Протокол№1
29 августа 2016 года
заседания МО учителей начальных классов
Присутствовали 5 человека: учителя начальных классов и педагог организатор- Сиротенко Ю.С.
Повестка дня:
1.Утверждение плана работы МО. Основные задачи на 2016/2017 учебный год.
2.Утверждение рабочих программ».
3.Комплектование внеурочной деятельности.
Слушали по первому вопросу :
Руководителя МО Гусельникову Т.В. с планом работы на текущий учебный год.
Выступила:
Михайлова И.И. с предложением утвердить план работы без корректировки.
Решили:
Утвердить план работы методического объединения на 2013-2014 уч.год.
Итоги голосования: единогласно.
Слушали по второму вопросу:
Учителей начальных классов с положением о тематическом планировании; о необходимости строить учебно - воспитательную работу в классе в соответствии с воспитательной темой школы «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающегося.».
Выступили:
Старченко Г.П. – рабочие программы и тематическое планирование составлены в соответствии с положением; тема воспитательной работы класса перекликается с темой школы, план составлен в соответствии с целями и задачами воспитательной работы.
Михайлова И.И..- рабочие программы и тематическое планирование составлены в соответствии с положением; тема воспитательной работы класса перекликается с темой школы, план составлен в соответствии с целями и задачами воспитательной работы.
Эрпес Т.О. – рабочие программы и тематическое планирование составлены в соответствии с положением; тема воспитательной работы класса перекликается с темой школы, план составлен в соответствии с целями и задачами воспитательной работы.
Гусельникова Т.В..- рабочие программы и тематическое планирование составлены в соответствии с положением; тема воспитательной работы класса перекликается с темой школы, план составлен в соответствии с целями и задачами воспитательной работы.
Решили:
Сдать рабочие программы и тематическое планирование на утверждение завучу школы. Корректировать тематические и воспитательные планы в случае необходимости в течение учебного года (в соответствии с положением).
Слушали по третьему вопросу слушали
Сиротенко Ю.С. с планом работы кружков на текущий учебный год.
Михайлова И.И.кружки: «Веселые нотки», «Дорожная азбука»,
Эрпес Т.О.кружки: «Ощути радость чтения», «Математическими тропинками», «В мире красоты».
СтарченкоГ.П. кружки: «Мастерилка», «Почемучка», «Путь к грамотности».
Гусельникова Т.В. кружки: «В стране экологических загадок»,
«Занимательная информатика».
Решили: Утвердить программу кружков на 2016-2017 учебный год.
Председатель___________ Т.В. Гусельникова
Секретарь ______________Т.О. Эрпес
Протокол№2
13 октября 2016 года
заседания МО учителей начальных классов
Присутствовали 4 человека: учителя начальных классов
Повестка дня:
1.Технология формирования правильной читательской деятельности»
2. Готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации и входной диагностики первоклассников. Обсуждение проблем, путей их решения
3Работа учителя по совершенствованию профессионального мастерства (ИОП).
4. Результаты входного контроля.
Слушали по первому вопросу Эрпес Т.О.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация ( предугадывание предстоящего чтения).
Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала рассмотреть иллюстрации, прочитать заглавие, обратить внимание на жанр произведения. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Например, при изучении глав из повести И.Дика «В дебрях Кара-Бумбы» дети читают название произведения и фамилию автора и отвечают на вопросы: «Будем ли мы читать повесть целиком? Можно ли узнать из заглавия, кто герой повести? Рассмотрите внимательно иллюстрацию, попробуйте предположить, кто герои повести, как развивается действие?»
Постановка целей урока
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение про себя
Дети проверяют свои предположения.
С самостоятельного чтения начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно, найти, что ему близко и поделиться мыслями со всеми. В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Основная задача учителя на уроке помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого «медленного» чтения.
По ходу чтения задаю вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа
(т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором)
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, по ходу чтения выполняем разнообразную работу: находим в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, дети задают свои вопросы, делают предположения о дальнейшем содержании текста.
Как учить детей вести диалог с автором?
1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
2) включать творческое воображение учащихся: читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод ;
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…?
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. При таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного текста. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
; чтение по ролям, инсценирование и др.
1) до чтения. Например, прочитай ключевые слова текста, подумай, почему они разбиты на две группы? Какое задание ты к ним предложишь?
2) в ходе чтения. Например, выпиши из текста, как писатель называет птичку. Найди в толковом словаре значение слов.
3) после чтения. Например, запиши цитатный план первой главы. Запиши слова, которые раскрывают тему произведения. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки тебе кажутся наиболее точными? Обведи.
Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС..
Систематическое и методически правильное применение современных образовательных технологий в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.
По второму вопросу слушали Михайлову И.И.
