных представлениях ,и то в амплуа шутов и комедиантов.

Теперь мы с вами знаем,что лежит в основе джаза.Это фольклор амери-

канских негров,импровизация,свобода ритма и мелодии,постоянная ритмическая пульсация.И еще…в основе джаза лежит имитация разговорной речи.Отсюда необычность и сложность ритма интонации.

Мы сегодня говорили о джазе,слушали его,почему бы нам не спеть джаз.

Поем песню «Старый рояль» муз.М.Минкова,сл.Д.Иванова.

Слушая ее,обратите внимание на вступление –имитация импровизации,

на запев и припев –они разные по характеру и метроритму,но их обьеди-

няет звучание внутренней пульсации,единый музыкальный образ.

Работаем над запевом по фразам,обращаем внимание на сложность ритма,

интонации движение мелодии.

Таким образом,джаз-это легкая ,развлекательная музыка,но она все чаще

звучит в концертных залах,она сложная по технике исполнения,а иногда и по содержанию.Джаз требует от слушателей не только заинтересованности,но

хотя бы начальных знаний об истории,стиле и законе джаза;от музыкантов,

певцов –профессионального мастерства,откровенности,влюбленности в

джаз,в его интонации и ритмы.