СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прощай, азбука!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка внеклассного мероприятия поможет провести праздник "Прощание с азбукой".

Просмотр содержимого документа
«Прощай, азбука!»


«Прощай, Азбука!»


Слайд 1.


Под песню «Теперь мы - первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места.


Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
1-й ученик:
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
2-й ученик:
Ровно в восемь ноль - ноль
Утром, каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс.
3-й ученик:
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
4-й ученик:
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок –
Просит книгу показать.
5-й ученик:
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
6-й ученик:
Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а» и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
7-й ученик:
Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы. 


Слайд 2.

Учитель: - Вы все научились читать и писать. Игра «Собери словечко» Собери волшебные слова из слогов.

со

спа

пас

си

ба

бо

 

зи

по

жи

жа

ты

луй

ста


Слайд 3.


1-й ученик: 
Почему не на уроках школьники с утра? 
Почему в парадной форме нынче детвора? 
Сняли с азбуки обложку, и закладок нет … 
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2-й ученик: 
Уже Земля сменила платье, 
Надела вешний свой наряд. 
Сегодня праздник – школьный праздник 
Для всех читающих ребят!
3-й ученик: 
Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься! 
4-й ученик: 
Как сегодня радуются дети – 
Стало больше грамотных на свете! 
Азбуке мы скажем: «до свиданья» 
И рукой помашем на прощанье. 
5-й ученик: 
Трудно было нам с тобой в начале, 
Мы полгода буквы изучали! 
Но теперь нам совершенно ясно, 
Что старанья были не напрасны! 
6-й ученик: 
Вдоль картинок мы шагали, 
По ступенькам-строчкам шли. 
Ах, как много мы узнали! 
Ах, как много мы прочли!


1-й ученик: 
В поезд можете садиться, 
Этот поезд быстро мчится. 
От границы до границы, 
По степям до синих гор, 
На зеленый светофор.
2-й ученик: 
В школу он спешит сейчас.
К нам на праздник в 1 класс.
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник.
Скорость набирает! 
3-й ученик: 
Прибавляет на пути:
К трем – четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучает алфавит. 

Исполняется песня «Учат в школе»


Учитель: 
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой! 
Азбука, стройся!


Слайд 4.

Выходят дети с буквами. 
Учитель: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
Гласные буквы: 
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Учитель: - Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Согласные буквы: 
А согласные согласны 
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. 

Учитель: - Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: - Алфавит!

Презентация «Забавная азбука»
А Аист в алом сапоге 
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран, 
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед 
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл, 
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит, 
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки? 
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука, 
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом 
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку 
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел 
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка 
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка 
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной 
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок 
И надел его на рог.
О В океане осьминог 
Отдохнуть на дно прилёг. 
П Пышет паром паровоз, 
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит: 
- В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене 
Как большой артист на сцене.
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой 
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой 
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком 
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне 
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил 
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку: 
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей, 
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак, 
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке, 
В мыле, в сыре, даже в рыбке. 
Э Экскаватор землю роет, 
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась, 
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт 
Яхта ягоды везёт.


Учитель: Задание 1: Угадай букву

1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)  

2. В этой букве нет угла - до того она кругла.

    До того она кругла - укатиться бы могла. (О)  

3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)  

4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)  

5. Палочка и палочка, между ними галочка.

   И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)  



Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать не умеет.
1-й ученик:
Ежедневно по утрам 
Заниматься надо нам. 
Мы с доски не сводим глаз, 
И учитель учит нас. 
2-й ученик:
Ель, топор, лопата, руки – 
В каждом слове слышим звуки. 
Звуки эти разные - 
(Вместе): Гласные, согласные.
3-й ученик:
С-с-с... - змеиный слышен свист, 
Ш-ш-ш... - шуршит опавший лист, 
Ж-ж-ж... - шмели в саду жужжат, 
Р-р-р... - моторы тарахтят.
4-й ученик:
Дружат гласная с согласной, 
Составляя вместе слог. 
МА и ША (запомни: МАША!) 
К нам явились на урок.
5-й ученик:
Если слоги встанут рядом, 
Получаются слова. 
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, 
СО и ВА, читай: СОВА.
6-й ученик:
«Мила мыла руки мылом, 
Мама кашу варит нам». 
Чтоб скорей и легче было, 
Все читайте по слогам!
7-й ученик:
Соединили мы два слова – 
Предложение готово: 
«Дождь идет. Гремит гроза. 
Улетела стрекоза».
8-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги. 
Умеем говорить, считать. 
И постепенно, понемногу 
Мы научились все читать!

А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Задание. Отгадай загадку.


  1. На ноге стоит одной,

крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

реки, горы, океаны. (Глобус)


2. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (Дневник)


3.Если ты меня отточишь,

нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Это просто ………..!(Карандаш)


4. Разноцветные сестрицы,

заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка)


5. В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Этот заяц белый …..(Мел)


6. Разноцветный ящик мой

В ранец я кладу с собой.

Ящик этот очень мал.

Называется …...(Пенал)


7. Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.(Книга)

8. Я люблю прямоту,

я сама прямая.

Сделать ровную черту

всем я помогаю.(Линейка)


9. Хоть не прачка я, друзья,

Стираю я старательно.

Если мне работу дашь –

Зря трудился карандаш.(Стерка)


Учитель:
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки. Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.



Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...


Слайд 5.


Задание.

Азбука: Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

(Дети отгадывают и герой на слайде)


Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)



С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)



Кто работать не хотел,

а играл и песни пел?

К братцу третьему потом

прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

и называется…. («Три поросёнка»)


Подарит новое корыто, и новый дом,

и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)


Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи ест большие калачи!

Чай сам наливается по его хотению,

А сказка называется… («По щучьему велению»)


Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

Названье этой книжки… («Маша и медведь»)



Было яичко у нас золотое,

а осталось лукошко пустое…

Плачет дед, плачет баба,

но их утешает… («Курочка Ряба»)


Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый ….. (Чебурашка)


Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный, говорливый, простодушный

И румяный… (Колобок)


Многим долго неизвестный,

Стал он каждому знаком.

Всем по сказке интересной

Мальчик луковка знаком.

Очень просто и не длинно

Он зовётся … (Чипполино)


Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит)


Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)


Работать умела красиво и ловко

В деле любом проявляла сноровку.

Хлеба пекла и скатерть ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла..

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)



Учитель: 
Позади нелёгкий труд 
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
Грамоты!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
Всем учащимся первого класса вручается грамота «Знатоку азбуки».


Слайд 6.
1-й ученик:
Ты за жизнь прочтёшь немало книг,
Постигая мудрую их силу.
Но навечно первою из них
Будет та, что чтению научила.
2-й ученик:
Азбуку беру в последний раз,
Несу её в просторный класс,
Учебнику я говорю: Благодарю! Благодарю! 
3-ученик:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я. 
На свете много книжек есть.
Все книги я смогу прочесть. 
4-й ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины, 
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки! 
5-й ученик:
Я с этой книжкой первый раз 
Пришел в свой первый светлый класс. 
Я эту книжку полюбил, 
Я в ней все буквы изучил, 
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» 
6-й ученик:
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
7-й ученик:
Как хорошо уметь читать, 
Не надо к маме приставать, 
Не надо бабушку трясти: 
«Прочти, пожалуйста, прочти!» 
Не надо умолять сестрицу: 
«Ну почитай ещё страницу!» 
Не надо ждать, не надо звать, 
А можно взять и прочитать!
8-й ученик:
Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!

Учитель:

- Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. Наше увлекательное путешествие от А до Я подошло к концу.