СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол МО начальных классов №2 2023-2024 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вам предложен протокол заседания методического объединения  начальных класов №2 за 2023-2024 учебный гол.

Просмотр содержимого документа
«Протокол МО начальных классов №2 2023-2024 уч. год»

Протокол № 2

заседания кафедры учителей начальных классов

от 22 октября 2023 года.

В составе кафедры : 13 человек

Присутствовали: 13 человек


Тема: «Современные способы оценивания успешности обучающихся»


Повестка:

1.Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках

(учителя 1-3 кл)

2.Адаптация учащихся 1 классов.

3.Специфика организации образовательного процесса для учащихся 1 класса.

(учителя 1 классов)

4.Подведение итогов контрольных работ за 1 четверть.


По первому вопросу выступила Гончарова С. В.. .с информацией по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников». Во всех классах с 1по 3класс еженедельно проводится урок по «Функциональная грамотность».

В своем выступлении Светлана Владимировна рассказала об основных компонентах функциональной грамотности. Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам:

-грамотность чтения;

 -математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

-Читательская грамотность -это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».

- Математическая грамотность

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

- Естественнонаучная грамотность

Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.

Продолжила выступление Жорова И. А.. Она сообщила об основных путях формирования функциональной грамотности по отдельным предметам.

 Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку.

Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. Использование на уроках приемов проблемного обучения предполагает возникновение потребности в знании и применении новых орфографических или грамматических правил. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Формы работы: письмо с проговариванием, списывание, комментируемое письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо по памяти, творческие и проектные работы, выборочное списывание. Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии; - словарная творческая работа, работа над ошибками. Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала и развития функциональной грамотности. Систематическое использование на уроках математики нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника: готовность осваивать и использовать знания о природе, осознание ценности и научных знаний о природе, овладение методами познания природных явлений, способность к рефлексивным действиям. На уроках отрабатываю навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляю признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, развиваю умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Формы проведения уроков, направленных на развитие функциональной грамотности младшего школьника Урок-исследование Урок-путешествие Деловая игра («Поиск будущего», «Конференция экологов», «Заседание кабинета министров», «Экологический форум») Ролевая игра («Заседание клуба юных экологов», «Клуб кинопутешественников») Исследовательская игра «Копилка чудес», «Тайны лесов» и др. Игра-викторина Квест Учебная и исследовательская лаборатория Экскурсия и виртуальная экскурсия Творческая гостиная


Продолжила выступление Дьяченко Т. В., которая рассказала о критериях оценивания функциональной грамотности.

 Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки. Функции системы оценивания в настоящее время: Нормативная функция - включает в себя:

 фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения;  административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений. Принципы оценивания:

 Принцип 1. Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...

Принцип 2 Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

Принцип 3 Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов.

Принцип 4 Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

Принцип 5 Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Требования к системе оценивания:

Система оценивания должна: давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

Система оценивания должна: фиксировать изменения как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования. В механизме выставления отметок должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего образования существуют большие сомнения. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Полная прозрачность системы оценивания является фактором, подталкивающим к самооцениванию.

Таким образом, можно сделать вывод, что эти уроки вызываюту детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся отзываются положительно об организации уроков «Функциональной грамотности»

По второму вопросу слушали завуч по начальным классам Носко О. В. с докладом « Адаптация

учащихся 1 классе». С первых дней сентября по 27 октября 2023г согласно плану проводилось изучение адаптации учащихся 1 классов.

Цель: выявить степень успешности адаптационного периода . создания благоприятных

условий, соблюдение требований к современному уроку.

В ходе проверки были проведены следующие формы работы: посещены и проанализированы уроки; анализ социально-психологической характеристики класса; собеседование и анализ профессиональной деятельности учителей 1 класса; анализ плана воспитательной работы .

Начало обучения ребенка в 1 классе – это сложный и ответственный этап. Это не только

новые условия жизни и деятельности, а и новые контакты,новые отношения, новые обязанности. Опыт работы показывает, что адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно долгий процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. Только через пять-семь недель постепенно повышаются и становятся более стойкими показатели трудоспособности у ребенка, становится меньше напряжение и тревожность. Ежегодными наблюдениями доказано, что с началом учебного года происходит адаптация организма учеников к учебному процессу, продолжительность и прохождение которой зависит как от факторов учебной среды (режима, содержания, методов и способов обучения, объема учебной нагрузки), так и от состояния здоровья и трудоспособности. Поэтому адаптация к школе рассматривается как беспрерывный процесс, который происходит в течение всего времени пребывания учеников в учебном заведении.

