СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прощание в азбукой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока прощание с азбукой в первом классе

Просмотр содержимого документа
«Прощание в азбукой»

Прощание с «Азбукой» в 1 классе. Сценарий

Прощание с Азбукой 1 класс. Сценарий

Ведущий: Мы познакомились со всеми буквами русского алфавита. Умеем произносить все звуки, знаем все их секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. Вот перед вами «Толковый словарь русского языка». Что вы можете сказать о его внешнем виде? (Очень объемная книга) А вот «Словарь иностранных слов в русском языке». Каков он на вид? (Очень толстый) А вот еще один словарь «Новые слова в русском языке». А о нем что вы можете сказать? (В нем тоже очень много слов) Слова в этих словарях не повторяются. Сейчас я положу эти три словаря друг на друга. Что вы можете сказать? (В русском языке слов очень много) И все эти слова составлены только из различных сочетаний 33 букв. Вы прочитаете очень много книг, пока будете учиться в школе. И для вас не останется незнакомых слов в этих словарях, если вы будете любопытны, старательны и станете стремиться получить как можно больше знаний. А сейчас прозвучат «Стихи о человеке и его словах» писателя и поэта Сергея Баруздина.

1-й ученик:

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые. Суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

2-й ученик:

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету —

Слово — это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова...

Человек без дела —

Человек без слова!

Ведущий: Знакомясь с буквами и звуками русского языка, мы с вами прочитали на уроках внеклассного чтения очень много сказок. Я предлагаю вам игру. Вы должны отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь, затем взять воздушный шарик и повесить на протянутой леске. А затем посмотрим, что у нас из этого получится. Надеюсь, вы помните сказки лучше, чем девочка Параска.

Ученица:

Учитель спросил у Параски:

— Какие читала ты сказки?

Параска думает: «Ой-ой,

Я не читала ни одной!»

А сзади кто-то шепчет: «Репка».

Параска завопила: «Кепка!» (Э.Огнецвет)


Дети садятся. Неожиданно в класс вбегает Буратино с крысой, под музыку «Кто людям помогает…»

Буратино – Здравствуйте. Здесь друзей дают? Это магазин?

Учитель – Да нет Буратино, это школа. У нас здесь праздник, и не просто праздник, а прощание с «Букварем».

Буратино – А друга здесь можно найти?

Учитель – Конечно! А какого друга вам надо?

Буратино – Мне надо…Мне надо… Мне надо двоечника!

Учитель – Какого?

Буратино – Круглого!

Учитель – А зачем Вам круглого двоечника?

Буратино – А Вы что ничего не знаете? Я тоже учусь в школе. Вот скажут мне: «Опять Буратино у тебя в дневнике шесть двоек?» А я им отвечу: « Подумаешь шесть! Вон у моего приятеля восемь!» Понятно?

 Учитель – Понятно!

Буратино – А еще надо, чтобы он хорошо стрелял из рогатки! (Достает рогатку и стреляет) А еще надо чтобы он был хорошо воспитан!

Учитель – А это зачем?

Буратино – Как зачем? Чтобы мне на его воспитание время не тратить.

Учитель – Да есть у нас на примете один настоящий прогульщик, страшный драчун, грязнуля и двоечник – шесть двоек в месяц.

Буратино – Двоек, конечно, маловато. А в основном он мне подходит.

Учитель – Пойду, приведу его.

(Уходит)

 

Буратино –  Училка испарилась. Так ребята…( Достает из сумочки клей и мажет то место где должна была пройти учительница) Сейчас я посмеюсь когда она приклеится (обращаясь к детям) А вы, молчите, не выдавайте меня ( Входят учитель и Незнайка и приклеиваются)

Учитель – Ребята, выручайте нас! (Дети встают и тянут) Вот и помогай тебе после этого Шапокляк! Тебе не стыдно.

Буратино –  Стыдно. А иногда нет – нет да пошалить хочется. Больше не буду.

Учитель – Вот тебе дружок, Незнайка.

Буратино –  Привет, Незнайка, ты у меня сегодня помощником будешь. Ребята все буквы выучили, надо им экзамен устроить.

Незнайка – Экзамен? И всем не лень? Лучше бы дома на диване поваляться! Это что буковки? Да что в них толку? (Посмотрел буквы) Вот эти симпатичные, а вот непонятная какая – то (П), а вот эта вроде шалаша (Л). Без них можно обойтись.

Учитель – Нет, ты ошибаешься! попробуй составить и прочитать слово из этих букв (Показывает плакат с буквами Л, Ф, В, Т).

Незнайка – Ой, не знаю! А ребята сейчас подставят нужные гласные (а, и) и прочитают слово. (Вызывает двух учеников, и они должны составить слово « алфавит»)

Учитель – Незнайка, тебе придется подучиться у наших ребят. А помогли им терпение и труд.

