Классный час
«Прошлое, настоящее, будущее города Биробиджан»
Подготовила:
Учитель английского языка
Хворостова Ю.В.
Пояснительная записка
Данный классный час – одна из ступеней в системе мероприятий по патриотическому воспитанию.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и гражданства. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.
Формирование патриотизма и гражданства необходимо начинать с воспитания любви к малой родине, с привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, с развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей Родины.
Результатом данного мероприятия можно считать появление интереса к изучению истории родного края и Родины. Формы (беседа, игра) и методы (индивидуальная работа и коллективная) соответствуют возрасту и психофизиологическим особенностям детей.
Классный час «Прошлое, настоящее, будущее Биробиджана»
Цели:
активизировать знания учеников об истории родного города и его развитии, о символике Биробиджана;
развивать интерес к истории своей малой Родины, кругозор учащихся, словарный запас;
помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту родных мест через поэтическое слово, наглядные образы (презентация) и музыку;
воспитывать эстетический вкус, патриотические чувства, любовь и гордость к своему родному краю.
Учебные материалы:
Мультимедийный проектор с презентацией «Город мой, город мой, город милый, родной»;
Выставка книг на тему «Родной город»;
Фильмы «Биробиджан», «Хроника»
Ход мероприятия
1. Организационный момент
2. Сообщение темы мероприятия
Учитель: Когда мы произносим слово Родина, перед нами как бы раскрываются бескрайние просторы — леса, поля, горы, снега, пески, реки, моря, острова. Зажигаются огни городов, похожие на зелёные созвездия. Не перечислить всего, что стоит за словом Родина.
Как называется наша Родина? (Россия)
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке и все в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
И как любая река берёт начало из маленького ручейка, так Родина начинается у вашего дома: с берёзки, шумящей на ветру; с земли, заросшей травой или покрытой снегом; с улицы, уходящей вдаль. Малая Родина начинается рядом с нами, где бы мы ни жили — на юге или на севере нашей страны.
-Как называется наша малая Родина? (ЕАО).
-Как называется место, где вы родились, живёте? (Биробиджан).
Итак, тема нашего классного часа « Прошлое, настоящее, будущее города Биробиджан».
(Слайд 1). Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу и наше путешествие хочу начать такими словами
Ученик
По нему не схожу с ума,
Но и жить без него не могу.
Мне судьба подарила сама
Город сей, на речном берегу.
Может лучшие есть места.
Ну, к примеру – в Москве, Париже.
Пусть Биробиджан скромнее и ниже –
Здесь свершится моя мечта.
Учитель: А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете наш город. Викторина (слайд 2-8)
1) Что означает название нашего города?
а. Стойбище людей у большой воды
б. Мир Вам
в. Город над Бирой
2) Когда была основана станция Тихонькая?
а. 1929
б. 1912
в. 1927
3) Коково было население станции Тихонькой в 1928 году?
а. 628
б.1200
в. 718
4) Какой знаменитый советский писатель начал писать в Биробиджане?
а. Шолом-Алейхем
б. Шолохов
в. Казакевич
5). Как называлась первая улица в нашем городе?
а. Партизанская
б. Центральная
в. Улица революции
6) Когда был основан город Биробиджан?
а. 2 марта 1937
б. 10 апреля 1937
в. 29 мая 1937
7) Какая школа располагалась на первой улице нашего города?
а. 15
б. 2
в. 1
Город Биробиджан – город старых окраин и молодых кварталов, город с интересным нелегким прошлым и большим будущим.
Ведущий: Как же образовался Биробиджан? Каково прошлое нашего города? (слайд 9)
Ученик: 28 марта 1928 года территория между реками Бира и Биджан была выделена для заселения трудящимися евреями. На Дальний Восток, в надежде на новую счастливую жизнь, ехали люди со всей России и дальнего зарубежья – Германии, Франции. Вначале Биробиджаном называли всю Еврейскую область, а центром его стала станция Тихонькая. Это была небольшая станция: 623 человека, в основном охотники, железнодорожники, старатели. Здесь была мельница, небольшая торговая лавка и начальная школа. Первый поезд с новоселами прибыл на станцию в мае 1928 года. (видео «Хроника» 56 сек)
Учитель:
Да, город еще надо было построить. И люди трудились не жалея сил. Строили из дерева, благо его было много. На месте, где должен был появиться город, были озера, болота и топи.
Но люди строили город, и в 1937 году 2 марта рабочий поселок Тихонькая получил статус города. И дали ему имя Биробиджан в переводе с тунгусского означает: «Стойбище людей у большой воды».
Ученик:
Люблю я город наш Биробиджан!
Люблю за то, что он - родной.
За то, что летом он зелёный,
А осенью - весь золотой.
Люблю зимой, в снега и вьюги,
Весной, когда он, как живой,
От затяжного сна проснувшись,
Умывшись талою водой,
Становится всё краше,
и тобой любуюсь я,
Биробиджан мой!
Учитель: Каким же стал город в настоящее время? (слайд 10)
В настоящее время город Биробиджан – город России, административный центр Еврейской АО. Население Биробиджана составляет 75,1 тыс. человек. Расстояние от Биробиджана до Москвы – 8294 км.
