Пропаганда здорового образа жизни
как средство профилактики среди детей школьного возраста
Хочешь быть здоровым - бегай.
Хочешь быть умным - бегай.
Хочешь быть красивым - бегай.
Если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Жизнь - это то, что люди больше всего
Стремятся сохранить и меньше всего берегут.
(Пьер Жан Беранже)
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее
сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на
свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье
детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья
общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет
целый ряд негативных тенденций. Рождение здорового ребенка стало
редкостью.
В связи с этим все боле ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и образование должны стать поистине «здоровье сохраняющими».
Первым необходимым условием здоровья детей является тесное взаимодействие и преемственность семьи и школы.
Вторым условием успешного внедрения здоровье сохраняющего воспитания и образования является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать не только расхожей фразой, а действительно образом, стилем жизни взрослых – как педагогов, так и родителей.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом
первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение
стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических
знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением
неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные, социальные, экономические и экологические
условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях,
которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обуславливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет,
и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к
своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за
исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и
восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения
свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к
здоровью.
Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся показывает, что
Количество детей, с девиантным поведением уменьшилось, (на внутришкольном контроле состоят 4 человека, примерно 7% от общего числа обучающихся).
И это связано с мероприятиями, которые проводятся в нашей школе, а именно:
систематический контроль над соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе,
созданы комфортные условия для учебно-воспитательного процесса,
оборудованы кабинеты, работает спортивный зал,
систематическое медицинское обслуживание (профилактические прививки, диспансеризация) и профилактика заболеваний проводится в тесном контакте с медицинским работником и родителями,
для профилактики травматизма и вредных привычек привлекаются
социальные партнеры. Проводятся внеклассные мероприятия, используются ресурсы урочной системы, просмотры фильмов и видеороликов о вредных привычках и их влиянии на здоровье, судьбу человека.
Пропаганда ЗОЖ проводится через проведение тематических классных
часов, родительских собраний, конкурсов, викторин, выявление лучших
спортсменов.
Обучающиеся принимают активное участие в акциях, общешкольных мероприятиях:
Кросс нации
Акция «Береги здоровье с детства»
Акция «Против наркотиков»
Акция «Будь здоров»
Акция «Мак»
«Внимание – дети!
«Чистый двор»
«Спорт как альтернатива пагубным привычкам»
«Сообщи, где торгуют смертью»
«Стоп ВИЧ СПИД»
«Мы выбираем здоровье»
День здоровья
Акция «Свет в окне»
День отказа от курения
Акция «Зеленая весна»
Акция «Адрес ветерана»
и др.
Все эти мероприятия нацеливают обучающихся на ценность своего здоровья.
В нашей школе сложилась система физического воспитания и организации активно-двигательного досуга. Проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы. Ежегодно обучающиеся участвуют в школьной и районной спартакиадах, проводятся дни здоровья, организована работа
детских оздоровительных лагерей. Коллектив филиала, в пример детям, принимают участие в фестивале ГТО. Учащиеся тоже активно участвуют в сдаче норм ГТО.
Систематически работают спортивные секции. Все учащиеся, которые
находятся на внутришкольном контроле посещают от трех и более кружков и
секций дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Формы работы с детьми, состоящими на профилактическом учете разнообразны: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры,
просмотр и обсуждение кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты,
конкурсы, праздники, ежегодное участие в районных спартианских соревнованиях.
Организация свободного времени учащихся стоит на высоком уровне.
Ведь умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих
проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей.
Необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в
полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования
своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной
цели.
И для этого спланированы такие виды работ, как:
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей «группы риска» в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделяется изучению читательских интересов. Запись
в библиотеку, отслеживается периодичность ее посещения, помощь в
составлении списка интересных и необходимых для развития книг.
объединениях (группе, на прогулке). По необходимости помощь в
переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчестваучащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
В школе работает волонтерский отряд, в который привлекаются дети
«группы риска». Под руководством учителей учащиеся оказывают
посильную помощь «детям войны», труженикам тыла, пожилым
людям, детям-инвалидам, ухаживают за мемориалом села.
В школе активно работает РДШ (Российское движение школьников), все учащиеся движения зарегистрированы и имеют свою страничку в соц. сетях (https://vk.com/club181041430).
Таким образом, под здоровым образом жизни детей, а тем более детей
«группы риска» следует понимать типичные формы и способы повседневной
жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют
резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное
выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от
политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Именно в сельских школах, где обучается меньшее количество детей,
уделяется больше внимания детям «группы риска».
Ведется активная работа и с родителями детей, состоящих на ВШК.
Родители приглашаются на праздники, концерты, открытые мероприятия. В
рамках работы с родителями в школе проводятся акции: «Вторая жизнь
ненужным вещам», «Мамин праздник», экологическая акция «Сделаем вместе», «Мама, папа, я – спортивная семья» и другие.
Результаты проводимых мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни заключаются в том, что в нашей школе нет детей, состоящих на учете в ПДН. А количество детей, которые улучшили свое здоровье в результате проведенной работы по здоровому образу жизни на основе профилактической деятельности, возрастает.
Список литературы:
1. Базарный, В.Ф. Деструктивные влияния современного учебного процесса
на телесное здоровье [Текст] / В.Ф.Базарный. // Школьные технологии. –
2004. - №3. – С. 17-22.
2. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и
ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2006. - 38 с.
3. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.- М.: Линка-пресс,
2000.-317с.
4. Маханева М. Воспитание здорового ребенка.// Дошкольное воспитание
№6, 2002.-98с.
5. Шимаковская С.Ю. И А. Арямов о роли семьи в вопросах сохранения и
укрепления здоровья школьников [Текст]//Воспитание школьников.-2011.-
№1.-С.65-70