СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое осложненное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с требованиями, предьявляемыми к содержанию данных типов уроков. Для повышения интереса к уроку учитель подобрал предложение "Казнить нельзя помловать", где не расставлены знаки препинания. Это дало возможность поставить проблемный вопрос, организовать действие учащихся  самостоятельно принять цели и задачи урока.

Просмотр содержимого документа
«Простое осложненное предложение»

Конспект урока по русскому языку в 11 классе

учителя Кривошей И.С.

Тема урока: «Простое осложненное предложение.

Знаки препинания в них»


Цель урока: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о простых осложненных предложениях;

2) отрабатывать навыки постановки знаков препинания при осложненных предложениях;

3) повторить ранее изученный материал;

4) прививать интерес к изучению русского языка.


Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Слово учителя. Ребята! Сегодняшний урок хочу начать с каллиграфии: правильно напишем букву А и а; Т и т. Запишите число и тему урока.

  2. А теперь займемся орфографической разминкой и повторим «Правописание ь знака после шипящих в разных частях речи» и «Слитное и дефисное написание слов с пол- » (подготовка к ЕГЭ):

Кулич свеж, распахнешь настежь, нарежьте калач, забываешь горечь неудач, обжечь кирпич, борщ горяч, застегнешь брошь, еж колюч, увлечься решением задач, посетишь дочь, с крыш дач, выходишь замуж.

Полдома, пол-избы, полтетради, пол-листа, полдесятого, пол-одиннадцатого, полмандарина, пол-апельсина, пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока, полгорода, пол-африки, полустанок, полушубок.

Сделайте вывод.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя: Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Прочитайте предложение «Казнить нельзя помиловать».

Каким же образом с нашей темой связано это предложение? (Чтобы правильно донести свои мысли, нужно знать правила постановки знаков препинания в ПП). Чтобы не было у нас, как у юной принцессы из сказки «12 месяцев», какие цели и задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? ( мы должны вспомнить, чем может осложняться ПП. Потом повторить знаки препинания в ПП, применить на практике наши знания).

2.Каковы признаки простого предложения?

3.Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу (Слайд 6)

4.Так чем же осложняется ПП?

IV. Практическая работа.

1. Предложения с однородными членами (учебник Греков, стр. 179) А) Назовите признаки однородности:

- отвечает на один и тот же вопрос;

- являются одинаковыми членами предложения;

- относятся к одному и тому же слову (члену предложения);

- чаще всего выражены одной частью речи;

- связаны между собой сочинительной связью или только с помощью интонации.

Б) Что такое распространенные ОЧ? (имеют при себе зависимые слова)

В) Сколько рядов однородных членов могут быть в одном предложении? ( один или несколько)

Д) В каких случаях ставятся знаки препинания при ОЧ?

Схемы: и О, и О, и О. О и О, О и О. То О, то О. Ни О, ни О. О, а О. Не только О, но и.

Г) Запишите предложения, найдите и подчеркните ОЧ, докажите, что они однородные:

Дым костра то поднимается столбом к небу, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Сидя у костра, мы сначала молча слушали тишину, окружающую нас, а потом запели вполголоса.

2. Обособленные предложения. Ребята, обратите внимание на последнее предложение. Чем оно осложнено еще? (ДО и ПО). Расскажите мне о ДО (вопросы обстоятельств) и ПО ( какой).

А) Работа с карточкой №1

Б) Объяснительный диктант

Она, взглянуть назад не смея, поспешный ускоряет шаг. Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть. Отраженные морем, эти звездочки прыгали по волнам, исчезая и вновь появляясь.

В) Карточка 2

Г) Работа по вариантам: 1 вариант – карточка 3; 2 вариант- карточка 4

V. Итог урока проведем , выполнив тестовые задания в формате ЕГЭ.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени.

А) 1, 2 Б) 2 В) 1, 3 Г) 1, 2, 3, 4

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

А) Вечер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.

Б) Страшный звук подплывал все ближе и ближе рос в своей силе и таял в черной мгле.

В) Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

Г) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

3. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад(1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

4. Расставь знаки препинания:

Иногда мертвой змеей проплывает жердь или бревно.

Я царство свое убираю в алмазы и жемчуг серебро.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

В эту минуту в залу вошел(1) насилу передвигая ноги(2) старик высокого роста(3) бледный и худой(4) в халате и колпаке.

VI. Рефлексия: чем осложнены предложения?

Летом на улице я встретила человека, ОДЕТОГО В ПАЛЬТО

1 ученик: В пальто, КСТАТИ, зимнем 

2 ученик: В ЗИМНЕМ, НО ЦВЕТАСТОМ

3 ученик: Цветастом, КАК ЛЕТНИЙ ЛУГ

4 ученик: Луг, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НЕДАЛЕКО ОТ ДЕРЕВНИ

5 ученик: От деревни, …













































Тест

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени. А) 1, 2 Б) 2 В) 1, 3 Г) 1, 2, 3, 4

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

А) Вечер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.

Б) Страшный звук подплывал все ближе и ближе рос в своей силе и таял в черной мгле.

В) Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

Г) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

3. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад(1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

4. Расставь знаки препинания:

Иногда мертвой змеей проплывает жердь или бревно.

Я царство свое убираю в алмазы и жемчуг серебро.

5. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

В эту минуту в залу вошел(1) насилу передвигая ноги(2) старик высокого роста(3) бледный и худой(4) в халате и колпаке.



Тест

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени. А) 1, 2 Б) 2 В) 1, 3 Г) 1, 2, 3, 4

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

А) Вечер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.

Б) Страшный звук подплывал все ближе и ближе рос в своей силе и таял в черной мгле.

В) Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

Г) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

3. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад(1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

4. Расставь знаки препинания:

Иногда мертвой змеей проплывает жердь или бревно.

Я царство свое убираю в алмазы и жемчуг серебро.

5. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

В эту минуту в залу вошел(1) насилу передвигая ноги(2) старик высокого роста(3) бледный и худой(4) в халате и колпаке.



Тест

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени. А) 1, 2 Б) 2 В) 1, 3 Г) 1, 2, 3, 4

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

А) Вечер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.

Б) Страшный звук подплывал все ближе и ближе рос в своей силе и таял в черной мгле.

В) Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

Г) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

3. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад(1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

4. Расставь знаки препинания:

Иногда мертвой змеей проплывает жердь или бревно.

Я царство свое убираю в алмазы и жемчуг серебро.

5. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

В эту минуту в залу вошел(1) насилу передвигая ноги(2) старик высокого роста(3) бледный и худой(4) в халате и колпаке.

6