СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс формирования грамматических навыков при изучении корейского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматический навык является одним из базовых составляющих лингвистических компетенций, без которого невозможно эффективное формирование речевых умений и в целом коммуникативной компетенции.

Без хорошего знания грамматики развитие языковых навыков у учащихся будет сильно ограниченно. Грамматические правила дают обучающимся возможность понимать и знать структуру построения моделей предложений. Однако в центре изучения грамматики должны стоять знания и умения правильного использования грамматических элементов.

Просмотр содержимого документа
«Процесс формирования грамматических навыков при изучении корейского языка»

Процесс формирования грамматических навыков при изучении корейского языка

Киреева Светлана Сергеевна, учитель корейского языка МБОУ «Гимназия №29 г. Уссурийска


Грамматический навык является одним из базовых составляющих лингвистических компетенций, без которого невозможно эффективное формирование речевых умений и в целом коммуникативной компетенции.

Без хорошего знания грамматики развитие языковых навыков у учащихся будет сильно ограниченно. Грамматические правила дают обучающимся возможность понимать и знать структуру построения моделей предложений. Однако в центре изучения грамматики должны стоять знания и умения правильного использования грамматических элементов. Другими словами, обучение грамматике должно охватывать языковые структуры и их практическое применение.

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма (Соловова Е.Н.).

Методика формирования грамматической языковой компетенции строится с учетом основных дидактических, методических, а также частных принципов обучения, среди которых следует упомянуть:

принцип коммуникативного подхода к отбору, организации и тренировке материала;

• принцип ситуативности, предполагающий демонстрацию грамматического явления в типичной коммуникативной ситуации и его последующую тренировку в условно-речевых и речевых ситуативных упражнениях;

• принцип функциональности, заключающийся в показе функции данного явления в речи, в предложении, а не только его места в системе языка;

• структурно-тематический принцип организации грамматического материала, использование речевого образца как единицы обучения, связь «грамматической» и «коммуникативной» тем урока;

• принцип учета межъязыковой и внутриязыковой интерференции;

• принцип дифференцированного подхода к обучению грамматике;

• принцип учета когнитивных процессов овладения материалом.

Выбор стратегии, подхода к обучению зависит от ряда причин: основного метода (направления) обучения, возраста учащихся, их психологических особенностей и уровня обучаемости, уровня языковой компетенции, целей курса, особенностей грамматического материала, условий обучения и др. В методической литературе принято выделять три основных подхода к обучению грамматике, отличающиеся в первую очередь по степени задействоваиности аналитического мышления учащихся: имитативиый, индуктивный и дедуктивный. Каждый из них имеет характерную последовательность действий учителя и учащихся.

Имитативный подход (практический/лексический путь) базируется на использовании подражания, бихевиористского (основанного на стимуле и реакции) подхода к обучению в целом. Он применяется в раннем обучении, при коммуникативном методе обучения разнородной в языковом отношении группы учащихся, для овладения простыми речевыми образцами. Последователи данного подхода исходят из положения, что совершать речевые акты можно без изучения закономерностей языка, без знания правил об изменении и сочетании слов в предложении; действие по аналогии является простым и доступно учащимся с любым уровнем обученности и обучаемости. После предъявления речевого образца в типичной ситуации общения (для его понимания) учащиеся осваивают его звуковую форму в имитативных упражнениях, речевой образец фактически заучивается. Далее выполняются подстановочные и вопросно-ответные упражнения с опорой на наглядность и на организуемые учителем ситуации общения. Таким образом, грамматические явления, необходимые для общения, усваиваются «лексическим путем» как отдельные словоформы. Грамматический материал, как и в родном языке, усваивается за счет проб и ошибок, без каких-либо объяснений со стороны учителя. Основными недостатками этого пути можно назвать неэкономичность во времени, неосознанное овладение материалом, ограниченные возможности использования, сложность в организации из-за необходимости подбора большого количества речевых стимулов и ситуаций.

В практике обучения иностранным языкам в основном используются два варианта аналитико-имитативного (теоретико-практического пути) подхода к подаче и тренировке грамматического материала — индуктивный и дедуктивный. Эти пути задействуют два противоположных вида мышления — образное и логическое. Дедуктивный путь опирается на логическое мышление, дедукцию как вид умозаключений от общих суждений к частным. Дедуктивный путь предполагает опору на правила, сознательное выделение особенностей ситуации, содержащей новое грамматическое явление, и поэтапную тренировку в подготовительных языковых/ предречевых и затем условно-речевых упражнениях, т.е. ученики «создают» новые фразы-примеры, отталкиваясь от предложенного им правила. Индуктивный путь подразумевает освоение учащимися нового грамматического явления на основе предложенных учителем примеров и «выведенных» посредством аналитического обобщения правил. В дальнейшем работа проводится с опорой и на правило, и на речевую ситуацию, при этом количество неречевых упражнений меньше, чем при дедуктивном подходе.

