Процесс формирования грамматических навыков при изучении корейского языка
Киреева Светлана Сергеевна, учитель корейского языка МБОУ «Гимназия №29 г. Уссурийска
Грамматический навык является одним из базовых составляющих лингвистических компетенций, без которого невозможно эффективное формирование речевых умений и в целом коммуникативной компетенции.
Без хорошего знания грамматики развитие языковых навыков у учащихся будет сильно ограниченно. Грамматические правила дают обучающимся возможность понимать и знать структуру построения моделей предложений. Однако в центре изучения грамматики должны стоять знания и умения правильного использования грамматических элементов. Другими словами, обучение грамматике должно охватывать языковые структуры и их практическое применение.
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма (Соловова Е.Н.).
Методика формирования грамматической языковой компетенции строится с учетом основных дидактических, методических, а также частных принципов обучения, среди которых следует упомянуть:
принцип коммуникативного подхода к отбору, организации и тренировке материала;
• принцип ситуативности, предполагающий демонстрацию грамматического явления в типичной коммуникативной ситуации и его последующую тренировку в условно-речевых и речевых ситуативных упражнениях;
• принцип функциональности, заключающийся в показе функции данного явления в речи, в предложении, а не только его места в системе языка;
• структурно-тематический принцип организации грамматического материала, использование речевого образца как единицы обучения, связь «грамматической» и «коммуникативной» тем урока;
• принцип учета межъязыковой и внутриязыковой интерференции;
• принцип дифференцированного подхода к обучению грамматике;
• принцип учета когнитивных процессов овладения материалом.
Выбор стратегии, подхода к обучению зависит от ряда причин: основного метода (направления) обучения, возраста учащихся, их психологических особенностей и уровня обучаемости, уровня языковой компетенции, целей курса, особенностей грамматического материала, условий обучения и др. В методической литературе принято выделять три основных подхода к обучению грамматике, отличающиеся в первую очередь по степени задействоваиности аналитического мышления учащихся: имитативиый, индуктивный и дедуктивный. Каждый из них имеет характерную последовательность действий учителя и учащихся.
Имитативный подход (практический/лексический путь) базируется на использовании подражания, бихевиористского (основанного на стимуле и реакции) подхода к обучению в целом. Он применяется в раннем обучении, при коммуникативном методе обучения разнородной в языковом отношении группы учащихся, для овладения простыми речевыми образцами. Последователи данного подхода исходят из положения, что совершать речевые акты можно без изучения закономерностей языка, без знания правил об изменении и сочетании слов в предложении; действие по аналогии является простым и доступно учащимся с любым уровнем обученности и обучаемости. После предъявления речевого образца в типичной ситуации общения (для его понимания) учащиеся осваивают его звуковую форму в имитативных упражнениях, речевой образец фактически заучивается. Далее выполняются подстановочные и вопросно-ответные упражнения с опорой на наглядность и на организуемые учителем ситуации общения. Таким образом, грамматические явления, необходимые для общения, усваиваются «лексическим путем» как отдельные словоформы. Грамматический материал, как и в родном языке, усваивается за счет проб и ошибок, без каких-либо объяснений со стороны учителя. Основными недостатками этого пути можно назвать неэкономичность во времени, неосознанное овладение материалом, ограниченные возможности использования, сложность в организации из-за необходимости подбора большого количества речевых стимулов и ситуаций.
В практике обучения иностранным языкам в основном используются два варианта аналитико-имитативного (теоретико-практического пути) подхода к подаче и тренировке грамматического материала — индуктивный и дедуктивный. Эти пути задействуют два противоположных вида мышления — образное и логическое. Дедуктивный путь опирается на логическое мышление, дедукцию как вид умозаключений от общих суждений к частным. Дедуктивный путь предполагает опору на правила, сознательное выделение особенностей ситуации, содержащей новое грамматическое явление, и поэтапную тренировку в подготовительных языковых/ предречевых и затем условно-речевых упражнениях, т.е. ученики «создают» новые фразы-примеры, отталкиваясь от предложенного им правила. Индуктивный путь подразумевает освоение учащимися нового грамматического явления на основе предложенных учителем примеров и «выведенных» посредством аналитического обобщения правил. В дальнейшем работа проводится с опорой и на правило, и на речевую ситуацию, при этом количество неречевых упражнений меньше, чем при дедуктивном подходе.
