Пропедевтический курс «Основы химии» предназначен для учащихся 5-х классов, средней школы. Он ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности. Данный курс повышает интерес к познанию законов природы, подготовке учащихся к систематическому изучению курса химии на последующих этапах обучения.
Цель курса:
расширение кругозора школьников, формирование интереса к предмету, развитие практических умений.
Задачи курса:
- развитие и укрепление интереса к предмету;
- приобретение и совершенствование практических умений;
- развитие мыслительных процессов, склонностей и способностей учащихся;
- развитие умения самостоятельно получать знания;
- оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Содержание данного курса представлено пятью темами : «Введение», «Строение вещества», «Чистые вещества и смеси», «Химический элемент», «Вещества. Их значение для человека».
Учитель, исходя из конкретной ситуации , может изменить последовательность тем, незначительно увеличить или сократить время на изучение той или иной темы.
Изложение курса имеет нетрадиционный характер, учитываются психологические особенности учащихся данного возраста, в котором использование рисунка и схема способствует концентрации внимания гораздо больше, чем текст, а преобладающий вид деятельности – игра. В данном курсе рисунок и схема – основное средство подачи материала, а не просто иллюстрация к тексту.
Особое внимание курса уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить ряд практических работ, рассчитанных на целый урок, простых опытов. Очень важна комплектация учебного оборудования и наличие необходимых химических реактивов, требование соблюдения правил по технике безопасности, бережного отношения учащихся к оборудованию и экономии химических реактивов.
Курс предлагает правильное оформление тетрадей: экспериментальной части – в виде таблицы, теоретической части – в виде опорных конспектов, схем, таблиц.
Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения: лекция, рассказ, беседа, дискуссии, игровые моменты, самостоятельная работа учащихся, демонстрационный и лабораторный эксперимент, практическая работа.
Курс рассчитан на 34 часа.