ПРОТОКОЛ
проведения районного семинара-практикума учителей иностранного языка
Тема: Мотивация как фактор эффективного обучения иностранным языкам.
Цель проведения: обмен опытом, поиск интересных идей, использование эффективных методов и имеющихся средств современных педагогических технологий обучения.
Дата проведения: 20 ноября
Место проведения: МОБУ Костюковская СОШ.
Присутствовало:12 человек
Рыжкова Г.П., специалист группы развития образования
Кожевникова Н.А., ио директора МОБУ Костюковской СОШ
Банных Н.Н., учитель английского языка МОБУ Костюковской СОШ
Павлик Е.А., учитель английского языка МОУ Юхтинской СОШ
Кивилёва Е.В., учитель английского языка МОУ Москвитинской СОШ
Васильева Н.И., учитель английского языка МОУ Москвитинской СОШ
Гришина Е.С., учитель английского языка МОУ Желтояровской СОШ
Бушкина З.А., учитель английского языка МОУ Орлинской СОШ
Качакова Е.Ю., учитель английского языка МОУ Орлинской СОШ
Михеенко В.А., учитель английского языка МОУ Рогачёвской ООШ
Дашинимаева Ц.Э., учитель английского языка МОУ Семёновской СОШ
Липская А.В., учитель английского языка МОУ Буссевской ООШ
План работы:
Открытие семинара.
Внеклассное мероприятие «Для чего изучать английский язык» (кружок а/я «Лингва».
Деловая игра «Я – хороший педагог».
«Мотивация как фактор эффективного обучения иностранным языкам» (Банных Н.Н., руководитель РМО учителей ин.языка).
«Эффективные приёмы для организационно-мотивационного этапа на уроке английского языка». (Кабанец О.А., учитель иностранного языка МОУ Нижнебузулинская СОШ, Гришина Е.С., учитель иностранного языка МОУ Желтояровская СОШ).
«Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся и результативности обучения». (Банных Н.Н., учитель иностранного языка МОБУ Костюковская СОШ, Павлик Е.А., учитель иностранного языка МОУ Юхтинская СОШ).
«Работа с учениками, имеющими низкий уровень мотивации». (Панова И.В., учитель иностранного языка МОУ Сычёвская СОШ, Кивилёва Е.В., учитель иностранного языка МОУ Москвитинская СОШ).
Функциональная грамотность на уроках английского языка (Черевкова О.М., учитель английского языка МОУ Новгородской СОШ им. В.Н.Лесина).
ВсОШ школьный и муниципальный этапы: обмен опытом (учителя ин.языка).
Результаты реализации ФОП в 1 учебной четверти: плюсы/минусы, трудности/профессиональные дефициты. (учителя ин.языка).
Информация с курсов ППК. (Бушкина З.А., учитель иностранного языка МОУ Орлинская СОШ, Качакова Е.Ю., учитель иностранного языка МОУ Орлинская СОШ).
Обсуждение текущих вопросов, круглый стол.
Подведение итогов семинара, выработка решения.
Работа семинара началась с выступления ио директора школы Кожевниковой Н.А. Она поприветствовала участников районного семинара, ознакомила присутствующих с программой семинара и пожелала удачи всем.
С приветственным словом выступила Рыжкова Г.П., специалист ГРО, которая поблагодарила директора и коллектив школы за подготовку, и проведение семинара.
Далее выступила Банных Н.Н., руководитель РМО учителей иностранного языка. В своем приветственном слове Наталья Николаевна обозначила темы для обсуждения на семинаре, а также сделала обзор актуальных вопросов преподавания иностранных языков, являющихся важной частью процесса обучения английскому языку. Она отметила, что современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Также подчеркнула, что главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы.
По второму вопросу Банных Н.Н., учитель английского языка МОБУ Костюковской СОШ представила внеклассное мероприятие «Для чего изучать английский язык» (кружок а/я «Лингва»). В исполнении учеников звучали песни, частушки, стихи, сценки «Этот непонятный английский», «На уроке английского языка». Все это сопровождалось презентацией.
Задачи мероприятия:
– привлечь внимание к проблеме изучения языков с целью повышения уровня межкультурного и межъязыкового взаимопонимания;
– развивать у обучающихся познавательную и социокультурную компетенции;
– популяризировать изучение иностранных языков.
Педагогическая целесообразность данной работы обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Данное занятие получило высокую оценку присутствующих, дети показали хорошее знание материала, высокую активность.
Далее Банных Н.Н. провела деловую игру «Я – хороший педагог» для создания доброжелательной атмосферы, эмоционального настроя; активизации творческой деятельности; вовлечения коллег в коллективное обсуждение проблемных вопросов.