Дедуктивный путь — путь обучения от «общего к частному», «от правила к нри- меру/у потреблению».
Индуктивный путь — путь обучения «от единичного к общему», «от примера к правилу».
Галина Владимировна Рогова и Ирина Николаевна Верещагина приводят следующую схему формирования грамматического навыка для начального этапа обучения:
1) ознакомление с материалом в речевом образце ситуативно (ознакомление с коммуникативной задачей). Возможно дополнительное использование ориентирующих замечаний или правил-инструкций;
2) тренировка выполнения следующих операций:
репродукция — имитация речевого образца (освоение звуковой формы) хором, индивидуально в быстром темпе;
подстановка:
— не требующая изменений с опорой на образец учителя,
— без опоры на речевой образец (сопровождается наглядностью);
- расширение образца;
- трансформация:
- с опорой на модель,
- в управляемом диалоге,
- вопросно-ответных упражнениях;
- комбинирование нового и ранее изученного материала:
- с опорой на пример-образец микро высказывания учителя,
- дополнение и расширение стимулирующей фразы учителя.
- большие затраты сил учителя на подготовку и планирование урока;
- возможность мотивировать учащихся с низким уровнем обучаемости, склонных к получению знаний в готовой форме.
Учитель, владея традиционными методами и современными технологиями, должен выбрать или скорректировать необходимую для группы / каждого ученика последовательность работы. При составлении комплекса грамматически направленных упражнений можно использовать следующие их виды.
1. Имитативные упражнения:
• прочтите спряжение глагола в таблице (хором за учителем, фронтально, индивидуально);
• прочтите следующие примеры/микродиалог/микротекст.
2. Рецептивные упражнения:
• прочтите следующие предложения, найдите и объясните употребление...;
• прочтите следующие предложения, найдите/иодчеркните показатели (слова-маркеры), с которыми используется данное явление;
• прослушайте предложения на родном языке, назовите, какая иноязычная конструкция/явление (из двух и более) должна быть использована при переводе;
• прослушайте глагольные формы, поднимите руку, когда услышите... (изучаемое явление);
• выполните тест верно/неверно: относятся ли данные примеры к...;
• прочтите/выпишите из текста предложения, содержащие...
3. Языковые упражнения на освоение грамматической формы.
На уровне изолированной формы, в том числе письменно (в качестве домашнего задания или как прием контроля):
• упражнения на спряжение глаголов:
— чтение парадигмы спряжения глагола-образца хором за учителем, затем учащимися самостоятельно хором фронтально, индивидуально с опорой на таблицу (на доске). Задание служит также для усвоения фонетической формы явления, тренировки в постановке правильного ударения,
— спряжение глагола-образца в правильном парадигматическом порядке без опоры на таблицу хором, фронтально, индивидуально,
— спряжение глагола-образца в произвольном порядке фронтально,
— спряжение аналогичных глаголов в правильном парадигматическом порядке сначала хором (без учителя, с опорой на таблицу с окончаниями), затем фронтально и индивидуально. Глагол может быть дан в письменной форме (на доске) как опора при слаборазвитой оперативной памяти,
- спряжение ряда глаголов в одном лице (если какая-либо форма вызывает особые затруднения),
- спряжение глагола в произвольном порядке фронтально (глагол-стимул может быть записан на доске / даваться на карточке);
• • соедините корень и окончание;
• • расставьте данные формы но порядку;
• • внесите данные формы в таблицу;
• • проспрягайте глагол письменно;
• • впишите в таблицу недостающие формы;
• • заполните таблицу (дан только инфинитив);
• • допишите окончание в соответствии с правилом;
• • поставьте существительные из единственного числа во множественное (трансформационное упражнение);
• • образуйте прилагательные от данных существительных (формирование морфологических навыков);
• • заполните таблицу, впишите недостающие слова (графы существительное/прилагательное/глагол);
• • сгруппируйте/распределите данные слова в соответствии с родом.
На уровне словосочетания.
• • соедините подлежащее и сказуемое;
• • соедините местоимение и глагольную форму;
• • образуйте словосочетания из следующих существительных и прилагательных;
• • множественный выбор: выберите подходящую для каждого существительного форму прилагательного;
• • поставьте во множественное число следующие словосочетания...;
• • в следующих словосочетаниях измените род существительных и согласуйте с ними прилагательные.
