ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
Цель: подвести итог проделанной работы на уроках обучения грамоте; активизировать познавательную деятельность учащихся воспитывать любовь к чтению.
Ход праздника
Под музыку "Школьный корабль" дети занимают свои места. Слайд 1
Учитель.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Песня «Прощай, букварь!» Слова и музыка Людмилы Мельниковой - Слайд
– Ребята, прочитайте, что написано на доске: Слайд
СПАСИБО, АЗБУКА!
– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.
Ученики.
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша
Начинала с «Азбуки».
И директор наш, ребята,
С «Азбукой» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Учитель: Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. (Слайд).
И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука».
Азбука – это старшая сестра Букваря.
Азбука, Кто знает, почему ее так назвали?
Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки,
В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА.
Ученики.
Ежедневно по утрам
заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим – звуки
Звуки эти разные –
Гласные, согласные
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельных сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постоянно, понемногу.
Мы научились все читать.
Учитель: Праздник начался. А самой главной гостьи – Азбуки, нет.
Давайте ее позовем!
Азбука. - Здравствуйте, первоклассники. Вы меня звали? (Слайд )
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная – «Азбука»:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись без «Азбуки»!
Мальчик-первоклассник.
С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Девочка-первоклассница.
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в «Пропись» гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Азбуке спасибо!
Мы узнали в «Прописи»,
Как писать и «а», и «р»,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
Научились мы писать
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало – На страницах «Азбуки».
Песня «Азбука» Слова З. Петровой, музыка А.Островского
Азбука. - Дорогие ребята, я очень рада, что вы меня так любите!
Учитель: Но она вам принесла загадки о тех, кто помогал учить вас грамоте. Отгадайте, кто был её помощником.
( загадки). Слайд
То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь.)
В тетрадях палочек ряды –
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.
Я другой приятель ваш –
Проворный, острый... (карандаш).
Буквы печатные,
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама. Кто я? (Ручка.)
Учитель: Вы, ребята, отгадали все загадки.
Теперь можно отправляться в страну Букваренок. (слайд)
Все готовы к путешествию?
А ну-ка, буквы,
Стройтесь в ряд!
Я – командир,
Вы – мой отряд.
Песня «Алфавит» Р. Паулс И. Резник
Учащиеся с буквами выходят, рассказывают стихи про буквы.
А
Всем известно буква А
Буква очень славная,
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
З
Зайчик с волком повстречался,
В лапы волку он не дался.
Много серий впереди,
Так, что, заяц, погоди!
Б
Букварь - родная книжка
Для девчонки и мальчишки:
В букваре – загадки, сказки,
И картинки в ярких красках.
Буквы, слоги и слова-
Закружилась голова.
У
Для чего, ребята, уши?
Чтобы на уроках слушать.
Если ты не хочешь слушать
То зачем, ребята, уши?
К
Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный грыз.
А
Обожает этот звук
И Андрей и Аллочка.
Песня «Алфавит» Р. Паулс И. Резник
Учитель: Станция “Сказочная”. (Слайд )
Станция “Сказочная”.
Вы все любите сказки и знаете их. Вы должны назвать сказку, из которой услышите отрывок.
1.
Журавель стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и журавель”.)
2.
– Кто, кто в домике живет? Кто, кто в невысоком живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? (“Теремок”.)
3.
А лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везет, битый небитого везет”. (“Волк и лиса”.)
4.
Зашел Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. (“Царевна-Лягушка”.)
- Некоторые сказочные герои прислали телеграммы. Давайте вместе угадаем, кто же их прислал.
Телеграммы:
Гуси – лебеди догоняют! (Алёнушка. “Гуси – лебеди”)
Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка. “Курочка – ряба”)
Все козлята найдены! (Коза. “Волк и семеро козлят”)
Всё вижу из короба! ( Машенька. “Маша и медведь”)
Перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Свеколка. (Репка.)
Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
В дороге помогает дружба, друзья. Мы приехали на станцию «Дружба». (Слайд)
Песня М. Пляцковского «Дружба крепкая»
Учитель: Как правило, в дороге бывают и потери. Если что теряем, обращаемся в бюро находок.
Станция «Бюро находок». (Слайд)
Станция «Бюро находок».
Учитель: Вам необходимо найти конец к пословице.
Как аукнется, | Тому не пропасть |
Написано пером, | Светит, да не греет |
Кто грамоте горазд, | Так и откликнется |
Зимнее солнце что мачеха: | Не вырубить и топором |
(Как аукнется, так и откликнется.
Написано пером, не вырубить и топором.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.)
Учитель:
Не надо ничего выбирать,
Науки все нужны и важны,
Чтобы хорошим человеком стать,
Надо все учить, все науки знать:
Музыку, Литературу,
Математику и Физкультуру,
Природоведение и Культуру.
Все надо учить - не лениться,
Это в жизни пригодится.
А чтобы не скучать, Всех приглашаю танцевать!
Танец "Утята"
А вот станция «Волшебная», где говорят только волшебные слова.
Учитель: Из набора букв нужно собрать слова, саписоб пжойалстуа йвсвруадтзет
Прочитаем полученные слова. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.) Как называются такие слова? (Вежливые.) А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Давайте покажем, как научились читать; при чтении вам нужно будет ещё вставить подходящее вежливое слово.
Учитель: «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим ... (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ... (до свидания).
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова ... (извините).
Дед про внучку говорил:
«Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы ... (спасибо)».
Учитель:
Ставьте ушки на макушки.
Слушайте внимательно.
Мы для азбуки родной пропоем частушки.
Учащиеся поют частушки.
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем - эти буквы мы поем!
Тыщу слов в минуту нынче, как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку одним махом "проглочу"!
Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем !
Мальчик
Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо»!.
Расставаться нам пора.
Девочка
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит тех,
кто в первый класс придет.
Учитель: Дорогие первоклассники! (Слайд )
В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости".
Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку.
Я от всей души поздравляю вас об окончании курса Азбуки.
Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости
Исполняется песня «Чему учат в школе» (Слайд)