Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Алексеевка
муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
МАСТЕР – КЛАСС «Просто о сложном. Приемы мнемотехники на уроках русского языка»
Исполнитель:
Овчинникова Виктория Владимировна,
учитель русского языка и литературы первой категории
Цель работы: исследовать эффективные способы и приёмы, развивающие память, повышающие интерес к русскому языку, улучшающие качество знаний по предмету, сохраняющие информацию в долговременной памяти.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Ушинский
Каждый
охотник
желает
знать,
где
сидит
фазан.
Каждый
охотник
желает
знать,
где
сидит
фазан.
МНЕМОТЕХНИКА
(др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций...
«mnemonikon»
по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз
На Руси использовалась мнемотехника
Страница славянской азбуки
Основной «секрет» мнемотехники
Зрительный образ
Взаимосвязь образов
Воображение
Воспроизведение всех ранее соединенных образов
Основные приемы мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника
2) Рифмовки. Общность ударений.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Ассоциации.
5) Схематично – рисуночная мнемоника.
Буквенно-звуковая мнемоника
одеть Надежду – надеть одежду
Правило слитного и дефисного написания слов с пол- и полу-
В словах, начинающихся на "пол", дефис ставится, в том случае, если:
а) за приставкой "пол" следует гласная буква (пол-апельсина, пол-ягоды);
б) за приставкой "пол" следует буква "Л" (например, пол-лимона, пол-ладони);
в) слово является именем собственным (пол-Москвы, пол-Европы).
В остальных случаях пишется слитно :
полбатона, полкилометра.
пол-
Упражнение 1
- Полдома
- Пол-истории
- Полкниги
- Пол-Москвы
- Пол-ананаса
- Пол-лимона
- (Пол)дома
- (Пол)истории
- (Пол)книги
- (Пол)Москвы
- (Пол)ананаса
- (Пол)лимона
Рифмовки. Общность ударений
- Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты.
- Ни сейчас, ни тогда
З приставкой не была.
- Что-то я соединяю ( соединение )
И к чему-то приближаю, ( приближение )
Рядом близко я стою ( близость )
И неполно делаю. ( неполное действие )
Отнесённость к одному словообразовательному типу
Буквы о и а на конце наречий
Правило окна
Упражнение 2
- Издалек… послышался шум.
- Небо раскалено добел…
- Ветер снов… усилился.
- Дождь предвещали надолг…
- Начни все сначал…
Упражнение 2
- Издалек а послышался шум.
- Небо раскалено добел а
- Ветер снов а усилился.
- Дождь предвещали надолг о
- Начни все сначал а
Прием ассоциаций
ОБЛ А КО
ОВ А Л
Схематично-рисуночная мнемоника «Хитрый заяц»
«Игрушки»
«Отец и сын»
«Игрушки»
Вывод:
- Мнемонические помощники позволяют сделать обучение проще и доступнее.
Результаты:
- Повышение качества успеваемости по русскому языку.
- Развитие интереса к предмету.
- Активизация мышления учеников.
- Рост творческой активности и познавательной деятельности.
Спасибо за внимание!