На уровне предложения:
• • соедините начало и конец предложения;
• • составьте предложения с опорой на таблицу (подстановочная таблица с выборочной сочетаемостью);
• • подстановка в речевой образец: «Скажи, что у тебя тоже есть, скажи, что ты делал вчера...»;
• • перепишите (предложения) из 1-го лица в 3-е, из единственного числа во множественное... (трансформационные упражнения);
• • замените подчеркнутую часть предложения на... (конструкцию / тренируемое явление);
• • скажите от другого лица (изложение чужой речи);
• • обведите правильную форму (альтернативный выбор);
• • выберите правильную форму (множественный выбор);
• • выберите правильное предложение (тест верно/неверно);
• • откройте скобки, поставьте в данное время;
• • откройте скобки, поставьте в нужное время;
• • поставьте прилагательные в скобках в нужную форму;
• • составьте предложение из данных слов;
• • задайте вопрос к данным предложениям;
• • объедините два предложения в одно, используя нужный союз (формирование синтаксических навыков);
• • упростите фразы, следуя модели;
• • найдите и исправьте ошибку на каждой строчке / в каждом предложении;
• • составьте предложения из данных слов (для формирования синтаксических навыков);
• • дополните поговорку правильной грамматической формой и соедините с толкованием;
• • закончите предложения, переведя заключенные в скобки словосочетания.
• 4. Предречевые упражнения на освоение грамматической формы в единстве с речевой функцией на уровне предложения:
o • подстановочные упражнения: подстановка в образец/модель, подстановочные таблицы с полной сочетаемостью. Например (фрагмент):
Начальная школа (2—4 классы)[2] [1]
• Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами.
• Глаголы-связки. Вспомогательные глаголы. Простые времена.
• Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу, а также исключения). Притяжательный падеж существительных.
• Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные.
• Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20.
• Наиболее употребительные предлоги.
Основная школа (5—9 классы)[12]
• Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами; сложносочиненных предложений с сочинительными союзами; сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами; условных предложений; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы); побудительных предложений в утвердительной и отрицательной форме.
• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с неличными формами глагола.
• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении и формах страдательного залога; причастий настоящего и прошедшего времени.
• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в новых для данного этапа видо-временных формах действительного и страдательного залогов.
• Навыки распознавания и употребления в речи модальных глаголов (при их наличии в изучаемом языке).
• Навыки распознавания и употребления в речи косвенной речи в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени.
• Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей (при их наличии в изучаемом языке); неисчисляемых и исчисляемых существительных; существительных в функции прилагательного.
• Навыки распознавания и употребления в речи степеней сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу.
• Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений, неопределенных местоимений и их производных.
• Навыки распознавания и употребления в речи наречий.
• Навыки распознавания и употребления в речи количественных и порядковых числительных, числительных для обозначения дат и больших чисел.
Старшая школа (10—11 классы)[3; 19]
• Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе.
• Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных.
• Формирование навыков распознавания и употребления в речи эмфатических конструкций.
• Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога; модальных глаголов и их эквивалентов (при наличии в изучаемом языке).
• Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в формах страдательного залога.
• Знание признаков и навыки распознавания неличных форм глагола без различения их функций.
• Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени (при наличии в изучаемом языке).
• Совершенствование навыков употребления определенного/неопределенного/ нулевого артиклей (при наличии в изучаемом языке); имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных.
• Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например наречий.
В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Ведущая цель обучения корейскому языку в основной общеобразовательной школе (5-9 классы) – формирование у школьников минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие средствами корейского языка в ходе приобщения их к корейской национальной культуре.
Коммуникативная компетенция представляет собой сложное интегративное целое, включающее: языковую (лингвистическую), тематическую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции.
Коммуникативную (речевые умения), сформированные на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков и умений;
Речевые языковые (фонетические, лексические и грамматические) навыки;
Языковые знания
Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся;
А) Производные слова (аффиксация) : -ㅁ/음,-기,-젱이,-장이,-군.
Суффиксы имён прилагательных: -스럽-,-롭-,-답-.
Префиксы имён существительных : 대,맨,불.
Б) Словосложение : существительное и существительное (눈사람); сложение основ глаголов( 들어가다).
В) Конверсия: образование наречий от глаголов и прилагательных с помощью суффиксов –게,-히,-이
Материал для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения.
