Протокол №5 заседания ММО(онлайн)
учителей иностранных языков от 17.12.2021г
Присутствовали все учителя иностранных языков района.
Повестка дня:
Тема: Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. Совершенствование аналитической культуры учителя.
Выступающие: Синенко Н.В., Невзорова Е.И., Пеннер А.И.
2. Отчет по теме самообразования.- Ком И. А.,
3. Подведение итогов работы инновационной площадки «Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность»
Слушали по теме семинара Пеннер А.И.учителя английского языка ХСШ№2
Рассматривают следующие ресурсы современного урока
Временные
Информационные
Технологические
Мотивационные
Инновационные
Здоровьесберегающие
Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Материально-технические
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
(доклад прилагается)
Слушали Невзорову Е.И., учителя немецкого языка Гастелловской средней школы:
В Программе развития образования огромная роль отводится формированию профессиональных компетенций и аналитической культуры педагогов.
Каждый педагог осознает, что в век информатизации и нанотехнологий, в условиях введения и реализации ФГОС, повышаются требования к педагогам, которые сегодня выполняют роль своего рода навигатора, помогающего ученику ориентироваться в безграничном море информации. Наши знания быстро устаревают, и чтобы соответствовать требованиям современного педагога, необходимо повышать профессиональную компетентность и аналитическую культуру, владеть базовыми компетенциями. (выступление прилагается)
Слушали Синенко Н.В., учитель английского языка Свердловской СОШ
Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса.
(выступление прилагается)
Решение:
в современной школе в условиях реализации ФГОС учитель должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации, то есть владеть аналитической культурой.
Совершенствовать аналитическую культуру педагогов можно через комплекс следующих мероприятий:
1.Развитие навыков проектирования своего урока (учитель должен четко определять цель и задачи урока).
2.Работа ММО по развитию аналитической культуры педагога (взаимопосещение уроков, их анализ и самоанализ)
3.Освоение методикой осуществления самоанализа урока (самоанализ должен предшествовать анализу урока посещающими)
По второму вопросу слушали Ком И.А., учителя английского языка Ильинской СОШ- Отчёт по теме самообразования: «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.» (доклад прилагается)
Планируя каждый урок, мы стараемся исходить из основного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности – и вовлекать детей в реальный процесс общения.
На уроках 5-7 классов развиваю своих учеников следующим образом:
Example: picture four is different because it is a house, but in other pictures there are shops.
Работа в группах, где каждая команда доказывает, чем картинки отличаются друг от друга:
Example: Team1:In our picture the snail on the sand is big
Team 2:but in our picture the snail on the sand is small.
Таким образом, я развиваю у своих учеников навыки сравнивать картинки, найти отличия и умело использовать на практике изученную лексику и грамматику.
Следующий этап – рассказать историю по картинкам, при этом использовать правильные грамматические структуры, слова-связки, логика высказываний и обязательно озаглавить историю..
Example: picture four is different because it is a house, but in other pictures there are shops.и т.д.
Решение:
Информацию принять к сведению
По третьему вопросу слушали руководителя ММО Жуган О.Е. –Итоги работы инновационной площадки «Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность»
2018-2020г
«Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность»
Цели: Расширение сферы действия немецкого/английского языка в учебных планах и внеурочной деятельности общеобразовательных организаций Хабарского района, повышение интереса к их изучению в качестве второго иностранного языка.
Подготовка школьников к продолжению образования в вузе и решение культурно-образовательных задач для интеграции в европейское образовательное пространство.
Задачи: повышение эффективности образовательной деятельности и привлечение внимания школьников к иностранному языку как средству успешной интеграции в современную поликультурную среду;
информирование обучающихся и их родителей о конкурентных преимуществах выбора немецкого/английского языка в качества первого и/или второго иностранного языка;
создание условий, необходимых для формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению второго иностранного языка.