По третьему вопросу слушали учителей начальных классов: Работа учителя по совершенствованию профессионального мастерства (ИОП)
№ | ФИО учителя | Возможность обучать других | Образовательная задача (ОЗ) | Форма отчета |
2 | Гусельникова Т.В | Применение на практике методов и приемов развития критического мышления | Освоить технологию критического мышления для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. | Буклеты для детей и коллег. Размещение на методическом стенде в учительской. |
3 | Михайлова И.И. | Элементы технологии продуктивного чтения | Овладеть приемами включения каждого обучающегося в образовательный процесс, готовить их к самостоятельной деятельности и ответственности. | Выступление на родительском собрании с докладом «Как развить самостоятельность школьника» Памятки для родителей «Правила, которые помогут развивать самостоятельность школьника». |
4 | Старченко Г.П | Приемы обучения выразительному чтению. | Освоить технологию критического мышления для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни | Памятка для коллег «Развиваем мыслительные навыки учащихся», Размещение на методическом стенде в учительской. |
5 | Эрпес Т.О. | Эффективные приемы включенности обучающихся в самостоятельную деятельность. | Овладеть основными формами и методами влияющими на уровень развития техники чтения | Инструктивная карта для учащихся, коллег, мониторинговая таблица. Выступление на МО начальных классов, родительском собрании. |
Председатель___________ Т.В. Гусельникова
Секретарь ______________Т.О. Эрпес
Протокол№3
29 ноября 2016 года
заседания МО учителей начальных классов
Присутствовали 5 человека: учителя начальных классов, завуч школы КлювиткинаЛ.В.
Повестка дня:
1.Внедрение новых методик в процесс преподавания на основе «Преобразования обучения в 21 веке: развитие культуры мышления».
2.Технология проблемного диалога, как средство реализации ФГОС.
3. Формирование портфолио педагогов с учетом современных требований к аттестации
4.Результаты проверки чтения.
5. Результаты проверки тетрадей и дневников
По первому вопросу слушали Гусельникову Т.В.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник оологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
По второму вопросу слушали Старченко Г.П
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
По третьем , четвертому и пятому вопросу слушали завуча школы Клювиткину Л.В.
\ Председатель___________ Т.В. Гусельникова
Секретарь ______________Т.О. Эрпес
Протокол№4
25 января 2017 года
заседания МО учителей начальных классов
Присутствовали 6 человека: учителя начальных классов, завуч школы КлювиткинаЛ.В., Сиротенко Ю.С.
Повестка дня:
Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО.
Реализация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС НОО.
Обсуждение плана «Недели начальных классов»
5. Работа учащихся в рамках ФГОС НОО
6.Состояние преподавания ОРКСЭ
По первому вопросу слушали Михайлову И.И.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
3. Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
По второму вопросу слушали завуча школы Клювиткину Л.В.
Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, входят в структуру основной образовательной программы. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Участниками духовно-нравственного воспитания становятся: школа, семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования, СМИ, традиционные российских религиозных объединения.
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен.
Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности.
Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их, я считаю , должен каждый сознательный гражданин своей страны. Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.
Уже несколько лет я работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»
Цель моей работы: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным селом, его традициями .
Формирование системы знаний о природе нашего края, страны, их истории, представлений о ценности мировой культуры.
Воспитание гражданской позиции, сохранение традиций народов, воспитание уважительного отношения к другим людям-землякам , профессиям и труду.
Развитие творческих способностей, учебно-исследовательских умений.
Моё сотрудничество с родителями предполагает
всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому, в моей работе значительное место отводится психолого- педагогическому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры - тренинги.
В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой , благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
Традиционными стали мероприятия: походы вместе с родителями «Родные просторы», литературные соревнования «Знатоки книг» и другие.
Формы работы с семьёй
групповые (родительские собрания)
индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи)
анкетирование
практикумы
разработка памяток
с практическая совместная работа детей, родителей (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты)
Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. Этой работе я придаю особое значение. В классе мы проводим соревнования по уборке территории класса, уход за пришкольным участком, посадка деревьев и цветов. Вместе с детьми засадили его цветами, ухаживали за ним, поливали регулярно.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», посещение школьного музея, литературные вечера, доклады детей о героях войны и исторических героях в целом.
По третьему вопросу слушали Сиротенко Ю.С.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
Учесть индивидуальные особенности обучающихся.
Формирование навыков коммуникативного общения.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное.
Общекультурное направление.
Социальное направление.
Общеинтеллектуальное направление.
Духовно-нравственное направление.
Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах “Ритмика”, “Плавание”, “Динамическая пауза”.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие
Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.
Общекультурное направление представлено программами “Словесные забавы”, “Разговор о правильном питании”. Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.
Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “РТС”.
Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.
Социальное направление представлено программой “Психологическая азбука”, “ПДД”. Начались занятия с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.
Духовно-нравственное направление – внедрение данной программы будет реализоваться со 2 класса. Представлено программой “Азбука нравственности”
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
По четвертому вопросу слушали учителей начальных классов о проведении недели начальных классов.Составили план недели начальных классов.
Решили: Предложенный план принять за основу.
По пятому вопросу слушали Завуча школы Клювиткину Л.В.
Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Важная задача школы - предоставление всем ученикам одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей, укрепление физического и психического здоровья учащихся.
Качество образования учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который планируется в соответствии с теми целями воспитания и обучения, которые ставит перед собой школьный коллектив.
От качества поставленной цели, зависит успех всего образовательного процесса. Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.
Современная обеспеченность образовательной среды нашего образовательного учреждения дает возможность повышать не только предметные компетенции учащихся, а также надпредметные компетентности.
Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности , отвечающих требованиям информационного общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Современный урок в начальной школе многогранен, он решает многие задачи и неразрывно связан с информационными технологиями. Основные требования к современному уроку:
наглядность
общение и сотрудничество
формирование понятийного мышления
самостоятельность в разрешении проблем
умение учиться
уметь решать задачи в нестандартных ситуациях
Урок при деятельностном подходе к обучению строится по определенной структуре:
1. мотивация деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.
Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми пословицы и поговорки.
С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную направленность на его включение в урок.
2. актуализация знаний
обращение к жизненному опыту ребёнка
интеллектуальные разминки
опора на имеющиеся знания
3. постановка учебных задач (целей)
Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы.
4. открытие нового знания
создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
наблюдение, сравнение, анализ
построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся;
побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов
составление алгоритмов
5. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
6. самостоятельная работа
7. самопроверка по эталону
8. рефлексия
создание ситуации успеха
анализ своей деятельности на уроке
постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков)
Кроме этого, на каждом уроке создаётся атмосфера эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы). При такой организации учебного процесса у учащихся формируются навыки 21 века:
приобретение интеграции знаний
сотрудничество
коммуникация
работа с информацией
решение проблем
самооорганизация, самореализация
личностный смысл учения (начальные формы рефлексии)
ценности
Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ - технологий. Использование компьютерных технологий предоставляют неограниченные возможности для индивидуализации учебной деятельности. Использование микроскопов, лабораторий (исследование погоды, свойств воды, массы), графических планшетов при изучении поставленных исследовательских задач (построение схем, алгоритмов) помогает при организации самостоятельной работы в учебной деятельности. Учащиеся постоянно работают в образовательном пространстве на сайте nachalka.seminfo.ru. (!ссылки) Здесь они выполняют задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах. Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка.
В рамках внеурочной деятельности в этом году были созданы мультимедийные групповые проекты, в которых принимали участие все ученики класса: «Азбука полезных продуктов», «Дорожные знаки», «Русские народные загадки», «Я иду, шагаю по Москве», «Новогодние открытки» , !!! а также исследовательские проекты учащихся второго класса «Влияние разных температур на организм человека», «Почему мы моем руки?». Проектная деятельность считается самым интересным и сложным видом деятельности. Её сложность в том, что данный вид работы охватывает очень большой круг вопросов. А интересен тем, что и учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами, экспериментаторами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой найти что-либо загадочное, раскрыть и попробовать объяснить тайны окружающего мира..
Грамотная организация учебной деятельности и использование информационных технологий необходимы, так как позволяют обеспечивать качественное образование учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей, настроить детей на применение надпредметных компетентностей. Кроме этого помогает создать интересный, результативный, творческий, богатый наглядными и слуховыми пособиями урок, который активизирует работу учащихся и снижает физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивает их познавательные способности и активность.
Председатель___________ Т.В. Гусельникова
Секретарь ______________Т.О. Эрпес
Протокол№5
07.04.2017 года
заседания МО учителей начальных классов
Присутствовали 4 человека: учителя начальных классов.
Повестка дня:
1.Утверждение текстов итоговых контрольных работ.
2.Анализ проведения недели начальных классов.
3. отчет по ИОП за 2 полугодие.
По первому вопросу слушали: учителей начальных классов .Были представлены тексты контрольных работ по всем классам и предметам. Рассмотрев и обсудив контрольные работы, были внесены изменения и коррективы. Затем тексты контрольных работ утвердили.
Решили: Провести итоговые контрольные работы со 2.05.10. по 23.05.17.
Анализы контрольных работ предоставить завучу школы.
По второму вопросу слушали Руководителя МО начальных классов Т.в.Гусельникову. Был дан отчет о проведенных мероприятиях и открытых уроках. (Разработки мероприятий и технологические карты открытых уроков предоставлены).
Решили: В следующем учебном году при проведении недели начальных классов больше уделить внимания на спортивную детелььность детей и на здоровьесбережение.
По третьему вопросу слушали учителей начальных классов.Были
предоставлены отчеты по ИОП.
Памятки и опорные схемы для лучшего запоминания словарных слов.
Москва, весело, свобода, командир, огурец... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.
Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по несколько минут.
2. Брать для запоминания одно слово в день.
Для запоминания слов использовать следующие задания.
Посмотреть на карточку.
Прочитать слово по слогам.
Закрыть глаза.
Проговорить слово, представляя образ, увиденный только что.
Запись слова в орфографический словарик.
Можно использовать метод запоминания слов при помощи ассоциации или образа.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию, вкусу, материалу, назначению и др.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
лИмон – кИслый Апельсин - слАдкий
.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
вОсток - кОмпас
гА.зета - бумА.га,
кО.нцерт - нО.та
зА.вод - трубА.,
лА.донь - пАльцы,
кА.пуста - салАт
Решили: В следующем учебном году как можно больше проводить заседаний МО касающихся обмену опытом учителей начальных классов.
Предедатель: Т.В.Гусельникова.__________
Секретарь: Т.О.Эрпес_________