Продолжила выступление учитель 1 А класса Тюшкина Л. Н. Наблюдая за первоклассниками, можно говорить о том, что дети, которые посещали ДОУ, значительно быстрее и без проблем адаптируются к условиям обучения в школе. С целью избегания перегрузки и для улучшения адаптации учеников 1 классов к обучению в течение первого месяца ежедневно один из уроков учитель проводил на свежем воздухе. В обучении детей учителя большое внимание уделяют игре как основному виду деятельности. Игровая деятельность является ценным способом воспитания умственной активности школьников, активизирует психические процессы, вызывает живую заинтересованность в процессах познания. Во время проведения дидактических игр дети с желанием преодолевают значительные трудности в обучении, развивают их способности и умения.

Для создания спокойной рабочей атмосферы на уроке учителя пытаются поддерживать сосредоточенность внимания учеников, их слуха, а не сохранения статистической позы за партой в течение всего урока.

По результатам диагностики уровень адаптации в 1 классах удовлетворительное. Детям, которым тяжелее было приспособиться к обучению в школе, уделялось большее внимание и индивидуальная поддержка учителя.


По третьему вопросу выступили учителя 1 классов Бабичева Е. Г, Кордюкевич Т. Н. и Жорова И. А. с информацией о специфике организации образовательного процесса для учащихся 1класса.

В современных условиях все более возрастает значение проблемы адаптации человека. Традиционно адаптацией называют приспособление человеческого организма к условиям существования. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видом деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называют адаптированным.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. Поэтому, задачами адаптационного периода являются – помочь учащимся познакомиться друг с другом, учителями, с новой учебной ситуацией, со школой, со школьными правилами.

Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам, одноклассникам и родителям, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.

Для облегчения процесса адаптации детей в первом классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. В сентябре и октябре проводятся уроки по 35 минут каждый. После четвертого урока в расписании предусмотрена динамическая пауза. Двигательный режим соблюдается и во время уроков. Учителя проводят специальные физкультминутки, направленные на снятие напряжения с мышц спины, конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.

С первого дня обучения дети учатся слушать и слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать коллизии, «ловушки». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.

Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Опыт первых двух месяцев обучения показал, что наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Время, проведенное в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживленно общаются с педагогами и друг с другом. В классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать свое мнение.

Главная роль учителя на уроке – организатор учебного процесса, организовать его нужно так, чтобы ученик на уроке делал все сам: сам ставил цель, планировал работу, выполнял ее и оценивал себя. В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Учебный процесс ведется с учетом здоровьесберегающих технологий: физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку.

За этот период обучающиеся овладели такими учебными действиями как наблюдение за объектом окружающего мира; сравнение предметов по отдельным признакам; умение работать с учебником, понимать иллюстрации, таблицы, схемы. Строят простое речевое высказывание в устной форме, понимают смысл простого текста, умеют задавать вопросы. Все учащиеся понимают учебный материал, усваивают основное содержание программы, проявляют интерес к самостоятельной работе, всегда готовятся ко всем предметам, общественные поручения выполняют охотно и добросовестно.

Главная же роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребёнку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребёнка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив..

В заключении педагоги перечислили факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации:

 Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса

 Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

 Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе, ребенок чувствовал себя

комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе.


По четвертому вопросу по входным контрольным работам учащихся 2 – 4 классов выступила завуч по начальным классам Носко О. В..Она провела анализ входных контрольных работ и контрольных работ за 1 четверть. Поставленная цель определила характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работ.

Решили: продолжить работу по формированию знаний, умений и навыков,запланировать на уроках повторение и закрепление знаний учащихся по темам, на которые было допущено больше всего ошибок. Результаты проведенных работ довести до сведения родителей для усиления работы по ликвидации существующих пробелов в знаниях обучающихся.

Решение:

  1. Разработать план мероприятий по формированию (развитию) функциональной   грамотности обучающихся 1-4 классов.

  2. Активизировать работу по формированию мотивации обучающихся начальной школы(провести индивидуальные беседы с учащимися,  консультации с родителями и т. д)

  3.  В своей работе учителям первых классов учитывать особенности адаптационного периода учащихся, активно включать игру в учебный процесс, не запрещать её, не исключать.

  4. Больше уделять внимание дифференцированному подходу в обучении, использовать в работе разноуровневые и дифференцированные задания, инновационные технологии, действенные формы и методы работы, учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика.



Руководитель кафедры учителей начальной школы: ____________ (Н В. Пронина)