Открытый урок
в 1 классе
Смотр знаний «Спасибо, Азбука, тебе!
Открытый урок в 1 классе Смотр знаний «Спасибо, Азбука!»
Цель: воспитание у учащихся интереса к учёбе, чтению.
Задачи:
в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу;
развивать активность и творчество учащихся;
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
способствовать формированию доверительных отношений между родителями, учителем и детьми;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, удостоверения, задания на слайдах, клип песни Азбука.
Ход праздника:
Доброе утро ,дорогие гости . Ребята, слушайте внимательно стихотворение и постарайтесь предположить:
О чём мы будем говорить на уроке?
Д. ( заранее подготовленные ребята читают стихотворения)
(Ярик) 1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Книгу для учения
В тот же день приобрели.
(Егор) 2. Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать - в полгода! –
Научила нас она.
У. -Какой же книге посвящено это стихотворение?
- Почему наш учебник назван «Азбукой»?
Д. (предполагаемые ответы учеников)
-В старину буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию этих букв книга стала называться «Азбукой».
У.- Кто создал славянскую азбуку?
Д. – Кирилл и Мефодий.
У. – Как по сей день называют нашу азбуку? Как вы думаете почему?
Д. – Нашу азбуку называют кириллицей. В честь её создателя Кирилла.
II. Постановка цели и задач урока.
У. – Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока, исходя из подготовки к нему, предыдущей беседы?
Д. – Мы будем говорить об азбуке.
У.- Прочитайте тему урока.
Д. (читают на доске)
– «Спасибо, Азбука, тебе!»
У. Попробуйте определить цель нашего урока, исходя из темы.
Д. Повторить то, чему научила нас Азбука и сказать ей за это спасибо
Учитель. Уважаемые родители, гости! Дорогие мои первоклассники! Сегодня у нас особый день и необычный урок. Мы проведём смотр знаний по случаю окончания курса обучения грамоте и письма.
Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.
Стихи (первоклассники)
Самира 1. За окном снежинки вьются,
День приветливый такой
Нынче праздник в первом классе:
День прощанья с Азбукой!
Илья 2. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Вика3. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
Вадим 4. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Тамирис5. Мы в школе полгода уже отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
.
Савелий 6. Мы прочтём хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель:
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.
Буквы все – от А до Я –33 богатыря.
Давайте вместе повторим Алфавит под песню.
(видеоклип Азбука. Р. Паулс, И. Резник)
Учитель
-: Вот мы и вспомнили все буквы, которые изучили, благодаря нашей первой книге – Азбуке.
-Сейчас продолжим наш разговор о звуках и буквах.
- Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами и почему буква Я стоит в конце алфавита?
Сценка “Азбука”
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: “Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: “Попробуй, потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!
Учитель:
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя постичь науки
Вы догадались это? (ЗВУКИ).
Учитель: Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
А как нам отличить гласные звуки от согласных? Давайте разберёмся.
Ксюша : Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам,
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Матвей: Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Варвара
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
4-й ученик:
Богдан А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Мирида
ССССС змеиный слышим свист
Шшшшш шуршит опавший лист
Жжжж шмели в саду жужжат
Ррр мотры торохтят
Арман
Дружат гласные с согласной,-
Составляют вместе слог.
«Ма» и «Ша», а вместе «маша»
К нам явились на урок
Если слоги станут рядом
Получаются слова
Ты и ква , а вместе тыква
Со и ва , читай слова
Артем
Соединили мы два слова
И предложение готова
Дождь идет
Гремит гроза.Улетела стрекоза
Мы знаем буква , знаем слоги
Умеет говорить ,считать
И постепенно
Понемногу
Мы научились все читать
Все мы сегодня говорим:
Спасибо, азбука, тебе!
Учитель: Азбука приготовила для вас задания. Я надеюсь, что и с ними вы успешно с справитесь. Итак - первое испытание –
1.Прибыл поезд для зверей и птиц
В нем три вагона
В 1 вагоне поедут животные в названии которых 1 слог, во 2- два слога, 3 вагоне- три слога. Но поедут только домашние животные .( показывает карточку,а вы показываете цифру ,сколько слогов, ударение )
2 .А те, звери которые остались их расселим по домам.
В красный дом – слова, которые начинаются на гласные звуки, в синий- твердый звук, в зеленый – с мягкого согласного.
3. Слайд Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете находить слоги. Для выполнения этого задания надо из слогов составить слова.
Задание на слайде
Учитель: Молодцы! С этим заданием вы справились отлично!
Учитель:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Учитель: Составьте из букв слова «ПЕРВОКЛАССНИК» другие слова. (Слайд)
Первоклассник – лак, нос, класс, вокал, веник, лесник, сон, сор, вор, перо, репа, слон, сок, сено, сани, пика, ров, пол, полка, волк, полк, пони, кони, коса, санки, салки, салон, кино…
Учитель: Ребята, вы отлично справились и с этим заданием! А впереди у нас новое испытание.
Следующее задание. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. (Слайд )
А О Б Я
И Е Я Ю
В С Р Д
Ш П Н М
Ещё одно испытание. Буквы, из которых надо составить слово.
ЗАУБАК (АЗБУКА) ВУКАБ (БУКВА) ИНАКГ (КНИГА) ВОЛАС (СЛОВА)
Учитель: Молодцы! С заданиями Азбуки вы справились, прочитали тексты хорошо. А сейчас я попрошу вас отгадать загадки.
С виду черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят (Буквы)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю (Линейка)
Должен я пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто же это… (Ученик)
Моря и океаны,
Материки и страны –
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом (Глобус)
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем… (Букварь)
Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали(Книга). Это не простая книга. Называется она «Литературное чтение». По ней мы продолжим работу после «Азбуки».
(Слайд «Литературное чтение»)
Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Там много интересного,
Пока вам неизвестного.
К нам на урок пришла хозяйка книжного царства Г.Г
У нас еще на празднике мамы , скоро праздник 8 марта. Давайте поздравим их, прочитаем им стихи.
Учитель: Чтение тоже приготовило для вас несколько заданий.
Сейчас я прошу вас сказать, как называется сказка. (слайды)
Молодцы! Вижу, что со сказками вы тоже знакомы.
Учитель.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
(Детям вручаются удостоверения)
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети хором говорят: Спасибо, Азбука!
Учитель:
-На этом наш праздник закончен. В добрый путь по дороге знаний!
У. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение»
-Слушайте меня внимательно, как только я замолчу, вы должны продолжить:
1. Азбука учила нас читать, познакомила с алфавитом, с «первоучителями словенскими»…
Д. Кириллом и Мефодием.
2. Азбука познакомила нас с первопечатником – составителем первой русской печатной азбуки…
Д. Иваном Фёдоровым.
3.Азбука познакомила нас с произведениями замечательных писателей, таких как…
Д. С.Я. Маршак, К.И. Чуковский….