Дедуктивный путь — путь обучения от «общего к частному», «от правила к нри- меру/у потреблению».

Индуктивный путь — путь обучения «от единичного к общему», «от примера к правилу».

Галина Владимировна Рогова и Ирина Николаевна Верещагина приводят следующую схему формирования грамматического навыка для начального этапа обучения:

1) ознакомление с материалом в речевом образце ситуативно (ознакомление с коммуникативной задачей). Возможно дополнительное использование ориентирующих замечаний или правил-инструкций;

2) тренировка выполнения следующих операций:

репродукция — имитация речевого образца (освоение звуковой формы) хором, индивидуально в быстром темпе;

подстановка:

— не требующая изменений с опорой на образец учителя,

— без опоры на речевой образец (сопровождается наглядностью);

- расширение образца;

- трансформация:

- с опорой на модель,

- в управляемом диалоге,

- вопросно-ответных упражнениях;

- комбинирование нового и ранее изученного материала:

- с опорой на пример-образец микро высказывания учителя,

- дополнение и расширение стимулирующей фразы учителя.

- большие затраты сил учителя на подготовку и планирование урока;

- возможность мотивировать учащихся с низким уровнем обучаемости, склонных к получению знаний в готовой форме.

Учитель, владея традиционными методами и современными технологиями, должен выбрать или скорректировать необходимую для группы / каждого ученика последовательность работы. При составлении комплекса грамматически направленных упражнений можно использовать следующие их виды.

1. Имитативные упражнения:

• прочтите спряжение глагола в таблице (хором за учителем, фронтально, индивидуально);

• прочтите следующие примеры/микродиалог/микротекст.

2. Рецептивные упражнения:

• прочтите следующие предложения, найдите и объясните употребление...;

• прочтите следующие предложения, найдите/иодчеркните показатели (слова-маркеры), с которыми используется данное явление;

• прослушайте предложения на родном языке, назовите, какая иноязычная конструкция/явление (из двух и более) должна быть использована при переводе;

• прослушайте глагольные формы, поднимите руку, когда услышите... (изучаемое явление);

• выполните тест верно/неверно: относятся ли данные примеры к...;

• прочтите/выпишите из текста предложения, содержащие...

3. Языковые упражнения на освоение грамматической формы.

На уровне изолированной формы, в том числе письменно (в качестве домашнего задания или как прием контроля):

• упражнения на спряжение глаголов:

— чтение парадигмы спряжения глагола-образца хором за учителем, затем учащимися самостоятельно хором фронтально, индивидуально с опорой на таблицу (на доске). Задание служит также для усвоения фонетической формы явления, тренировки в постановке правильного ударения,

— спряжение глагола-образца в правильном парадигматическом порядке без опоры на таблицу хором, фронтально, индивидуально,

— спряжение глагола-образца в произвольном порядке фронтально,

— спряжение аналогичных глаголов в правильном парадигматическом порядке сначала хором (без учителя, с опорой на таблицу с окончаниями), затем фронтально и индивидуально. Глагол может быть дан в письменной форме (на доске) как опора при слаборазвитой оперативной памяти,

- спряжение ряда глаголов в одном лице (если какая-либо форма вызывает особые затруднения),

- спряжение глагола в произвольном порядке фронтально (глагол-стимул может быть записан на доске / даваться на карточке);

• • соедините корень и окончание;

• • расставьте данные формы но порядку;

• • внесите данные формы в таблицу;

• • проспрягайте глагол письменно;

• • впишите в таблицу недостающие формы;

• • заполните таблицу (дан только инфинитив);

• • допишите окончание в соответствии с правилом;

• • поставьте существительные из единственного числа во множественное (трансформационное упражнение);

• • образуйте прилагательные от данных существительных (формирование морфологических навыков);

• • заполните таблицу, впишите недостающие слова (графы существительное/прилагательное/глагол);

• • сгруппируйте/распределите данные слова в соответствии с родом.

На уровне словосочетания.