Сроки реализации: 2018/2019 учебный год – 2020/2021 учебный год)
Ожидаемые результаты:
повысится эффективность образовательной деятельности и мероприятий, направленных на привлечение внимания школьников к немецкому/английскому языку как средству успешной интеграции в современную поликультурную среду;
будет активизирована работа по информированию обучающихся и их родителей о конкурентных преимуществах выбора немецкого/английского языка в качества первого и/или второго иностранного языка;
будут разработаны рабочие программы по немецкому/английскому языку как второму иностранному и программы внеурочной деятельности по предмету;
будут обеспечены необходимые условия для формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению иностранного языка;
В рамках реализации программы проведены следующие мероприятия:
1.Семинар для учителей иностранных языков «Введение второго иностранного языка в учебный план». 2.Ознакомление с нормативно-правовыми документами по введению второго иностранного языка. 3.Утверждение плана работы, обеспечивающего сопровождение введения второго иностранного языка. 4.Выбор УМК, рекомендуемый для реализации второго иностранного языка. Организация изучения и обсуждения примерных рабочих программ по иностранному языку (немецкий, английский) как второй язык. 5.Определения списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе по реализации второго иностранного языка. Разработка рабочих программ по английскому языку (как второй язык), немецкому языку (как второй язык). |
6..Внесение изменений в учебный план основного общего образования на 2018-2019 учебный год. |
Обеспечение укомплектованности библиотеки ОО учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе по реализации второго иностранного языка. |
Разъяснительная работа по введению второго иностранного языка на родительских |
7..Семинар ММО «УМК по иностранным языкам, обеспечивающим обучение второму иностранному языку в современной школе в условиях перехода на ФГОС» 8.Открытые уроки: немецкий язык 8кл, английский язык 5класс 9. Творческий конкурс по иностранному языку «Рождественская открытка» с привлечением уч-ся со вторым ин.яз. 10. Рождественский праздник для одаренных детей по иностранному языку 11 Заседание ММО «Преподавание второго иностранного языка» 1.Обучение чтению на уроках иностранного языка в 5,8 классах с помощью УМК (из опыта работы) 2.Формируем метапредметные умения на уроках ИЯ на начальном этапе обучения (открытые уроки) |
12. Практический семинар: Использование современных образовательных технологий, методов в преподавании иностранных языков
13. Семинар ММО «Особенности обучения предмету «Второй иностранный язык» в основной школе в условиях реализации ФГОС общего образования»
Открытые уроки в 5,8 кл
14. Семинар:«Особенности организации учебного процесса по второму иностранному языка в 5 классе в условиях перехода на ФГОС»
16. Семинар: «Особенности реализации требований ФГОС при введении второго иностранного языка в учебный план основной школы
17. Консультативная поддержка учителей района по вопросам введения второго иностранного языка
Учителем иностранного языка Жуган О.Е разработаны рабочие программы по второму немецкому и английскому языкам, которые используют все учителя района
Учащиеся школы приняли участие в муниципальной научно- практической конференции с проектами по второму иностранному языку и заняли призовые места
2020-2021г
Введение второго иностранного языка(немецкого и английского) в нашей школе произошло в 2018 году, первоначально в 5 и 9 классах, со следующего года второй язык по сегодняшний день преподается в 5-9 классах. Овладение вторым иностранным языком на базе достаточно хорошо усвоенного первого иностранного идёт, как правило, значительно легче и успешнее. Поэтому изучение английского языка(немецкого) в качестве второго иностранного языка отнюдь не дискриминирует его а, наоборот, создает условия для более легкого овладения им.
Обучение второму языку осуществляется по программам –немецкий язык УМК Аверина «Горизонты» . единственный учебник немецкого языка как второго иностранного на базе английского.
Изучив опыт коллег, программы преподавания второго иностранного языка, мы пришли к выводу о том, что УМК «Горизонты» имеет ряд преимуществ.
Во-первых, цели и задачи, которые ставят авторы курса, в полной мере соответствуют требованиям и задачам, которые заложены в ФГОС общего образования и определены Европейскими уровнями языковых компетенций. Данный комплект для 5–6 классов позволяет выйти учащимся на уровень А1.
Во-вторых, содержание учебника современно и интересно для учащихся.
В-третьих, задания и упражнения, которые содержатся в УМК, позволяют формировать у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД), развивать умения работы с текстом, стимулируют развитие ИКТ-компетенций учащихся.
В-четвертых, материалы УМК способствует развитию коммуникативной и социокультурной компетенций на основе знакомства учащихся с образом жизни, бытом, реалиями стран изучаемого языка, а также на основе страноведческого блока, связанного с Россией.
В-пятых, учебник позволяет актуализировать лингвистический опыт школьника, имеющийся в результате изучения первого иностранного языка.
Несомненно, важной положительной характеристикой комплекта является «Книга для учителя», которая оказывает помощь в составлении рабочей программы по предмету и содержит ценные рекомендации для планирования уроков, предлагая варианты организации деятельности для учащихся с разным уровнем познавательной мотивации. Этому способствует работа с языковым портфолио. Ученики ведут тетрадь «Мои достижения», где они фиксируют свои успехи, отмечают то, чему научились, какие трудности у них возникли, какие задачи необходимо решать далее.
Развитию самостоятельности и инициативности способствует аудиоприложение, так как учащиеся могут использовать его дома при подготовке домашних заданий и развития понимания немецкой речи на слух.
Ценным является раздел «Denk nach» («Подумай»), где учащимся предлагается не готовое грамматическое правило, а предоставляется возможность самим вывести его.
