Праздник «Прощание с Букварём».
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в 1-ом классе:
День прощанья с Букварём!
(Звучит песня М. Пляцковского и В. Шаинского «Чему учат в школе»).
Проводники.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Буквари для всех в подарок
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она!
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберём,
Приходите непременно
Попрощаться с Букварём!
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зелёный светофор.
Прибавляем по пути
К трём четыре, два к пяти.
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
Так садись в счастливый поезд
И помчим от А до Я.
У ребят сегодня праздник,
Славный праздник Букваря!
Учитель: Уважаемые пассажиры! Занимайте свои места в поезде «Первоклассник», который следует по маршруту от А до Я! Сегодня нас пригласил к себе на праздник Букварь. Все дети во всех школах выучили все буквы, и, у Букваря сегодня замечательное настроение.
Букварь: Я – Букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И можешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я пришёл к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы изучили мою книжку, много ли нового узнали? Мы с моими помощниками –буквами хотим предложить вам интересный маршрут. Какой, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называются все… АЛФАВИТ!
Учитель: Спасибо, Букварь! Вы сегодня самый замечательный гость на нашем празднике. Занимайте местечко в нашем весёлом поезде. Мы отправляемся в путь!
Проводники.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«Так-так-так!»
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в чудо-вагончиках
Дети сидят.
«Чу-чу-чу – говорит паровоз,-
Прямо в Азбуку я ребятишек привёз».
Учитель: Ребята, я рада, что теперь вы знаете буквы и умеете читать сами.
Давно ль читали мы с трудом:
«До-мик. Дом. Ми-ша мал.
Ми-ша дом сло-мал».
Давно ль мы звали маму
И впервые сами
Вслух читали маме:
«Ма-ма мы-ла раму».
Прошли сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь –
И одолели мы букварь.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу!»
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Машинисты и ткачи,
Трактористы и ткачи,
Лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы…
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
И в Буквари глядели.
Учитель: И не просто глядели, а серьёзно его изучали. Давайте мысленно пролистаем свой первый учебник и вспомним, чему нас научил Букварь. Он учил нас читать, пересказывать тексты, составлять по картинкам рассказы. Учил нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными. Эта книга учила нас дружить, помогать друг другу.
Ребята, а кто же помогал Букварю обучать вас грамоте? Конечно же, его помощники-буквы.
33 родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке
И повсюду славятся.
К нам они пришли сейчас,
Славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
С ними подружиться.
( Стихи про буквы от А до Я).
Учитель: На нашем пути в сегодняшнем путешествии нам встретятся герои любимых сказок, предстоят нелёгкие испытания. Вы готовы? Наш путь продолжается. К нам в поезд попросился наш добрый знакомый:
Такой же озорник как буква Б,
Пассажир немного странный,
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это?.. БУРАТИНО!
Буратино: Привет! Проведу-ка я физкультминутку. Ну-ка, дружно все вставайте
И за мною повторяйте!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Потянулся!
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Ключик золотой достали.
Посидим, а то устали.
Мы в вагончики садимся,
Скоро дальше мы помчимся.
Учитель: Чтобы узнать, какая станция начинает наш путь, отгадайте загадку:
На обложке Букваря
Друг за дружкою стоят 33 девицы,
Все красавицы. ( Алфавит).
Учитель: Давайте его вспомним дружно. (Буквенная и звуковая разминки).
Первая станция называется АЛФАВИТОВО.
- Буратино шёл к вам в гости и нёс в подарок «вкусные слова», но по дороге рассыпал буквы, слоги все перепутались. Помогите, дети, Буратино.
(КО, СЛИ, ЯБ, ВА, ЛО, ША, ГРУ, НЫ, НА, БА).
- Что Буратино вам нёс? (Фрукты).
- Спасибо, Буратино, за интересное задание. Мы приглашаем тебя в путешествие вместе с нами.
- Продолжаем путь. Вторая станция – СТИХОТВОРОВО.
На этой станции вас встречает герой одной из сказок К. Чуковского:
Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … АЙБОЛИТ!
- Он предлагает поиграть вам в игру «Буква заблудилась». Ваша задача – исправить ошибку: хором назвать нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного.
Закричал охотник – Ой! Мы собрали васильки,
Двери гонятся за мной! На головах у нас – щенки.
На виду у детворы Старый дедушка Пахом
Крысу красят маляры. На козе скакал верхом.
Посмотрите-ка, ребятки: Жучка будку не доела:
Раки выросли на грядке. Неохота, надоело.
Куклу, выронив из рук, На пожелтевшую траву
Маша мчится к маме: Роняет лев свою листву.
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Говорят, один рыбак Мама с бочками пошла
В речке, выловил башмак, По дороге вдоль села.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Тает снег. Течёт ручей. Миша дров не напилил
На ветвях полно врачей. Печку кепками топил.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Учитель: Следующая станция СПОРТИВНАЯ. (Физкультминутка).
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Буква Ф на месте замри. (Л, Г, Т,Ь, Ч).
- А девочка с голубыми волосами ждёт вас на станции ЗАГАДКИНО и ОТГАДКИНО. Она предлагает отгадать несколько загадок. Сначала отгадывать будут девочки, потом мальчики.
Дорог не бывает.
Он от матери рождён.
Сам её рождает. (Лёд).
Конь стальной, хвост льняной. (Игла).
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар).
В середине алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
(Тем девочкам, которые первыми дадут правильный ответ на загадки, помощник-проводник вручает таблички с заглавными буквами этих ответов: Л, С, И, Л).
На работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус).
Полон хлевец белых овец. (Зубы).
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
Какой колокольчик не звенит? (Цветок полевой).
(Ц, А, З, Я).
(Из девочек и мальчиков, отгадавших загадки, образуются две команды по 4 человека в каждой. Им даётся задание: из полученных четырёх букв каждая команда должна составить слово – название животного и построиться в одну шеренгу так, чтобы это название по буквам на табличках можно было прочесть. Побеждает команда, выполнившая задание первой).
- И последняя станция – ШИФРОВАЛЬНАЯ.
Помогите Карлсону поставить в правильном порядке буквы, чтобы получилось слово. Каждое слово начинается с выделенной буквы.
К А С С Т В О М Н Б И Ь Л У Д И К И
(космонавт) (будильник)
( дети под музыку работают парами).
Учитель: Молодцы! С достоинством справились с заданиями. Вас ждёт сюрприз. Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению вам удостоверений.
Помощник-проводник:
Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что мы Букварь прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Учитель: Сегодня мы прощаемся с Букварём – добрым и умным другом, который помог вам многое узнать. И мы ему сегодня говорим одно из волшебных слов – СПАСИБО!
Беру Букварь в последний раз,
Несу Букварь в просторный класс,
И дорогому Букварю
Я говорю: «Благодарю!»
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть.
Потрудились мы немало,
Ведь по правде говоря,
Русской грамоты начало
На страницах Букваря.
33 родные буквы
Мы узнали к февралю.
И за это благодарны
Все ребята Букварю.
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Букварь, тебе.
Ты столько знаний подарил нам,
Мы будем помнить о тебе.
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Учитель: Давайте прочитаем совет Букваря:
БОЙТЕСЬ, ДЕТИ, ЛЕНИ!
КАК ДУРНОЙ ПРИВЫЧКИ,
И ЧИТАЙТЕ В СУТКИ,
ВЫ ХОТЬ ПО СТРАНИЧКЕ.