в 5 классе.
Ориентационный спецкурс для учащихся 5 классов составлен с использованием пропедевтической программы для ознакомления учащихся 5-6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Спецкурс «Природа и физика» должен способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики и астрономии на последующих этапах обучения основной общеобразовательной школы, с учетом требований ГОСО 2012г Республики Казахстан.
Курс рассчитан на 34 часов, в котором учитываются психологические особенности детей данного возраста. Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнять экспериментальные задания или простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.
Основными формами проведения занятий могут быть: эвристическая беседа, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (физический эксперимент, составление и решение кроссвордов, работа с интерактивным оборудованием, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д.
Для проведения эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета и интерактивная доска для проведения интерактивных лабораторных работ. Также целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры и микрокалькуляторы.
Программа спецкурса составлена по методическому пособию 5-6 классов «ФИЗИКА-ХИМИЯ» авторов А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С.Понтак
- участвовать в дискуссиях.
№ п\п | Дата | Тема занятия | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Ожидаемый результат | Демонстрации |
| | Введение – 4 ч | | | | |
1 | | Введение. Природа. Человек –часть природы | Групповая работа Составление постера на тему «Природные явления» | Познавательно- информационная лекция с использованием ИКТ, организация групповой деятельности учащихся | Ученик должен знать: Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек –часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Физика - наука о природе. | Слайды, видео и фотографии: лесной пейзаж, вид на реку, звездное небо, жилище древнего человека, современная улица, различные виды транспорта, исследование космоса... |
2 | | Тела и вещества. Что изучает физика | Парная и индивидуальная работа | Познавательная лекция с элементами игры | Ученик должен знать: Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, оптические явления | Раздаточный материал, интерактивная игра |
3 | | Методы исследования природы. Лабораторное оборудование | Групповая работа | Информационная лекция по технике безопасности. Организация фронтальных лабораторных работ | Ученик должен знать и уметь: Описывать явления природы в литературе и искусстве; научный подход к изучению природы; наблюдение, опыт, теория. | Лабораторное оборудование: штативы, набор тел, измерительные приборы . Правила пользования и правила безопасности. |
4 | | Измерения. Измерительные приборы. Простейшие измерения | Индивидуальная работа Работа в парах | Исследовательская лекция | Ученик должен знать и понимать: Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений. Работа с подвижными шкалами. | Демонстрации. Измерительная линейка, секундомер демонстрационный, вольтметр демонстрационный, весы со шкалой, динамометр демонстрационный. |
| | Строение Солнечной системы – 4ч | | | | |
5 | | Состав Солнечной системы. Планеты Земной групы | Индивидуальная работа, работа в парах | Научно-познавательная беседа-диалог с использованием игровых моментов | Ученик должен знать: название планет Солнечной системы и их последовательность; Уметь находить их по основным признакам на интерактивной модели | Слайды, видео,интерактивные модели планет Солнечной системы |
6 | | Состав Солнечной системы. Планеты – гиганты | Индивидуальная работа, работа в парах | Научно-познавательная беседа-диалог с использованием игровых моментов | Ученик должен знать: название планет Солнечной системы и их последовательность; Уметь находить их по основным признакам на интерактивной модели | Слайды, видео,интерактивные модели планет Солнечной системы |
7 | | Точки небесной сферы. Подвижная карта звездного неба | Индивидуальная работа, работа в парах Работа с подвижной картой звездного неба | Научно-познавательная лекция | Ученик должен знать и уметь: находить основные точки на модели небесной сферы и на ПКЗН | Интерактивные модели звездного неба ПКЗН |
8 | | Практическая работа «Изучение карты звездного неба» | Индивидуальная работа, работа в парах | Организация работы учащихся практической направленности | Ученик должен знать и уметь: находить основные точки на модели небесной сферы и на ПКЗН | Интерактивные модели звездного неба ПКЗН |
| | Тела и вещества - 12 ч | | | | |
9 | | Характеристики тел и веществ | Лабораторная работа «Наблюдение различных физических тел» Различные твердые тела. | Организация лабораторной работы учащихся | Ученик должен уметь: различать физические тела | Лабораторное оборудование |
10 | | Состояние вещества | Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества». | Информационная лекция. Организация лабораторной работы учащихся | Ученик должен знать: Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества; сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и не сохранение формы жидкостями, не сохранение формы и объема газами; признаки физических явлений: при переходе вещества из одного состояния в другое не появляется новых веществ, не происходят их превращения. | Демонстрации. Различные твердые тела. Переливание подкрашенной жидкости из мензурки в сосуды разной формы, а затем — снова в мензурку. |
11 | | Масса тела | Индивидуальная работа. Работа в парах | Информационная лекция с элементами игры | Ученик должен знать: буквенное обозначение массы, единицы измерения массы и перевод единиц измерения массы | Интерактивная лабораторная работа |
