Праздник "Прощание с букварем"
Цели:
в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «Обучение грамоте»;
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
способствовать раскрытию талантов у учащихся.
Ход праздника
У каждого в жизни Болгов Витя
Единственный раз
Бывает свой первый
Свой памятный класс.
И первый учебник, Власенко Вова
И первый урок,
И первый заливистый
Школьный звонок!
У каждой девчонки, Головатюк Саша
Любого мальчишки
Есть эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем Букварь!
Февраль уж за окном стоит, Дарсигов Магамед
Зима вокруг кружится.
А нам сегодня предстоит
С Букварем проститься!
Много праздников прекрасных Евтушенко Вика
На листках календаря,
А меж ними тоже праздник
Школьный – праздник Букваря.
В 1Г к нам приходите, Жила Маша
И улыбки захватите,
Научились мы читать.
Будем праздник отмечать!
Учитель: Праздник у нас необычный — единственный, который никогда не повторится. Мы посвящаем его удивительной книге — Букварю. Букварю — более 400 лет. Это самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вас Букварь научил читать. Предлагаю спеть песню об этой замечательной книге.
«Мой Букварик»
Учитель: К нам пришли телеграммы, а вот от кого они? Попробуйте догадаться. (Зачитывает телеграммы, а дети отгадывают от кого они).
Поздравляю всех с Днем Букваря ТЧК Не ссорьтесь ТЧК Давайте жить дружно ТЧК
(Кот Леопольд).
Я от бабушки ушел ТЧК Я от дедушки ушел ТЧК Поздравляю с Днем Букваря ТЧК Хочу к вам на праздник ТЧК
(Колобок).
Поздравляю с Днем Букваря ТЧК Приехать не могу ЗПТ потеряла туфельку ТЧК
(Золушка).
Учитель: Откуда все эти герои, которые вас поздравляют с праздником? (Из сказки)
Сначала сказки рассказывают взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. Сначала люди не умели читать и писать, и они передавали сказки из уст в уста. Их так и называют – устное народное творчество. Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь». «Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних книг на земле.
Учитель: Ух, какие умные дети! Сказки вы читаете. А названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. (На доске названия сказок с измененными словами, необходимо догадаться, какое название зашифровано)
«Снежная принцесса» - «Снежная королева»
«Желтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Илья–царевич и серый волк» – «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыпленок» - «Гадкий утенок»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
«Стойкий железный солдатик» - «Стойкий оловянный солдатик»
«Сказка о рыбаке и рыбачке» - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Учитель: Вы не только умеете отгадывать названия сказок, но, надеюсь, и их героев. Предлагаю игру «Узнай сказочного героя».
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота,
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор…(Айболит)
2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
3. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он ни птица,
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок,
Не волчонок, не сурок.
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется….(Чебурашка)
4.Не простой, а умный кот-
Удивляется народ.
В шпорах и на каблуках.
Это был … (Кот в сапогах)
5.Кукла с синими кудрями.
Ну-ка отгадайте сами.
Не Ирина, не рябина.
Имя у неё .. (Мальвина)
6. Как звали веселого, толстого человечка с пропеллером на спине, который обожал «Дни варенья»? (Карлсон)
7. Кто поступал мудро - ходил в гости по утрам со своим другом Пятачком? (Винни-Пух)
8. Как звали маленького деревянного человечка, который не хотел учиться и даже продал свою «Азбуку» за несколько золотых монет? (Буратино)
9. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. (Колобок)
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я приготовила для вас необычные загадки. Попробуйте их отгадать и увидите, что получится.
ЗАГАДКИ О БУКВАХ. (Отгадывают загадку, крепят букву на доске)
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ... (У)
У братишки у Володи
Этот звук ну не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана! (Р)
«ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кольцО» и еще кОса
Знают дети все давно,
Что с баранкой схожа... (О)
Половинку от жука
Составляет буква … (К)
Учитель: Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе …. (слог).
Если слоги встанут рядом,
Получаются ….. (слова).
(Составляют слово из полученных букв – УРОК)
Учитель: В школе на уроках вы научились читать. А сейчас поиграем в «Да-Нет». Заодно выясним, все ли запомнили правила поведения на уроках. Я буду зачитывать предложения, а вы отвечаете на них либо ДА, либо НЕТ.
Кукол мы с собой берем. (Нет)
Учит грамоте Букварь. (Да)
Не забудь на ней поспать. (Нет)
Буквы ровные пиши. (Да)
А все время веселиться. (Нет)
Мама вас похвалит только,
Если вдруг увидит «двойку». (Нет)
Если вдруг увидит «пять». (Нет)
И тайком конфетку кушать. (Нет)
А не говори с подружкой. (Да)
Руку быстро поднимай. (Да)
Учитель: Вы настоящие ученики! Все правила поведения на уроках знаете! А сейчас посмотрим насколько вы внимательные. Послушайте стихотворение и назовите слова, в которых заблудился звук. Определите, какой звук и исправьте его.
Учитель приглашает по 1 участнику к доске, где написаны слова:
ЛАК, ШАПКИ, ЛУК, ГОЛ, ПЕЧКА, КИТ, ЖИЛЕТА, БАРАН, ВОЛОВ.
1. Жил в лесу один чудак,
Разводил в саду он лак (мак).
2. Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
3. Ручку выронив из рук. Маша мчится к маме:
"Там ползет зелёный лук (жук)
С длинными усами!"
4. Не учил уроки, а играл в футбол,
Оттого в тетради появился гол (кол).
5. У печки (речки) с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу.
6. Усатый кит (кот)
Сидит на печке,
Выбрав тёплое местечко.
7. Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
8. На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран. (банан)
9. У вратаря большой улов
Влетело в сетку пять волов. (голов)
Учитель: Какие молодцы. Многому вы научились уже в школе. Но еще большему предстоит научиться. Давайте исполним песню «Учат в школе».
«Учат в школе».
Учитель:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет -
Звук получается гласный.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят.
Учитель: Вот и мы с вами изготовили свой алфавит. Давайте посмотрим, каким красивым он у нас получился. (Дети выходят с заранее изготовленными буквами и читают стихи о них. Получается весь алфавит перед нами.)
Всем известна буква «А» — Гагян Артур
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.
Буква Б — у мамы в бусах, Болгов Витя
Буква Б — в больших арбузах,
В доброй, милой бабушке
И красивой бабочке!
«В» — буква очень важная, Власенко Вова
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Г — веселый, добрый гном! Головатюк Саша
Много сказок есть о нём.
Он приходит в сны к ребятам
По ночам и даже днём!
Буква Д — просторный Дом. Дарсигов Магомед
В нём тепло, уютно в нём.
Там живут игрушки,
Куклы и зверушки.
В слове ель мы «Е» услышим, Евтушенко Вика
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним, детки.
Если сверху «Е» две точки, Ковалев Леша
Это «Ё» — мы знаем точно.
Если с «Ё» все точки снять,
«Е» получится опять.
«Ж» имеет столько ножек, Жила Маша
Будто буква ползать может.
Буква «Ж», наверняка,
На бумаге тень жука.
В звезде найдёшь ты букву 3, Зубенко Саша
И в золоте и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.
На калитку посмотри: Кондратьева Алена
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Слов на «Й» совсем немного: Селезнев Артем
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.
«К» одною лапкой пляшет, Клименко Саша
А другою лапкой машет.
И при этом буква «К»
Будто усики жука.
Алфавит продолжит наш Логачева Виолетта
Буква «Л» — лесной шалаш.
Мама — лучшее из слов, Макарова Лиза
Букву «эм» малыш готов
Изучить уже с пеленок:
«Мама, мням!» — кричит спросонок.
Буква Н как лесенка, Назаров Кирилл
Все движемся вперёд,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовёт!
В этой букве нет угла, Костенич Оля
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Говорил недавно кто-то: Панченко Мирон
«П» похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что «П» как пень.
Как запомнить букву «Р»? Родионова Настя
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу «Р» представить.
Что за буква светится Саввиди София
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
На антенну «Т» похожа, Трухачев Леша
И на зонт, как будто, тоже.
Буква «У» напоминает ушки Косенко Тимофей
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи.
Буква «Ф» надула щёки Кумпан София
Или встала руки в боки.
Буква «Х» захохотала: Ханюкова Даша
«Хоть и холодно зимой,
Я на санках не устала
Ехать с горки ледяной».
Буква «Ц» стоит бочком Лыков Егор
И цепляет всех крючком.
Буква Ч сказала: «Есть!» Маликова Катя
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Буква «Ш» в таких словах: Малышева Арина
Школа, шест, шарада, шах.
Букву «Ш» я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Букве Щ мы скажем: «Ну-ка, Найденов Родион
Притащи на ужин щуку
Или парочку лещей,
Да щавель нарви для щей»
Твердый знак ужасно гордый: Пащенко Максим
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня ни как!»
«Ы» — какая ты толстушка! Тютюнников Богдан
Твой животик как подушка.
Чтоб легко тебе ходить,
Палочку пришлось добыть.
Нарисуем мягкий знак Петрашко Настя
Нежно капелькой,
Вот так.
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.
Буква Э на С дивится, Рыбников Паша
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Чтобы О не укатилось, Саламаха Никита
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Всем на свете буква «Я» Ярошко Таня
Доложить готова:
— А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» —
Я буква, слог и слово!
Игра «Сколько слогов?» (резерв)
На столе лежат цифры. Учитель называет слова: Бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека. Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
Учитель: Молодцы, ребята! Я рада, что вы научились читать. Но Букварь вас еще не всему научил. Я принёсла вам на праздник новую книгу. Прочитайте, как она называется ("Литературное чтение"). Она поможет вам дальше овладевать знаниями, и я надеюсь, что эту книгу вы изучите также хорошо, как и Букварь.
(Дети читают стихи)
1. Как хорошо уметь читать! Косенко Тимофей
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай ещё страницу!"
Не надо звать, не надо ждать.
А можно взять и почитать!
2. Потрудились мы немало. Саламаха Никита
Ведь по правде говоря,
Русской грамоты начало
На страницах Букваря.
3. Мы прочтём любые книги, Тютюнников Богдан
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в Букваре.
4. Тридцать три родные буквы Родионова Настя
Мы узнали к февралю.
И за это все ребята благодарны Букварю!
Ученики: (Трухачев Леша, Ханюкова Даша, Пащенко Максим, Малышева Арина)
В школе – Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
Вручение ……
Поют песню «Прощай, Букварь!»