Играет музыка «Чему учат в школе»

_______________________________________________________________________________

7 чтец – Ты эти буквы заучи

Их три десятка с лишним,

Ведь для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

8 чтец – В дорогу взять не позабудь

Ключей надежных связку,

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку!

Незнайка –  Буратино, миленькая, я так устал! Давай устроим перемену! (Шапокляк звенит в звонок)

Буратино –  Перемена началась, заводи веселый класс.

Танец «Утята»

Буратино –  Ну теперь проверю я, как вы ребята знаете буквы.

«Эта буква широка, и похожа на жука!»

Дети – Ж

Буратино –  В этой букве нет угла,

До того она кругла

Покатиться бы могла.

Дети – О

Незнайка –  С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Дети – Ф

Незнайка –  На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра «3».

Дети – З

Учитель – Ещё бывают буквы – великаны.

_______________________________________________________________________________

9 чтец – Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв подруг,

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

10чтец – Становится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с ней,

Чтобы заметнее быть и важней.

11чтец – Чтоб звучали громко и горда,

Имя твое, имя улицы города

Буква большая совсем не пустяк,

В букве большой уважающий знак.

(Раздается плач Незнайки)

Учитель – Ты что, Незнайка, плачешь? У нас же праздник!

Незнайка –  Да вот не могу никак слово прочитать, что – то случилось с буквами. Это наверное проделки Букваеда. Помогите мне, пожалуйста!

(Незнайка показывает плакат «Тучка»)

Дети – ТУЧКА!

Незнайка –  Ура! Да здравствует дождь!

Танец дождя. Гномики.

Буратино –  Посмотри, Незнайка, а вот волшебная тучка, только из неё вытекают слоги – дождинки и получаются не лужи, а слова.

Учитель – Вот мы и проведем эстафету. На наших воздушных шариках – слоги.

( Две команды составляют слова 1я – До – сви – да – ни – я. 2я – Ми – ла – я. Аз – бу – ка.)

Игра «Тучка»

12 чтец – А мы прочли букварь да корки

У нас по чтению – пятерки!

кто любит музыку и песни,

Тому живется интересней,

В день прощанья с Азбукой

Мы танцевали и пойм.

Частушки.

  1. Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт, -

Скоро ли каникулы.

  1. Форма новая надета,

Белая рубашечка.

Посмотрите на меня,

Какой я первоклашечка!

  1. Мой дневник, как верный друг

Для меня старался.

Я не выучил урок,

Дома он остался.

  1. Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели,

Мы сказали: «ТИШИНА!».

В классе рухнула стена.

5.  Буквы в Сашиной тетрадке

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут,

Саше хвостиками машут.

6. У Максима не терпенья,

Он урок не доучил.

И за пол стихотворенья

Пол четверки получил.

  1. Всех нас Коля задевает.

Получает тумаки.

Кто – то марки собирает,

Ну а Коля синяки.

  1. А в Наташин день рождения

Саша по привычке,

Нату вместо поздравленья.

Дернул за косички.

  1. Тряс и тряс портфель наш Юра.

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз с ним играют в прятки.

  1.  Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

чтобы вы похлопали.

 Учитель – Буратино и Незнайка! Вы нас проверяли, а теперь мы вас загадаем загадки!

Незнайка –  Пожалуйста!

13 чтец – «Загадки из волшебных слов»

Растет ледяная глыба

от слова теплого…

Незнайка –  Мотыга!

Дети – Спасибо!

Учитель – Будь внимательней, Незнайка!

14 чтец – Зеленеет старый пень,

                 Когда услышит …

Буратино –  Дребедень! Ой нет, добрый день!

15 чтец – Если больше есть не в силах

Скажем маме нет…

Буратино и Незнайка – Спасибо!

16чтец – Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

Незнайка – Сам такой! Ой! (испуганно)

Дети – Прости, пожалуйста!

17 чтец – И во Франции и в Дании

На прощанье говорят …

Буратино и Незнайка – До свидания!

Учитель – Вот и молодцы!

А в том, что вы Букварь прошли,

Полный курс наук прошли,

Можете читать все книжки!

Награждаю Вас почетными грамотами и поздравляю вас с первой школьной победой. (Учитель помогает Буратино и Незнайке вручать книги)

Стих «Азбука»

Буратино – Дорогие, деточки! Мы с Незнайкой тоже желаем вам отличных отметок и удачного путешествия по Стране Знаний.

Стих «Как хорошо, уметь читать»

Песня «Улыбка»

А — в Африке лечит зверей,

Б — к папе Карло спешит скорей,

В — зайца гонит до дверей.

Г — с Белоснежкой дружит,

Д — на листе зеленом по водоему кружит,

Е — на печке сидит, не тужит.