Синтаксис
Основные типы корейских предложений. Простые нераспространённые предложения с глагольным, составным именным сказуемым; простые предложения, распространённые за счет однородных членов предложения; предложения, утвердительные, вопросительные, отрицательные, повелительные, пригласительные и порядок слов в них.
Использование союзов 그리고, 그러나, 그래서, 그다음에, 이전에, 그렇지만, 그러기때문에.
Оформление предложений с прямой речью с помощью морфем «라고», «하고».
Сложносочиненные предложения с соединительным деепричастием на –고.
Сложноподчиненные предложения с использованием деепричастий –면, -면서, -려면, -거나, -지만, -ㄴ다음에, -기전에, -ㄹ때, -는동안에, -아/ 어도, -아/어/여서, -자마자, -ㄴ지… 되다, -거든, -뿐만아니라, -말고, -니까, -려고.
Предложения с косвенной речью.
Морфология
Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе; вежливые эквиваленты.
Местоимения: личные, указательные, вопросительные. Неопределенные местоимения, производные от 아무 – 든지
Имена прилагательные: образование атрибутивной формы по правилам и исключения.
Глагол: глагол-связка 이다, 아니다.
Образование форм неправильных глаголов по правилам, а также исключения. Образования причастных и деепричастных форм по правилам, а также исключения. Образования отрицательных форм. Образования и употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем временах. Образования и использования модальных форм. Использования форм конечной сказуемости официально-вежливой, неофициально-вежливой и дружеской формах вежливости. Вежливые эквиваленты, инфикс вежливости –시.
Инфинитив на 기. Использование различных грамматических структур.
Наречия: наречия времени, обычные наречия, частотные наречия, наречия качества и образа действия. Отрицательные наречия и их употребление.
Частицы: падежные и вспомогательные частицы.
Числительные: китайские и корейские числительные, счетные слова, образования счетного комплекса.
Синтаксис
Предложения с деепричастиями – 만큼, -다가, -는대신에, -ㄹ만하다, -ㄹ때까지, -ㄹ대마다.
Текст как речевое произведение. Разные типы текста для чтения, аудирования, разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма.
Морфология
Глаголы в пассивном и каузативном залоге.
Неправильные глаголы на ㅎ, ㅅ и правила их использования.
Вспомогательные частицы 뿐, 끼리.
Инфинитив на ㅁ
Коммуникативная спецификация
Предполагает сформированность у учащихся:
Набора информативных понятий, описывающих ту или иную ситуацию;
Сложившихся знаний, т.е. информация из прошлого опыта в виде знаний и структур поведения;
Языковой картины миры в ее иноязычной форме, т.е. знаний окружающей действительности и отношений к ней;
Общего кругозора, т.е. знаний имен, названий, дат и событий, биографических, политических и других специальных знаний [Скрипникова Т. 2005:с.9-12].
Под содержанием обучения грамматической стороне иноязычной речи понимают все то, на основе чего происходит развитие грамматических навыков. Содержание этой стороны иноязычной речи предполагает три компонента:
Лингвистический компонент включает в себя следующие составные части:
а) грамматический минимум;
б) объективные трудности усвоения грамматических явлений;
в) грамматические понятия, которые отсутствуют в родном языке;
г) правила оперирования грамматическим материалом.
Существует два вида грамматического минимума:
активный (способность употреблять грамматический материал во всех видах речевой деятельности)
пассивный (способность узнавать грамматический материал при чтении и аудировании).
Основными критериями отбора грамматического минимума являются частотность употребления того или иного грамматического явления, важные исключения, синонимы, формы, образцовость и типичность грамматических конструкций. Активный грамматический минимум изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму — в старшей [1;43].
Для оптимизации процесса обучения наиболее часто используется коммуникативный метод обучения, так как он включает в себя работу, как над формой, так и над содержательной стороной речи.
Однако при обучении грамматике необходимо сочетать и чередовать методы обучения, тем самым не позволяя учащимся потерять интерес к изучению грамматики.
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.
Список литературы
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с.
Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4.- С.134
Скрипникова Т.И., Здоровенко Е.Г., Чалая Е.В. Разработка программно-методических материалов по корейскому языку для общеобразовательной школы Российской Федерации (базовый уровень: основная и старшая школы). Уссурийск: Издательство УГПИ, 2005. 99 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций // 3-е издание. М.: Просвещение, 2005. 234 с.