Просмотр видео «Биробиджан» (52 сек)
Учитель: Наше путешествие по современному Биробиджану начнем на перроне вокзала. Обновленный вокзал в нашем городе открыли 12 сентября 2002 года. Зал ожидания, билетные кассы, другие служебные помещения и само многоэтажное здание капитально отремонтированы, отделаны мрамором, современными материалами; привокзальная площадь реконструирована. Перед реконструированным вокзалом располагается привокзальная площадь с фонтаном, памятником переселенцам и традиционным еврейским символом «Золотая менора»— светильником веры. На самом вокзале надписи на двух языках— идише и русском.
№ 11 На этом кадре мы видим фонтан на привокзальной площади.
№ 12 А эта композиция посвящена первым переселенцам.
№ 13-14 Фонтан на Театральной площади
№ 15 Сама Театральная площадь с высоты птичьего полета.
№ 16 Вот скрипач, давно знакомый жителям автономии. Он стал символом фестивалей еврейской культуры в Биробиджане.
№ 17 Шалом – Алейхем.
- Ребята, а кто из вас знает этого человека?
- Действительно, это известный писатель, писавший о быте евреев. Его имя в переводе с еврейского языка означает: «Мир вам».
Вот так зарождались селения Биробиджана:
Под небом бездонным, упавшим на плечи Хингана.
Послышались топот, и ржанье, и крики: «Скорее!»
Тряся бородами, коней понукали евреи.
Болели глаза от простора и солнечной дали,
Подобных которым они никогда не видали.
№ 18 В память погибшим воинам в Биробиджане поставлена часовня в сквере Победы.
№ 19 Сопка
А какое значение имеет для нашего города это место и как оно называется? (На гербе нашего города)
Ученик: герб города (слайд 20)

25 ноября 2004 года Решением №117 Городской Думы города Биробиджана утверждено Положение о гербе МО "город Биробиджан". Он представляет собой лазоревый щит, на котором поверх шести тонких серебряных столбов изображен зеленый холм, увенчанный тонким серебряным острием. В серебряной оконечности, окаймленной внизу и по сторонам лазурью, - три тонких чешуйчато изогнутых лазоревых пояса. В гербе легко узнаются стилизованное изображение меноры, биробиджанская сопка с телебашней и река Бира.
Ученик:
Хочу, чтоб знали все, всем рассказать хочу:
Биробиджан – мой дом, душой к нему лечу.
К вам, пахари, творцы, строители дорог,-
Здесь прошлое мое, любви моей исток.
Вот шел за годом год, и не забыть вовек:
Болотам и тайге не сдался человек.
И вырос у Биры наш светлый, добрый дом,
В котором мы с тобой счастливые живем.
Пусть юность пронеслась, как бирская вода,
Но город молодым остался навсегда.
И я хочу друзьям напомнить об одном
Биробиджан – мой дом, и песнь моя о нем.
Учитель:
Мы продолжаем путешествие по нашему городу.
Встает рассвет над сказочным раздольем,
Румянит новостроек корпуса.
Ты молодеешь, Биробиджан,
Волнует сердце мне твоя краса.
Учитель:
Сегодня Биробиджан – промышленный город. Ребята, назовите предприятия города, на которых работают ваши родители и возможно когда-то будете работать и вы. Давайте их назовем.
Ученики:
объединение «Виктория»
АООТ «Диамант»),
АО «Биробиджанский завод силовых трансформаторов», авторемонтный завод,
АО «Камбий»,
ОАО «Дальсельмаш»,
ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика»,
ОАО «Элегант»,
ЗАО «Дальневосточная обувная компания 'Восток-Холдинг'»,
ОАО «Фабрика валяной обуви 'Зима'»,
ОАО «Макаронная фабрика 'Бетэавон'»,
ООО «Тайга-Восток»,
ГП «Биробиджан-молоко».
ТЭЦ- является основным источником централизованного теплоснабжения города
Учитель: (слайд 21)
А эти места вы узнаете легко. Мы часто бываем с вами на спектаклях в доме культуры смотрим интересные фильмы в к/т «Родина», частые гости детской городской библиотеки и краеведческого музея. Городские праздники День победы, День города, День молодежи проводятся в парке культуры и отдыха
А теперь давайте проверим как вы знаете другие улицы нашего города.
Викторина «Узнай улицу» (слайд 22-34)
- Шолом- Алейхема
- Дзержинского
Ш-А Тэц
Осенняя
Димитрова
Пионерская
40-лет Победы
Набережная
Парковая
Пионерская
Калинина
-Проспект 60 - летия СССР
34.-Комсомольская
(слайд 35)
Так выглядит наш Биробиджан сегодня. А как будет выглядеть через 40–50 лет, зависит не только от развития в нем промышленности и строительства, но и еще и от нашего отношения к родному городу. Сохраним его в чистоте, в зелени цветов. Сбережем самобытную красоту архитектурных памятников.
Ученик:
Город молодой и милый,
С трудной и славной судьбой
Я навсегда остаюсь тебе верным
Город над Бирой.
Мне жить с тобой всегда мечтой единой,
Куда б ни завела судьба меня.
Вернусь к тебе под шепот тополиный
И постою у вечного огня….
Ну а сейчас, так как наш город именинник в этом году, давайте напишем ему самые наши искренние пожелания.
______________________ свой город. Мне нравятся его _____________________, ________________________, _________________________. Очень хочется, чтобы Биробиджан был _____________________, _______________________, ______________________________ и _____________________________. И пусть никогда ______________________ ______________________ ______________________. Я желаю своему городу ______________________ ______________________.
Учитель: Ну вот наше путешествие во времени завершилось. Надеюсь, оно вам понравилось. Любите свой дом. До свидания!