Ё — в клубок колючки прячет,

Ж - по болоту скачет,

3 — туфлю потеряла, плачет.

И — серого волка за собой ведет,

К — круглый, песню о себе поет,

Л — рыжим хвостиком метет.

М — умываться всем велит,

Н — «незнаньем» нас смешит,

О — по небесам скользит.

П — на спице над городом бьется,

Р — золотая в сеть к старику попадется,

С — весной водой разольется.

Т — дом для маленьких зверей,

У - «Серая шейка», лисы посмелей,

Ф — за посудой вдогонку помчалась скорей.

X — из кувшина появится вдруг,

Ц — смеяться не умеет, а только плачет вслух.

Ч — друг Гены-крокодила,

Ш — старуха с крысой всем вредила,

Щ — король, мышиный заводила.

Э — создания милейшие, живущие в цветах,

Ю — чудо, снующее в морях,

Я — плод, что Жар-птица уносит в когтях.

(Л. А. Обухова)

Ведущий: Что вы видите на этой леске? (Буквы алфавита расположились по порядку, только не хватает мягкого и твердого знаков) Я предлагаю прочитать стихи о русских буквах автора А. В. Кочергиной. Может быть, среди них отыщутся мягкий и твердый знаки?

(Стихи читают дети и выставляют нарисованные заранее картинки к стихам на магнитную доску или проецируют с помощью экрана мультимедиа)

С «А» азбука наша, друзья, начинается.

С буквами встреча для вас открывается.

Наш герой без всяких штучек

В букве «Б» увидел ключик,

Что когда-то подарила

Ему бабушка Тортила.

 

Завитушка-кренделек,

Он попал к нам на урок.

И теперь он в алфавите

Буквой «В» стоит, смотрите!

 

Встал по струнке уголок

В «Азбуке» моей, дружок.

Он не хочет быть углом,

«Г» его мы назовем.

 

Есть изба на курьих ножках

На неведомых дорожках.

Почему же та изба

Рядом с буквой «Г» и «А»?

Буква «В» мне объяснила:

Применялась злая сила.

Мы исправим это зло:

Буква «Д» у нас — «добро»!

 

«3» зеркально отразили —

Букву «Е» мы получили.

Завиточки, завиточки...

К букве «Е» прибили точки.

Куда дели букву Е?

Теперь Ё стоит, не Е!

 

Что за чудо?! Вот так да!

Страшный жук ползет сюда.

Среди букв остановился,

В букву «Ж» он превратился.

— Ой, Маришка, посмотри!

На странице цифра «три».

Как в слова она попала?

— Букву «3» я в ней узнала!

Я две палочки, дружок,

Соединил наискосок.

Ты внимательно смотри:

Эта буква — буква «И»!

Йогурт, Йемен, йод и йог:

Буква «И» дает урок.

 

Я отрезок взял, поставил,

Уголок к нему приставил.

И теперь из уголка

Получилась буква «К».

 

Наши палочки устали,

Ровненько стоять не стали,

Вот друг к дружке наклонились,

В букву «Л» оборотились.

 

Буквы «Л» я две поставил,

Букву новую составил.

И теперь скажу я всем:

Эта буква — буква «М»!

 

Вот с подушками кровать,

Но на ней не будем спать.

Знает Настя и Арсен,

Что кровать та — буква «Н».

 

Знаем, Карлсон любит плюшки,

А Незнайка выбрал сушки.

И пока не понял, что

Взял не сушку, — букву «О».

 

В руки палочки возьми,

Да не две, а лучше три.

Две поставь, а третью

На них положим, дети.

Что за буква? Посмотрите

И ее мне назовите. (Буква «П»)

Вырезал флажок упорно,

Только вышел он неровно.

Но зато у нас теперь

Есть цветная буква «Р».

 

Ночью в небо я смотрел:

В небе каравай висел.

Кто потом его клевал?

Букву «С» кто рисовал?

 

Тесто, тучки, телефон,

Точки, танкер и тритон.

Как антенны, встали в ряд —

Буквы «Т» в словах стоят.

 

Молоток возьми, дружок:

Буква «Т» — тот молоток.

 

Среди букв стоит сучок

Или для пальто крючок.

И по правде вам скажу —

С буквой «У» всегда дружу.

Ножницы я в руку взял —

Букву «Ф» я в них узнал.

 

Буква «Ф» так нарядилась,

В пышный бантик превратилась.

Я его пришила к рюшке,

К платью маленькой Катюшки.

 

Повернул я плюс — ха-ха!

Он теперь не плюс, а «X» (ха).

 

На качели мы присели.

Что за странные качели!

Не качаются никак...

— Это буква «Ц», чудак!

 

Вот буква «Ч». А наш Егорка

Кричит дедуле:

— Тут четверка! —

Потом увидел он «четыре».

— Тут буква «Ч»! —

Кричит он Ире.

