Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» п. Новокавказского Александровского района Ставропольского края
Внеклассное мероприятие
по литературному чтению
«Прощание с Букварем»,
проведенное в 1 классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Христенко Т.А.
2019 – 2020 учебный год
Праздник «Прощание с Букварем»
Задачи:
1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.
Оборудование: экран, ноутбук, шары, буквы.
Ход мероприятия:
Сияньем глаз лучистых
Наполнен зал притихший
И светятся улыбки,
И песня рвётся ввысь.
Сегодня в школе праздник!
И всем гостям мы рады!
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
- Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили первую школьную книгу – букварь. Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили порог школы и стали школьниками. За это время вы научились читать и писать. Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас всему умный, интересный, занимательный букварь.
Букварь – это мудрая книга, и нет ни одного человека, который не начинал бы учёбу без букваря. Страницы букваря учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила. А вы знаете, что букварю более 400 лет? Это одна из самых старых книг во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием работы над букварём и желаю успехов в учёбе и в вашем будущем.
Мальчик в руках держит изображение поезда:
1. Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор
На зеленый светофор.
2. В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник,
Скорость набирает.
3. Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
4. Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свидания, Азбука!»
5. Не волнуйтесь наши мамы.
Мы сидим за партой прямо.
Если дождик льётся косо,
Все равно стучат колеса.
Светофор огнём горит,
Школьный поезд вдаль спешит!
Ведущий:_- А теперь послушайте, как 1-классники выучили алфавит.
1. Буквы выстроились в ряд, По порядку все стоят. Азбука должна всегда Начинаться с буквы … | 18.(показывает П)"П" – прекрасная певица, Помнит, что пингвины птицы! Ставят все ее в пример Разгильдяйке букве … |
2.(показывает А) "А" летает альбатросом И акулой ест матросов, Но всегда в любой борьбе Первой будет буква … | 19.(показывает Р) "Р" работает радаром, За зарплату, а не даром. От ее рычанья стресс У слона на букву … |
3. .(показывает Б) "Б" бодается бараном, В бубны бьет и барабаны, А в веселом волшебстве Всех обгонит буква … | 20.(показ. С) "С" сарай в селе построит И секрета не откроет, Что меж кресел в варьете Табурет на букву … |
4. (показывает В)"В" под вечер волком воет И водою вишню моет. Голенище ж в сапоге это гордость буквы… | 21.(показывает Т)"Т" танцует до упаду, Но как трактор, если надо, Перепашет целину вместе с умной буквой... |
5. (показывает букву) "Г" гусями гоготала, Гайки вниз с горы катала, На гитаре и дуде Гимн играла с буквой … | 22.(показывает У) "У" учитель и ученый, Он открыл укроп копченый. Пригласит его в кафе Фантазерка буква … |
6.(показ. Д) "Д" дорогой вдаль стремится, Дятлом по стволу стучится. А тем временем в дупле Спит енот на букву… | 23.(показывает Ф)"Ф" нам фокусы покажет, "Фу" и "Фас" собаке скажет. Фей укутает в меха Лисий хвост на букву … |
7. (показывает Е)"Е" единорогом скачет, Ежевику ест на даче. Рядом речка, в ней житьё Для ерша на букву… | 24.(показывает Х)"Х" большая хохотушка, В холодильник спрячет хрюшку. И с улыбкой на лице В цирк поедет к букве … |
8. (показывает Е) "Ё"в лесу растет как ёлка, Словно ёжик вся в иголках. Скоро осень и уже Зреет желудь с буквы … | 25.(показывает Ц)"Ц" царевну поцелует, На царапину подует И прокатит на плече Чемпионку букву … |
9. (показывает )"Ж" жуком закружит в мае, Жабой комара поймает. Но не запустить в безе Зубы раньше буквы… | 26.(показывает)"Ч" от чудных чар очнется, Черным чаем обернется. Ведь мила ее душе Шоколадка буква … |
10.(показывает З)"З" запрыгала как зайка, Нос задрала как зазнайка. В игры не зовет свои Задаваку буква… | 27.(показывает Ш)"Ш" шутница и шалунья. Шепчут буквы, что колдунья. Но крадется вслед в плаще Первый щеголь буква … |
11.(показывает И )"И" в историю попала, Игроком азартным стала – В йогурт уронила кий И достала букву … | 28.(показывает Щ)"Щ" щипается за пятки И щекочется. Вот гадкий! Этим не пронять никак Букву-крепость… |