12 | | Измерение массы | Лабораторная работа «Определение массы на рычажных весах» | Организация лабораторной работы учащихся | Ученик должен уметь: находить массу различных тел на рычажных весах | Лабораторное оборудование |
13 | | Температура. | Индивидуальная работа. Групповая работа. Составление постера | Информационная лекция | Ученик должен иметь представление о температуре тела, должен знать: температурные шкалы и единицы измерения | Видео, интерактивные модели |
14 | | Измерение температуры термометром | Лабораторная работа «Измерение температуры воды и воздуха» | Организация лабораторной работы учащихся | Ученик должен уметь: пользоваться термометром | Презентация «простейшие измерения» Лабораторное оборудование: термометр |
15 | | Строение вещества: молекулы, атомы | Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества» | Организация лабораторной работы учащихся | Ученик должен знать: наименьшая частица вещества – молекула, основные положения МКТ | Лабораторное оборудование: стакан с водой и стакан с раствором марганцовки |
16 | | Движение частиц вещества | Лабораторная работа «Наблюдение явления диффузии» | Организация лабораторной работы учащихся | Ученик должен знать: молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении | Слайды: броуновское движение, примеры диффузии в быту и техники, таблица Лабораторное оборудование: стакан с водой и стакан с раствором медного купороса, ароматические вещества |
17 | | Взаимодействие частиц вещества. Строение твердых тел, жидкостей , газов с молекулярной точки зрения | Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ» | Организация лабораторной работы учащихся | Ученик должен знать: частицы вещества взаимодействуют, различие в строении вещества в разных состояниях и отличия в расположении частиц | таблица Лабораторное оборудование: пластинки стекла, пластилин |
18 | | Плотность вещества | Групповая работа с игровыми моментами | Информационная лекция | Ученик должен знать: буквенное обозначение и единицы измерения плотности | Интерактивная лабораторная работа |
19 | | Связь между массой, объемом и плотностью | Работа в парах, индивидуальная работа. Урок решения задач | Организация практической деятельности учащихся | Ученик должен знать: формулу, связывающую между массой, объемом и плотностью | карточки |
20 | | Экспериментальное задание «Определение плотности вещества» | Групповая работа | Организация экспериментальной деятельности учащихся | Ученик должен уметь: пользоваться лабораторным оборудованием | Лабораторное оборудование |
| | Взаимодействие тел - 12 ч | | | | |
21 | | Действие тел друг на друга. Силы | Работа в парах | Информационно-познавательная лекция | Ученик должен знать: буквенное обозначение, единицы измерения силы. Прибор для измерения силы | Слайды Лабораторное оборудование динамометр |
22 | | Всемирное тяготение | Индивидуальная работа. Работа в парах | Информационно-познавательная лекция | Ученик должен знать: направление действия силы и формулу для ее расчета | Слайды, видео. Лабораторное оборудование динамометр |
23 | | Силы упругости | Работа в парах | Информационно-познавательная лекция | Ученик должен знать: понятие деформации, направление действия силы упругости, закон Гука | Слайды Лабораторное оборудование динамометр |
24 | | Условие равновесия тел | Групповая работа | Организация экспериментальной деятельности учащихся | Ученик должен знать: правило равновесия | Слайды Лабораторное оборудование |
25 | | Измерение силы. | Лабораторная работа «Градуировка шкалы динамометра» | Организация экспериментальной деятельности учащихся | Ученик должен знать: как измеряются силы | Слайды интерактивная лабораторная работа Лабораторное оборудование динамометр |
26 | | Силы природы | Групповая работа. Составление постера | Информационно-познавательная лекция | Ученик должен знать: какие силы действуют в природе | Мультфильм «Физика для самых маленьких» |
27 | | Электрические взаимодействия. | Лабораторная работа «Наблюдение электризации тел» | Организация экспериментальной деятельности учащихся | Ученик должен знать: что собой представляют электрические взаимодействия | Презентация Электрические явлен. Лабораторное оборудование эбонитовая , стеклянная палочки, шерстяная, шелковая ткани |
28 | | Магнитное взаимодействие | Лабораторная работа «Наблюдение магнитных явлений» | Организация экспериментальной деятельности учащихся | Ученик должен знать: что собой представляют магнитные взаимодействия | Интерактивная лабораторная работа Лабораторное оборудование полосовые магниты, компас |
29 | | Давление. Экспериментальное задание «Вычисление давление тела на опору» | Лабораторная работа «Вычисление давления на твердую поверхность» | Организация экспериментальной деятельности учащихся | Ученик должен знать: формулу давления на твердую поверхность, единицы измерения давления | Слайды Лабораторное оборудование линейка, набор твердых тел |
30 | | Давление в жидкостях и газах | Работа в группах. Составление постера | Информационно-познавательная лекция | Ученик должен знать: формулу давления газа | Слайды, интерактивная модель давления газа Лабораторное оборудование шар Паскаля |
31 | | Сообщающиеся сосуды | Групповая работа. Составление постера | Информационная лекция | Ученик должен знать: сто собой представляют сообщающиеся сосуды, где применяются в быту и технике | Слайды, интерактивные модели водопровода, шлюза |
32 | | Обобщение «Силы природы» | Контроль знаний | Организация деятельности учащихся | Проверочная работа | Раздаточный материал |
33-34 | | 33-34 Повторение – 2 ч | Составление и защита проектов | Организация деятельности учащихся | Составление и защита проектов | |