Цель игры: Формирование у педагогов интереса и культуры саморазвития.
Наталья Николаевна обратилась к участникам со словами, что во время нашей игры вы сможете обмениваться друг с другом педагогическим опытом, заглянуть в свой внутренний мир. Процитировала слова российского журналиста Максима Звонарёва «В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и циркового коня, которого год за годом гоняют по кругу».
После проведения игры руководитель РМО продолжила своё выступление по теме семинара «Мотивация как фактор эффективного обучения иностранным языкам». Учебно-познавательная мотивация школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!». Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Для создания ситуации успеха нужно:
1.Развивать чувство оптимизма -следствие реалистического мышления.
2.Помогать ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.
3.Обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми
усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам
по себе.
4.Успех строится на неудачах/ Собственные и корпоративные
достижения.
По вопросу «Эффективные приёмы для организационно-мотивационного этапа на уроке английского языка» Гришина Е.С., учитель иностранного языка МОУ Желтояровская СОШ провела мастер-класс. Екатерина Сергеевна показала приёмы, которые являются на её уроках наиболее эффективными: «Рисуем зайца», «Мои слова», «Пазлы», «Картинки с юмором», «Музыкальные моменты», «Акростих», «Синквейн», «Квест», «Волшебный мешочек», игры с фонариком и др.
С презентацией опыта по теме «Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся и результативности обучения» выступила Банных Н.Н., учитель английского языка МОБУ Костюковской СОШ. Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Внеурочная деятельность неразрывно связано с урочной. На современном этапе изменилась роль, которая отводится иностранным языкам в рамках школы. Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей. Для реализации коммуникативной компетенции важна не только работа на уроке, но и вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. Создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
С докладом «Работа с учениками, имеющими низкий уровень мотивации» выступила Кивилёва Е.В., учитель иностранного языка МОУ Москвитинской СОШ. В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Объективные причины неуспеваемости.
Отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по русскому языку. Для таких учеников нужна индивидуальная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. На начальном этапе такой работы некоторые вопросы программы для таких учащихся нужно облегчить, изменив уровень трудности заданий. Со временем у них появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают в конце концов программу средней школы. Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Результат дает и непосредственная работа с родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей. Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.
Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуспеваемости, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.
С докладом «Функциональная грамотность на уроках английского языка» выступила Черевкова О.М., учитель английского языка МОУ Новгородской СОШ им. В.Н.Лесина. В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка.
При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
В связи с этим, в современном преподавании иностранного языка, и в частности, английского, обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью».
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.
Далее участники семинара делились опытом работы по подготовке учащихся к ВсОШ, поговорили о результатах реализации ФОП в 1 учебной четверти: плюсы/минусы, трудности/профессиональные дефициты. (учителя ин.языка), послушали информацию с курсов ППК и обсудили текущие вопросы.
В конце были подведены итоги работы семинара и принято решение.
Решение РМО учителей иностранного языка:
Принять к сведению и исполнению полученную в ходе семинара информацию.
Продолжить работу по обобщению и распространению опыта учителей.
Использовать в работе предоставленные на семинаре опыт и материалы учителей английского языка (Гришина Е.С., учитель иностранного языка МОУ Желтояровская СОШ, Банных Н.Н., учитель иностранного языка МОБУ Костюковская СОШ, Кивилёва Е.В., учитель иностранного языка МОУ Москвитинская СОШ, Черевкова О.М., учитель английского языка МОУ Новгородской СОШ им. В.Н.Лесина), и применять его на уроках и во внеурочной деятельности.
В своей работе учитывать такие пути повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка как:
Личность учителя.
Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.
Характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений.
Использование инновационных технологий.
Личностно-ориентированный подход к учащимся.
Система внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
Использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности разноуровневого состава учащихся.
Грамотно построить адресную работу с детьми с девиантным поведением, изучить особенности ребёнка, привить интерес к учебе.
Использовать на уроках различные методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся.
Активизировать участие учителей в онлайн-уроках по финансовой грамотности.
Учителям иностранного языка использовать методические рекомендации, озвученные в ходе круглого стола, повышать свой профессионализм.
Отметить хороший уровень подготовки и проведения внеклассного мероприятия и семинара.
Объявить благодарность и выдать сертификаты участников педагогам, задействованным в проведении данного мероприятия:
Гришиной Е.С., учителю иностранного языка МОУ Желтояровская СОШ,
Банных Н.Н., учителю иностранного языка МОБУ Костюковская СОШ,
Кивилёвой Е.В., учителю иностранного языка МОУ Москвитинская СОШ,
Черевковой О.М., учителю английского языка МОУ Новгородской СОШ им. В.Н.Лесина