• • соедините подлежащее и сказуемое;

• • соедините местоимение и глагольную форму;

• • образуйте словосочетания из следующих существительных и прилагательных;

• • множественный выбор: выберите подходящую для каждого существительного форму прилагательного;

• • поставьте во множественное число следующие словосочетания...;

• • в следующих словосочетаниях измените род существительных и согласуйте с ними прилагательные.

На уровне предложения:

• • соедините начало и конец предложения;

• • составьте предложения с опорой на таблицу (подстановочная таблица с выборочной сочетаемостью);

• • подстановка в речевой образец: «Скажи, что у тебя тоже есть, скажи, что ты делал вчера...»;

• • перепишите (предложения) из 1-го лица в 3-е, из единственного числа во множественное... (трансформационные упражнения);

• • замените подчеркнутую часть предложения на... (конструкцию / тренируемое явление);

• • скажите от другого лица (изложение чужой речи);

• • обведите правильную форму (альтернативный выбор);

• • выберите правильную форму (множественный выбор);

• • выберите правильное предложение (тест верно/неверно);

• • откройте скобки, поставьте в данное время;

• • откройте скобки, поставьте в нужное время;

• • поставьте прилагательные в скобках в нужную форму;

• • составьте предложение из данных слов;

• • задайте вопрос к данным предложениям;

• • объедините два предложения в одно, используя нужный союз (формирование синтаксических навыков);

• • упростите фразы, следуя модели;

• • найдите и исправьте ошибку на каждой строчке / в каждом предложении;

• • составьте предложения из данных слов (для формирования синтаксических навыков);

• • дополните поговорку правильной грамматической формой и соедините с толкованием;

• • закончите предложения, переведя заключенные в скобки словосочетания.

• 4. Предречевые упражнения на освоение грамматической формы в единстве с речевой функцией на уровне предложения:

o • подстановочные упражнения: подстановка в образец/модель, подстановочные таблицы с полной сочетаемостью. Например (фрагмент):

Начальная школа (2—4 классы)[2] [1]

• Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами.

• Глаголы-связки. Вспомогательные глаголы. Простые времена.

• Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу, а также исключения). Притяжательный падеж существительных.

• Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные.

• Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20.

• Наиболее употребительные предлоги.

Основная школа (5—9 классы)[12]

• Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.

• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами; сложносочиненных предложений с сочинительными союзами; сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами; условных предложений; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы); побудительных предложений в утвердительной и отрицательной форме.

• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с неличными формами глагола.

• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении и формах страдательного залога; причастий настоящего и прошедшего времени.

• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в новых для данного этапа видо-временных формах действительного и страдательного залогов.

• Навыки распознавания и употребления в речи модальных глаголов (при их наличии в изучаемом языке).

• Навыки распознавания и употребления в речи косвенной речи в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени.

• Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей (при их наличии в изучаемом языке); неисчисляемых и исчисляемых существительных; существительных в функции прилагательного.

• Навыки распознавания и употребления в речи степеней сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу.

• Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений, неопределенных местоимений и их производных.

• Навыки распознавания и употребления в речи наречий.

• Навыки распознавания и употребления в речи количественных и порядковых числительных, числительных для обозначения дат и больших чисел.

Старшая школа (10—11 классы)[3; 19]

• Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе.

• Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных.

• Формирование навыков распознавания и употребления в речи эмфатических конструкций.

• Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога; модальных глаголов и их эквивалентов (при наличии в изучаемом языке).

• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в формах страдательного залога.

• Знание признаков и навыки распознавания неличных форм глагола без различения их функций.

• Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени (при наличии в изучаемом языке).

• Совершенствование навыков употребления определенного/неопределенного/ нулевого артиклей (при наличии в изучаемом языке); имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных.

• Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например наречий.

В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.

Ведущая цель обучения корейскому языку в основной общеобразовательной школе (5-9 классы) – формирование у школьников минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие средствами корейского языка в ходе приобщения их к корейской национальной культуре.

Коммуникативная компетенция представляет собой сложное интегративное целое, включающее: языковую (лингвистическую), тематическую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции.

  • Коммуникативную (речевые умения), сформированные на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков и умений;

  • Речевые языковые (фонетические, лексические и грамматические) навыки;

  • Языковые знания

Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся;

А) Производные слова (аффиксация) : -ㅁ/음,-기,-젱이,-장이,-군.

Суффиксы имён прилагательных: -스럽-,-롭-,-답-.

Префиксы имён существительных : 대,맨,불.

Б) Словосложение : существительное и существительное (눈사람); сложение основ глаголов( 들어가다).

В) Конверсия: образование наречий от глаголов и прилагательных с помощью суффиксов –게,-히,-이

Материал для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения.