12.(показ. Й)"Й" как йог огонь глотала, Йодом раны поливала. Эти раны от клинка Кавалера – буквы … | 29.(показывает букву )"Ъ" прочнее стали, За отвагу весь в медалях. Подвиги совершены Им с соседкой буквой … |
13.(показывает К)"К" на катере каталась, Капитаном стать пыталась. И осталась не у дел Лодка с первой буквой … | 30.(показывает )"Ы"-первой быть не может, Торт один в торты размножит. Рядом с ней совсем размяк Буква-пуфик … |
14.(показ. Л)"Л"вдруг стала ледоколом - Лед ломала лбом тяжелым. Только в синем море всем Заправляет буква… | 31.(показывает букву )"Ь" слова смягчает. Но его не замечает, Глядя сквозь свое пенсне, Эгоистка буква … |
15.(показ. М)"М" – марсельская маркиза, Мчится с мужем в город Ригу Их захватит ночью в плен Негодяйка буква … | 32.(показывает Э)"Э" доехало до пляжа В элегантном экипаже, Встретив там сестру свою Юмористку букву … |
16.(показывает Н)"Н" ножом вооружилась, Ниткой всех связать решилась. Снимет про нее кино Оператор буква … | 33.(показывает букву )"Ю" на юге загорает, Юбки шьет, в юлу играет, Ждет – поспеют у ручья Ягоды на букву … |
17.(показывает О )"О" на облако похожа, На овцу похожа тоже, А на поезд – нет. В купе Пассажирка буква … | 34.(показ. Я)"Я" – японский як – ярится, Буквой первой стать стремится, Но пока – в конце стоит, Замыкая... (хором - алфавит). |
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это
Нужно азбуке сказать!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Все закончили недавно
Азбуку мы изучать.
Слово «Родина» и «Мама»
Знаем мы как написать.
Ведущий-учитель: В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки, которую ребенок прочитал сам. Эта первая добрая книжка для многих наших детей – Букварь. Он с 1 сентября учил нас доброму, светлому и хорошему. И мы благодарны ему. Мы закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у нас замечательное настроение!
Девочка:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Мальчик:
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!
Ведущий: А где же сам Букварь? Без него у нас не получится праздник. Давайте позовем его!
Все вместе: Букварь, букварь. Где ты?
Приходит ЛЕНЬ: - Ну, что вы все орете? То здороваются они, то песни орут, то еще что-нибудь! Что вы мне отдыхать мешаете?
Ведущий-учитель: А ты кто?
ЛЕНЬ: Я – ЛЕНЬ-МАТУШКА. В народе говорят, что я раньше вас всех родилась. Да какие вы все славненькие, нарядненькие, красивенькие! Оставайтесь со мной! Отдыхайте, живите, сколько хотите! Я ведь добрая! (зевает) Поживёте у меня немножко, а потом и совсем не захотите отсюда уходить! - Садитесь поудобнее, поспите. Сон - лучшее лекарство. Милее матери с отцом. Да и куда вам спешить. Закрывайте глазки. Да и я с вами подремлю, а то всё спишь, спишь - и отдохнуть некогда!
Звучит музыка «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»: Дети «засыпают».
Ведущий-учитель: - Э, нет-нет-нет! Так дело не пойдет! У нас еще так много дел, так много нужно узнать, многому научиться. А ты – спать! Некогда нам спать! Просыпайтесь! Просыпа-а-айтесь! А чтобы быстрее нам проснуться – поиграем в игру «Для меня, за меня»
Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Начертили где-то карту. Для кого?
Доски новые поставят Для кого?
Все, что в школе, все, что в классе. Для кого?
И пришел я на рассвете
В первый раз, в первый раз,
Как и все другие дети,
В первый класс, в первый класс.
Там звонки на переменке. Для кого?
Ставят стенды возле стенки. Для кого?
Там учитель ждет ответа. От кого?
Значит, нужно так учиться,
Значит надо так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться. За кого?
Ведущий-учитель: - Ребята, вы хотите остаться неучами?!
Дети (хором): - Нет!!!
Лень: - Ну, вы ещё чему-то научились. А вот другим, кто придёт в школу в следующем году, повезло! Им учиться будет не нужно. Букваря-то нет! Я его за тридевять земель, за моря-океаны спрятала-закинула. Туда и на корабле-то с трудом можно добраться. Вам это точно не по силам.
Ведущий-учитель и дети-ведущие: - Отдавай нам букварь!
Лень: Тогда выполните мои задания
-Ну, что, давай попробуем, Лень? Давай нам свои задания.
