Cценарий праздника «Прощание с Азбукой»
Учитель: -Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но страницы «Азбуки» учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.
Стихи учащихся:
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Звучит песня “Азбука”. (Входит пятиклассница, переодетая в костюм Азбуки)
Азбука:- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учитель - Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за этот год. Будь нашей гостьей!
Азбука: - Спасибо за приглашение! Но сначала я хочу загадать ребятам загадки.
Загадки:
Чёрные, кривые, от рождения немые.
А как только встанут в ряд сразу все заговорят. /Буквы/.
Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие! Разные такие!
Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это…(звуки).
Вот два столба наискосок, 3. Эта буква широка
А между ними – поясок. И похожа на жука.
Ты эту букву знаешь? А? И при этом, точно жук,
Перед тобою буква … (А) Издаёт жужжащий звук. (Ж)
2. Ты с этой буквою знаком. 4. Бывает эта буква
Стоят два колышка рядком, В конце и в середине.
А между ними – поясок, В конце капусты, брюквы
Натянутый наискосок. (И) И в середине дыни. (ы)
5. На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
(Азбука раздает ребятам буквы, которые они отгадали)
Азбука:
- Молодцы! Вы прекрасно выдержали моё испытание. Теперь мы можем начинать праздник!
Учитель:
Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишним,
Но для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам!
В дорогу взять не позабудь ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь, войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях, растениях, машинах.
Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
(Раздается стук, входит Нехочуха – переодетая пятиклассница)
Нехочуха: - Ой! Куда это я попала?
Учитель: - Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?
Нехочуха: - Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?
Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.
Нехочуха: - Я тоже хочу на праздник.
Учитель: - Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Нехочуха: - Я нигде не учусь!
Учитель: - Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!
Нехочуха: - А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!
Учитель: - Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу!
Нехочуха: - Не знаю и знать ничего не хочу!
Учитель: - Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?(Ответы детей)
С первых дней учебы в школе мы изучали грамматику. Давайте покажем и расскажем Нехочухе чему мы научились.
- Ребята, расскажите о буквах, которые изучили.
Стихи детей о буквах.
Ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель:- назовите буквы, обозначающие гласные звуки
Ученик:
А согласные... согласны шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Учитель: - Назовите буквы, обозначающие гласные звуки .
- И буквы, которые не обозначают звука (они указывают на мягкость и твёрдость согласных).
Ученик:
Твёрдый знак с богатырём одолел крутой подъём,
Мягкий знак попробуй, тронь, он горячий, как огонь.
Учитель: А теперь наш путь – в сказку. Здесь нас уже ждут сказочные феи.
(Выходят две девочки в костюмах фей)
1-я фея: - Волшебного вам дня , дорогие ребята и все гости!
2-я фея: - Мы всегда будем вам рады в нашей Стране сказок.
1-я фея: - А сейчас мы узнаем , знакомы ли вы с некоторыми сказками.
2-я фея: - Я буду читать отрывки из сказок, а вы должны мне сказать их названия .
1. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. («Лиса и журавль».)
2. Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».)
3. – Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)
4. – Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)
5. А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)
6. Зашёл Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка».)
7. Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
2-я фея: - Молодцы, ребята, легко справились с моим заданием!
1- я фея: - Попробуйте теперь справиться с моим испытанием. Я теперь буду сказки называть, но с ошибкой в названии, а вы эти ошибки должны будете исправить.
- «Снежная принцесса».
- «Илья Царевич и Серый волк».
- «Стойкий железный солдатик».
- «Гадкий цыпленок».
- «Сказка о бабке и рыбке».
- «Горшочек супа».
- «Коза и семеро волчат».
1-я фея: - Молодцы, ребята, и с моим заданием справились!
Учитель: - Феи, вы остались довольны знаниями ребят?
2- фея: - Очень довольны!
1-я фея: - Приходите к нам почаще в Страну сказок! До свиданья!
Учитель: - Нехочуха, что же ты не помогала ребятам отвечать на вопросы фей?
Нехочуха: - Я никогда не читала и не слушала таких сказок (вздыхает и разводит руками).
Учитель: - Как плохо, нехочуха!
Азбука: - Ребята, а знаете ли вы, что такое пословицы?
(Ответы детей)
Азбука: - Да, пословица – это краткая, мудрая, поучительная мысль.
И сейчас, ребята, я предлагаю поработать вам в группах. Пословицы рассыпались, надо их составить.
Азбука – к мудрости ступенька.
Кто много читает- тот много знает.
Азбука: - Молодцы, ребята, и с этим заданием справились быстро.
Учитель: - Нехочуха, прочитай пословицы, которые составили ребята.
Нехочуха: - Я не умею читать (вздыхает и разводит руками).
Учитель: - Ребята, давайте поможем Нехочухе, прочитайте .
- О чём все эти пословицы? (о книге)
- Есть еще пословица:
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
- Как вы ее понимаете? Что такое аз и буки?
- Для чего нам нужно уметь читать? (узнавать новое, интересное, быть грамотными, уметь правильно писать)
Учитель: - Молодцы, дети! Вы уже многое узнали.
- А тебе, Нехочуха, будет трудно в жизни, так как ничему не научилась.
Нехочуха: (вздыхает и разводит руками).
Учитель:- Нехочуха, ты по-прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”?
Нехочуха. - Нет! Я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!
Учитель:- Понравилось ли тебе у нас на празднике?
Нехочуха: - Очень понравилось! На следующий год обязательно приду в школу в 1 класс учиться грамоте!
Дети благодарят Азбуку:
- Спасибо, Азбука, за все,
Что сделала для нас!
За слово первое твое,
За первый твой рассказ.
Ты научила нас читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда!
Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
Азбука:
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! На память о себе я бы хотела подарить вам интересные книжки.
Учитель: - Ребята, прежде чем вы их получите, вы должны пройти последнее испытание. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «Нет « или «Да»
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да)
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет,
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет)
Знайте каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да)
Азбука: - Теперь я спокойна! (Вручает каждому ученику книгу и удостоверения)
Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились.
Азбука: - Мне пора уходить.
Нехочуха: - Азбука , возьми, пожалуйста , и меня с собой! Обещаю, я исправлюсь и никогда не буду больше говорить слова «не хочу» и «не буду»!
Азбука: - Поверим Нехочухе , ребята?
(ответы детей)
Азбука: - Ну хорошо, возьму тебя с собой.
Азбука и Нехочуха: - До свидания! (Уходят)
Слово библиотекарю. (Представляется, читает телеграмму детям)
ТЕЛЕГРАММА из Книжной страны. РЕБЯТАМ!
Не крутите старый глобус,
Не найдёте вы на нём,
Той страны - “Библиотеки” -
Той, в которой мы живём.
Здесь у нас свои порядки:
Есть шкафы, есть стеллажи,
Есть у нас свои квартиры,
Полки, адреса свои.
Приходите к нам учиться,
Приходите к нам играть.
Кто тут ленится? Скучает?
Приглашаем почитать!
Ваши друзья - книги!
Учитель.
Подошёл к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки! Вам, мальчишки!
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!