Синтаксис

Основные типы корейских предложений. Простые нераспространённые предложения с глагольным, составным именным сказуемым; простые предложения, распространённые за счет однородных членов предложения; предложения, утвердительные, вопросительные, отрицательные, повелительные, пригласительные и порядок слов в них.

Использование союзов 그리고, 그러나, 그래서, 그다음에, 이전에, 그렇지만, 그러기때문에.

Оформление предложений с прямой речью с помощью морфем «라고», «하고».

Сложносочиненные предложения с соединительным деепричастием на –고.

Сложноподчиненные предложения с использованием деепричастий –면, -면서, -려면, -거나, -지만, -ㄴ다음에, -기전에, -ㄹ때, -는동안에, -아/ 어도, -아/어/여서, -자마자, -ㄴ지… 되다, -거든, -뿐만아니라, -말고, -니까, -려고.

Предложения с косвенной речью.

Морфология

Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе; вежливые эквиваленты.

Местоимения: личные, указательные, вопросительные. Неопределенные местоимения, производные от 아무 – 든지

Имена прилагательные: образование атрибутивной формы по правилам и исключения.

Глагол: глагол-связка 이다, 아니다.

Образование форм неправильных глаголов по правилам, а также исключения. Образования причастных и деепричастных форм по правилам, а также исключения. Образования отрицательных форм. Образования и употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем временах. Образования и использования модальных форм. Использования форм конечной сказуемости официально-вежливой, неофициально-вежливой и дружеской формах вежливости. Вежливые эквиваленты, инфикс вежливости –시.

Инфинитив на 기. Использование различных грамматических структур.

Наречия: наречия времени, обычные наречия, частотные наречия, наречия качества и образа действия. Отрицательные наречия и их употребление.

Частицы: падежные и вспомогательные частицы.

Числительные: китайские и корейские числительные, счетные слова, образования счетного комплекса.

Синтаксис

Предложения с деепричастиями – 만큼, -다가, -는대신에, -ㄹ만하다, -ㄹ때까지, -ㄹ대마다.

Текст как речевое произведение. Разные типы текста для чтения, аудирования, разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма.

Морфология

Глаголы в пассивном и каузативном залоге.

Неправильные глаголы на ㅎ, ㅅ и правила их использования.

Вспомогательные частицы 뿐, 끼리.

Инфинитив на ㅁ

Коммуникативная спецификация

Предполагает сформированность у учащихся:

  • Набора информативных понятий, описывающих ту или иную ситуацию;

  • Сложившихся знаний, т.е. информация из прошлого опыта в виде знаний и структур поведения;

  • Языковой картины миры в ее иноязычной форме, т.е. знаний окружающей действительности и отношений к ней;

  • Общего кругозора, т.е. знаний имен, названий, дат и событий, биографических, политических и других специальных знаний [Скрипникова Т. 2005:с.9-12].

Под содержанием обучения грамматической стороне иноязычной речи понимают все то, на основе чего про­исходит развитие грамматических навыков. Содержание этой стороны иноязычной речи предполагает три компо­нента:

Лингвистический компонент включает в себя сле­дующие составные части:

а) грамматический минимум;

б) объективные трудности усвоения грамматических яв­лений;

в) грамматические понятия, которые отсутствуют в родном языке;

г) правила оперирования грамматиче­ским материалом.

Существует два вида грамматического минимума:

  • активный (способность употреблять грамматический материал во всех видах речевой деятельности)

  • пассивный (способность узнавать грамматический материал при чтении и аудировании).

Основными критериями отбора грамматического минимума являются частотность употребления того или иного грамматического явления, важные исключения, синонимы, формы, образцовость и типичность грамматических конструкций. Активный грамматический минимум изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму — в старшей [1;43].

Для оптимизации процесса обучения наиболее часто используется коммуникативный метод обучения, так как он включает в себя работу, как над формой, так и над содержательной стороной речи.

Однако при обучении грамматике необходимо сочетать и чередовать методы обучения, тем самым не позволяя учащимся потерять интерес к изучению грамматики.

Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с.

  2. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4.- С.134

  3. Скрипникова Т.И., Здоровенко Е.Г., Чалая Е.В. Разработка программно-методических материалов по корейскому языку для общеобразовательной школы Российской Федерации (базовый уровень: основная и старшая школы). Уссурийск: Издательство УГПИ, 2005. 99 с.

  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций // 3-е издание. М.: Просвещение, 2005. 234 с.