Изучение английского языка как второго проходит по УМК Афанасьевой Михеевой «Английский как второй иностранный». (серия «Новый курс английского языка для российских школ») 5-9 кл. М.: Дрофа, 2009. Методическая поддержка http:/www.drofa.ru/
Второй иностранный язык преподается по 2 часа в неделю, обучение строится на примере первого иностранного языка, что оказывает большую помощь в освоении второго языка
За годы преподавания второго языка учителями создана большая база методических материалов, конспектов уроков, видеоуроков.
Практика работы показала, что обучение второму иностранному языку имеет ряд особенностей формального (меньшее количество выделяемых на него учебных часов, более сжатые сроки обучения) и содержательного плана. С одной стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков, что приводит к проблеме интерференции не только со стороны родного, но и первого иностранного языка, с другой — имеется опыт изучения первого языка и возможность его положительного переноса на изучение второго, что обуславливает интенсификацию процесса овладения немецким языком.
Объем курса второго иностранного языка компенсируется значительным лингвистическим опытом учащихся, приобретенным при изучении родного и первого иностранного языков. Этот фактор является существенным в нашей методике обучения, так как по сути именно опыт учащегося определяет особенности обучения второму иностранному языку. Этот опыт характеризуется синтезом знаний, умений и навыков, полученных ранее, и оказывает положительное влияние на усвоение второго иностранного языка. На методику преподавания второго языка оказывает значительное влияние сходство и различие между ними. Так, преподавание английского на базе немецкого отличается, на наш взгляд, от обучения на базе другого первого иностранного языка, т.к. примерно 50% слов английского языка немецкого происхождения.
Каждый учитель, который преподаёт два или второй иностранный язык, замечал разницу в изучении первого и второго иностранного языков. Практика показывает, что трудности овладения вторым иностранным языкам убывают примерно вдвое по сравнению с усилиями, затраченными на изучение первого иностранного языка.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что второй иностранный язык не препятствует, а помогает изучению первого иностранного языка.
При обучении второму иностранному языку мы используем современные образовательные технологии:
- проблемное обучение
- коллективное обучение
- исследовательские методы
- технологию деловых, ролевых и других видов игр
- обучение в сотрудничестве
- проектные методы обучения
Преподавание второго иностранного языка осуществляется на известных принципах обучения иностранным языкам в современной методике:
принципе учёта знаний, умений и навыков в первом иностранном, а также в родном языках;
принципе сознательности;
принципе интенсификации;
принципе коммуникативности;
принципе коллективного речевого взаимодействия;
принципе параллельного развития всех видов речевой деятельности.
В учебных пособиях, по которым ведется преподавание второго иностранного языка очень много информации по географии (климат, погода, моря, реки). Большое внимание уделяется истории, литературе. С первых уроков ребята знакомятся с произведениями живописи и музыки, архитектурными достопримечательностями, национальными праздниками. За счет компонентов УМК связь языка и культуры прослеживается практически на каждом уроке.
Большую роль в формировании социокультурной компетенции, на наш взгляд, играет внеурочная деятельность на иностранном языке.
Наши дети выступали на муниципальном конкурсе чтецов на иностранном языке со вторым языком довольно успешно и с большим желанием. Кроме этого учащиеся 6-9 классов приняли активное участие во всероссийской акции “Tolles Diktat” на немецком языке, выполняя уровень А, есть победители и призеры.
Методическое объединение учителей систематически рассматривало вопросы преподавания иностранного языка как второго, происходил обмен опытом, все материалы выставлялись на сайте, где были доступны каждому учителю. По нашему мнению, для достижения основной практической цели - формирования способности к общению на втором иностранном языке необходимы:
знание учителем обоих иностранных языков;
опора на опыт учащихся, приобретенный ими при изучении родного и первого иностранного языка;
привлечение культуроведческих компонентов;
разработка и ведение метапредметных курсов (в рамках внеурочной деятельности);
приглашение носителей языка в образовательную организацию.
В августе проходит консультация:«Особенности проектирования рабочей программы по предмету при введении второго иностранного языка в условиях перехода на ФГОС»
Осуществляется консультативная поддержка учителей района по вопросам введения второго иностранного языка.
Проведено несколько семинаров , где рассматривались вопросы преподавания второго иностранного языка: «Метод проектов один из способов развития коммуникативной компетенции при овладении учащимися вторым иностранным языком»
Круглый стол «Введение второго иностранного языка как основа для развития коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации требований ФГОС. Итоги учебного года», Мастер-класс «Сопоставительный подход при обучении второму иностранному языку. Английский язык как условие успешного изучения немецкого как второго иностранного языка», «Внеурочная деятельность по иностранным языкам: цели, задачи, формы организации», «Технология организации внеурочных мероприятий по изучению второго иностранного языка» и т.д.
Решение:
1.Работу площадки считать завершенной.
2. Приготовить сборник «Изучение второго иностранного языка как форма повышения коммуникативной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность» к 1 апреля 2022г, где будет обобщен опыт работы учителей района в преподавании второго иностранного языка.