Поурочное планирование по_геометрии
Аблаевой Л.Д.
14.011.2023г Урок №19
10 класс
Тема урока. Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед. Построение сечений.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: ввести понятие тетраэдра, параллелепипеда и куба; рассмотреть свойства ребер, граней, диагоналей параллелепипеда и тетраэдра; проиллюстрировать изученные понятия, связанные с взаимным расположением прямых и плоскостей на примере тетраэдра, параллелепипеда и куба.
Планируемые образовательные результаты обучения.
Предметные: владение методами доказательств и алгоритмов решения;
умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержание
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
Ребята, сегодня у нас очень плодотворный урок и мы хотим многое сделать.
На первом этапе нашего урока мы вспомним теорию, с которой познакомились на прошлых уроках.
Актуализация опорных знаний. Устный опрос
Ребята, сформулируйте определение четырех угольника и треугольника.
Какие виды четырехугольников и треугольников вы знаете?
Какими свойствами обладает высота в равнобедренном треугольники.
Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.
Точки называются вершинами треугольника, а отрезки - его сторонами.
Четырёхугольник — это геометрическая фигура (многоугольник), состоящая из четырёх точек (вершин), три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), последовательно соединяющих эти точки. Различают выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
Вставьте пропущенные слова:
Две прямые называются параллельными, если они … в одной плоскости.
Две плоскости наз. параллельными, если они не … .
Назовите три случая расположения двух прямых в пространстве.
Назовите формулы вычисление:
площади треугольника;
прямоугольника;
параллелограмма.
Изучение нового материала. Объяснение нового материала строится в соответствии с пунктами . Работа с учебником стр. 25-28 пункт 12, 13
Обучающиеся самостоятельно по плану исследуют модели и записывают элементы тетраэдра и параллелепипеда.
Обучающиеся разбиты на две команды. Одна команда работает с параллелепипедом, вторая с тетраэдром.
План исследования: обучающиеся сообщают:
1. Описание геометрической фигуры и ее обозначение.
2. Изображение геометрической фигуры на плоскости.
3. Элементы (грани – боковые и основание, ребра, вершины).
Тетраэдр – определение, построение, элементы
Демонстрация модели тетраэдра.
Параллелепипед – определение, элементы, свойства
Ребята как вы думаете, существуют ли другие виды тетраэдра и параллелепипеда.
Виды тетраэдра:
- равногранный тетраэдр, у которого все грани - равные между собой треугольники;
- правильная треугольная пирамида - основание равносторонний треугольник, все боковые грани одинаковые равнобедренные треугольники .
- правильный тетраэдр, у которого все четыре грани - равносторонние треугольники.
Виды параллелепипедов:
Прямым является параллелепипед с ребром, перпендикулярным плоскости основания. Прямой параллелепипед с прямоугольником в основании является прямоугольным параллелепипедом. У прямоугольного параллелепипеда каждая из граней является прямоугольником.
Наклонный параллелепипед — это параллелепипед, у которого боковые ребра расположены, по отношению к основаниям, под углом, не равным 90 градусов.
Прямоугольный параллелепипед, у которого все 3 измерения имеют равную величину, является кубом. Каждая из граней куба – это равные квадраты.
Для решения многих геометрических задач, связанных с тетраэдром и параллелепипедом, полезно уметь строить на рисунке их сечения различными плоскостями.
Рассмотрим взаимное расположение многогранника и плоскости
Построение сечений многогранников
Секущей плоскостью многогранника назовем любую плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника.
Параллелепипед имеет шесть граней, тогда в сечении могут получиться либо треугольники, либо четырехугольники, либо пятиугольники, либо шестиугольники.
Для построения сечения достаточно построить точки пересечения секущей плоскости с ребрами тетраэдра (параллелепипеда), после чего остается провести отрезки, соединяющие каждые две построенные точки, лежащие в одной и той же грани.
Физминутка
Первичное усвоение знаний.
Работа с учебником стр.31 №68 устно по готовому чертежу
№69 письменно у доски работает один ученик, остальные на рабочих местах. Оценить работу обучающихся
Подведение итогов урока
Ребята с какими геометрическими телами вы познакомились сегодня на уроке?
Дайте определение данных фигур.
Из каких элементов состоят данные фигуры?
Рефлексия
Ребята, выскажите свое отношение к уроку, используя данные незаконченные предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Домашнее задание Выучить пункт 12,13. №66 устно