ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
Открытый урок по музыке в 8 классе на тему:
«Проникновение серьезной и легкой музыки
в произведениях Дж.Гершвина «Блюз Западной окраины и «Роллем Пит».
Учитель музыки: Волобуева Ольга Ивановна.
Цель урока:
1.Продолжить знакомство со стилем джаз на основе творчества Дж.Гершвина.
2.Ознакомить учащихся со следующей гранью рассмотрения взаимовлияния двух сфер музыки в одном произведении –это слияние двух стилей и рождения на этой основе нового музыкального явления.
3.Показать учащимся взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в рамках одного произведения.
Музыкальный материал:
1.Дж.Гершвин «Блюз Западной окраины»
2. «Роллем Пит»
3.Муз. М.Минкова, сл.Д.Иванова «Старый рояль».
Ход урока.
Урок начинается со звучания фрагмента джазовой пьесы.Вместе с учени-
ками учитель выясняет:
1.Какая музыка прозвучала?
2.Что такое –джаз?
3.Когда и где он появился?
4.Особенности джаза?
5.Имена мастеров джаза.
6.Известные исполнители джаза.
Итак, джаз многолик. История джаза- часть истории ХХ века.В 20 годы
существовало выражение «век джаза».Джаз формировался на основе
негритянского фольклора американских негров. Вывезенные в Америку
негры -рабы вначале посещали церковь и участвовали в пении церковных гимнов.Когда же их из церкви изгнали,то в своих отдельных церквях и на
религиозных собраниях они стали исполнять христианские гимны на африканский манер.Так появился спиричуэлс.
Спиричуэлс- христианские гимны на африканский манер,духовные песни-молитвы.Для них характерно: импроимпровизация, повышенная эмоциональность исполнения,своеобразность ритма.По такому же принципу исполнения рождается инструментальная музыка негров-регтайм,буги-вуги.
Сначала ее играли небольшие оркестры.В их состав входили такие инструменты ,как:кларнет,тромбон,туба,ударные инструменты.
Оркестры принимали участие в карнавальных действиях,гуляниях,похоронах,
а со временем начали исполнять танцевальную музыку.Из таких коллективов
образовались первые джазовые оркестры.
В начале столетия кое-кто и ,наверное,не без причин считал джаз вызывающе-анархистским,вульгарным.Его не принимали люди,воспитанные на традициях европейской музыкальной классики.Джаз их очень раздражал.
Сегодня существует много стилей и направлений джаза.
Все знают,что джаз начинается с ритма(чередование и соотношение долгих и коротких долей и акцентов).Слушая джаз,мы чувствуем внутреннюю ритми-
ческую пульсацию(равные доли),так называемый бит(основа для ритми-ческих узоров) в импровизациях солных инструментов.
Известный негритянский певец ,музыкант –Луи Армстронг сказал: «Если вы,
слушая музыку,не притоптываете ногой,вам никогда не понять ,что такое-
-джаз!».Бит создается ритм-группой: ударные инструменты,контрабас,
гитара,ф-но.
А теперь послушаем,как звучит бит в негритянском блюзе «Роллем Пит».
Анализируем.
Его образность точно выражена в словах Л.Бернстайна: «Я люблю его
за то,что он никогда не бывает окончательно печальным или окончательно
веселым…самый,что ни есть веселый,буйный джаз,всегда чуть-чуть отдает горечью.Я люблю джаз и за его юмор.Он, действительно, играет нотами.
Говоря о музыке,мы всегда употребляем слово «играть»-мы играем Брамса
или Баха,хотя термин этот больше всего подходит к теннису.
Но джаз- это и в самом деле игра.Он «дурачится» с нотами,забавляется
с ними…»
В качестве обобщения задаю вопрос:
Джаз-это серьезная или легкая музыка?
Сегодня на уроке вы услышали слова «импровизация»
Знакомлю учеников с новыми терминами и именами джазовых исполнителей(вывешиваю картинки с этими словами и портретами).
Итак,импровизация-это вид музыкального творчества,во время которого
мелодия создается непосредственно в процессе исполнения.
Теперь поговорим о блюзе и спиричуэлсе.
Что же такое блюз?
Блюз-сольная песня.Название ее происходит от английского слова blues-
-меланхолия,хандра.
За диким,отчаявшимся весельем блюзов скрывалась трагедия целого
народа.Вот почему простая песня как бы вырастает до уровня глубокого
музыкального обобщения.Таков «Блюз Западной окраины».В нем говорится:«Блюз наполняет меня с головы до пят,я печален сегодня,я полон мрачных предчувствий,когда я иду на Западную окраину,где меня ждет так много страданий…»
Слушаем «Блюз Западной окраины»
Известый негритянский поэт Л.Хьюз писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно-грустной музыки,гораздо
более грустной,чем спиричуэлс.Это потому,что в блюзах горесть не смягчена слезами,а наоборот ожесточена смехом-абсурдным,противоречивым смехом горя,который рождается ,когда нет веры,на которую можно опереться.
Анализируем.
Мелодия в джазе,как правило,не играет определяющей роли.Своеобразие джазовой музыке придает ритмическая изобретательность и оркестровые
эффекты,а так же стиль исполнения.Не случайно джазовые музыканты
часто пользуются уже известными популярными мелодиями песен для
своих джазовых обработок.
Таким образом,можно сделать вывод,что состояние одиночества и соци-
альной неустроенности выразилось в музыке блюзов.К тому же местом
распространения блюзов стали всевозможные притоны и дешевые кабачки,
потому,что на серьезную эстраду негритянские артисты не имели доступа.
Негры имели право показываться на сцене только в развлекательных представлениях ,и то в амплуа шутов и комедиантов.
Теперь мы с вами знаем,что лежит в основе джаза.Это фольклор амери-
канских негров,импровизация,свобода ритма и мелодии,постоянная ритмическая пульсация.И еще…в основе джаза лежит имитация разговорной речи.Отсюда необычность и сложность ритма интонации.
Мы сегодня говорили о джазе,слушали его,почему бы нам не спеть джаз.
Поем песню «Старый рояль» муз.М.Минкова,сл.Д.Иванова.
Слушая ее,обратите внимание на вступление –имитация импровизации,
на запев и припев –они разные по характеру и метроритму,но их обьеди-
няет звучание внутренней пульсации,единый музыкальный образ.
Работаем над запевом по фразам,обращаем внимание на сложность ритма,
интонации движение мелодии.
Таким образом,джаз-это легкая ,развлекательная музыка,но она все чаще
звучит в концертных залах,она сложная по технике исполнения,а иногда и по содержанию.Джаз требует от слушателей не только заинтересованности,но
хотя бы начальных знаний об истории,стиле и законе джаза;от музыкантов,
певцов –профессионального мастерства,откровенности,влюбленности в
джаз,в его интонации и ритмы.