Лень: 1) Первое задание – рассказать про буквы русского алфавита что-нибудь интересное!
Ведущий-учитель: - Мы не только расскажем про буквы, но и загадаем про них загадки.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все –
Дети (хором): Алфавит!
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена? (В)
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3. (З)
К зубкам бублик поднеси
И немного откуси,
Но, смотри, не скушай весь!
Что осталось? (Буква С.)!
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (книга)
Лень: И танцы танцуете, и песни поете, и сказки пересказываете. А ваши родители-то что-нибудь умеют делать?
4) Конкурс для родителей: «Детский лепет» (от класса выходят по одному родителю): дети рассказывают о своей школе, родители должны догадаться, о чем идет речь.
1. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. Им включают музыку, и они становятся умными, добрыми и вежливыми (Школа)
2. Сначала они не умеют читать и писать. Но постепенно научатся всему: учится писать, рисовать, клеить, читать книжки.(Первоклассники)
3. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают, пишут. (Урок)
4. На ней нельзя рисовать, нельзя царапать. Но некоторые даже умудряются за ней спать (Парта)
5. Это бывает и летом, и зимой, и весной и даже осенью. В это время можно долго смотреть телевизор или читать книжку (Каникулы)
6. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда дети уже устали (Учитель)
7. Его надо всегда носить в школу, даже когда не хочется. Его смотрят родители, учителя его просят, а он иногда теряется (Дневник)
8. Это урок, на который всегда все хотят идти, даже если у них нет для него одежды (Физкультура)
9. На ней надо писать, но мы до нее еще не достаем (Школьная доска).
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, правда умные у нас родители? А сейчас задания для ребят. Сказки вы читаете? Названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. А я специально в названиях сказок все запутаю и перепутаю.
"Снежная принцесса" ("Снежная королева")
"Красная Кепочка" ("Красная Шапочка")
"Илья-Царевич и Серый волк" ("Иван-Царевич и Серый волк")
"Мальчик и Карлсон" ("Малыш и Карлсон")
"Стойкий железный солдатик" ("Стойкий оловянный солдатик")
"Гадкий цыпленок" ("Гадкий утенок")
"Сказка о рыбаке и рыбачке" ("Сказка о рыбаке и рыбке")
"Конь-горбун" ("Конек-Горбунок")
"Луковый мальчик" ("Чипполино").
Лень: Ну, так и быть, уговорили. Пойду за вашим букварем
Букварь:
Вот и я, мои друзья.
Рад вам, рад вам очень я.
Приятно слышать добрые слова,
Всем спасибо, детвора.
Я – Букварь, учу читать.
Меня не надо забывать.
Меня изучишь хорошо и сможешь ты тогда
любую книжку прочитать без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все: про реки и моря,
и что у неба нет конца, и круглая Земля.
Про космонавтов, к облакам летавших много раз,
про дождь, и молнию, и гром, про свет, тепло и газ.
- Хорошие знания показали и вы, и ваши родители! Молодцы! Теперь я спокоен и уверен, что вы сможете справиться с любыми трудностями и без меня. Но я хочу вас познакомить со своей старшей сестрой – книгой – Родное слово, которая продолжит учиться с вами в 1 классе.
Родное слово:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
-А ты, лень, уходи!
-Да, чуть не забыл, ведь мне передали свои поздравления сказочные герои.
Поздравленья, телеграммы
В этот день всегда мы ждем.
Пишут их друзья и мамы,
Мы их с радостью прочтем.
Учитель: - Я думаю, что для ребят, будет совсем не сложно узнать от кого телеграммы.
Чтение телеграмм
1.Поздравляю всех с Днем рождения. Не ссорьтесь. Давайте жить дружно. (Кот Леопольд).
2.Я от бабушки ушел. Я от дедушки ушел. Если успею, приеду к вам на праздник. (Колобок).
3. Поздравляю с Днем рожденья. Приехать не могу , потеряла туфельку ТЧК (Золушка)
Ведущий: Поздравляем вас ребята, с первой победой. Желаем, чтобы она стала началом многих покорённых вершин.
Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Букварю мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Конечно, знания запас
Покуда невелик у нас
Неясно многое, увы!
Но очень хочется, чтоб вы
За нас не беспокоились.
Песня «Прощание с букварем!»
Слова и музыка Людмилы Мельниковой
Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
Слово предоставляется родителям.
Ведущий: Вот настал момент прощанья,
Праздник Букваря прошёл.
Говорим мы: «До свиданья!»
И до новых встреч, друзья!