 

А теперь смотри, дружок:

В нашей строчке гребешок.

Не могу никак понять:

Что им можно расчесать? (Буква «Ш»)

 

Щетка есть, но вот беда:

Не чистят ею никогда.

Пусть в строй букв она вернется,

Буквой «Щ» всегда зовется.

 

Раз два слова: «сели», «съели» —

Друг на друга поглядели.

Не поймут те забияки:

Их отличье - в ТВЕРДОМ ЗНАКЕ!

 

Вот, ребята, мягкий знак

Держит палочку в руках.

— Мягкий Знак, ну не спеши!

Ты же станешь буквой «Ы»!

 

Этот знак — смотри, дружок,

— Примостился в уголок.

И теперь у нас не угол,

А для топки нужный уголь. (Мягкий знак)

 

Мастер наш, фотограф Петя,

Букву «С» застал в буфете.

Буква эта так крутилась,

Так смеялась и дразнилась,

Что потом на фото Петя Букву «С» уже не встретил.

Там — представьте вы себе! —

Получилась буква «Э»!

 

«О» — смотрите: вот дела! —

В руки палочку взяла,

На нее облокотилась,

В букву «Ю» оборотилась.

 

«Я» вперед поставит ножку

И закончит всю дорожку.

От начальной буквы «А»

Я до «Я» дошел, друзья!

Ведущий: Теперь у нас нашлись все буквы. И праздник наш продолжается.

(Дети исполняют танец, который они успели выучить на уроках хореографии или кружке)

1-й ученик:

Буквы стали строго в ряд, будто на линейке,

Каждый знает свое место и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,

Ну, а ты теперь сумеешь повторить все 33?

2-й ученик:

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним,

Но для тебя они — ключи Ко всем хорошим книжкам.

3-й ученик:

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

4-й ученик:

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

5-й ученик:

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

6-й ученик:

Я бросила куклу, играть не хочу,

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Из них написала «трава» и «дрова».

«Дрова на дворе, трава на лугу».

Теперь, как большая, читать я могу.

7-й ученик:

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться.

(Показывает «Азбуку»)

8-й ученик:

Я — «Азбука», учу читать,

Меня никак нельзя не знать,

Меня изучишь хорошо —

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Безо всякого труда.

(Показывает на выставку детских книг, организованную библиотекарем)

9-й ученик:

А в книгах есть про все, про все:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

10-й ученик:

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

Ведущий: Милая «Азбука», ты, наверное, устала, пока детям помогала освоить грамоту. Посиди, отдохни, а ребята покажут, чему они научились.

(Дети поют песню о школе)

11-й ученик:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам,

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

12-й ученик:

Ель, топор, лопата, руки —

В каждом слове слышны звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

13-й ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темно лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

14-й ученик:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

15-й ученик:

Дружат гласные с согласной,

Составляют вместе слог.

«Ма» и «ма», а вместе «мама»

К нам явились на урок.

16-й ученик:

Прапрадедовской порой

Стали буквы в четкий строй.

Строй как строй,

Да не простой.

17-й ученик:

Был он прозван АЛФАВИТ

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

18-й ученик:

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

19-й ученик:

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв — сестер родных?

Тридцать три!

А сколько люди

Могут слов сложить из них!

Ведущий: А как много пословиц и поговорок сложили из букв русские люди. Каждый из вас приготовил пословицу или поговорку о слове, языке, общении, культуре речи.

Без языка и колокол нем.

За словом в карман не полезет.

По речи узнают человека.

Слово не стрела, а к сердцу льнет.

Слово — ключ, которым открываются человеческие сердца.

Язык царствами ворочает.

Словом человека не убьешь.

Не убьешь словом, да опозоришь.

Ласковое слово и кость ломит.

Разговор дорогу коротает.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Слово горы ворочает.

Доброе слово окрыляет.

Хорошее слово всегда к месту.

Доброе слово железные ворота отпирает.

Доброе слово человеку - как дождь в засуху.

Меньше говори, да больше делай.

Не спеши языком, торопись делом.

Будь своему слову господин.

Где много слов, там мало толку.

Меньше говори, да больше делай.

За худые слова слетит и голова.

Умей пошутить, умей и перестать.

Умей вовремя сказать, умей вовремя и промолчать.

(Дети исполняют песню «Чему учат в школе»)

Ученица:

Да сохранит нас, за все отвечая,

Речи родимой бескрайняя даль,

Слово — лиловый огонь Иван-чая,

Из-за которого жизни не жаль.

19-й ученик:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком —

Это потому, что я владею Русским неохватным языком.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Поздравляем грамотеев,

До счастливых новых встреч!

Книг прекрасных очень много,

Постарайтесь их беречь.

(Слово предоставляется библиотекарю школы, администрации, родителям. В подарок дети получают красочно оформленные книги)