СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс формирования цены на товары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может использоваться для подготовки элективного курса по экономике.

Просмотр содержимого документа
«Процесс формирования цены на товары»

МБОУ СОШ №2 имени Героя Советского союза Н.И. Бореева города Моршанск Тамбовской области









Доклад на тему:

«Процесс формирования цены на товары»

























Подготовил: учитель истории и обществознания

Серина М.В













Оглавление

Введение 3

Теоретическая часть 4

Экономическая сущность цены и ценообразования 4

Виды цен 5

Функции цены 7

Элементы ценообразования 8

Этапы ценообразования 9

Практическая часть 11

Анализ цен в частном и сетевых магазинах 11

Опрос-анкетирование 12

Заключение 13

Список литературы 14























Введение

Рыночная экономика - экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

Переход России от плановой экономики к рыночной произошел 2 января 1992 году. Она сопровождалась рядом преимуществ, которые благоприятно повлияли на экономику.

К её преимуществам относят:

  1. Свободу выбора и действий покупателей и продавцов (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок).

  2. Эффективное распределение ресурсов.

  3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.



Актуальность: выбранная тема является актуальной, поскольку в современно обществе большое количество вещей, которые окружают человека, имеют свою цену, а данная работа поможет разобраться в основных причинах, влияющих на формирование и изменение этой цены.

Цель работы: выяснить основные факторы, которые оказывают влияние на цену, а также определить, в каком магазине дешевле совершать покупку.

Задачи:

  • Исследовать особенности ценообразования

  • Изучить этапы формирования цены

  • Выяснить в каком магазине корзина определенных продуктов обойдётся дешевле

  • Обобщить полученную информацию

Гипотеза: совершая покупки в частных магазинах, можно избежать лишние переплаты за такие же товары в сетевых магазинах.



Теоретическая часть Экономическая сущность цены и ценообразования

Цена – это один из самых важных параметров в рыночной экономике. Цена выступает денежным выражением стоимости товара, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов его приобрести. В ней пересекаются  практически все основные  проблемы развития экономики и общества в целом.

Существует две основные теории цены:

Первая теория утверждает, что цена определяется затратами необходимыми для производства данного товара или основной цены является стоимость созданная трудом. Основатели теории: Адам Смит, Карл Маркс.

Вторая теория утверждает же, что цена определяется полезностью, степень которой каждый покупатель определяет исходя из собственных субъективных представлений. При этом предметная полезность из товара представляет собой ту цену, по которой потребитель готов приобрести товар. При этом редкость товара является фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность данного товара падает. Основатели: Менгер, Визер,

Итак, первая теория утверждает, что цену определяет предложение (стоимость), а вторая – что цену определяет спрос (полезность).

Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу. Данный процесс является сложным и противоречивым, при работе с которым приходится учитывать интересы предприятий, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты.





Виды цен

В зависимости от особенностей купли-продажи и сфер экономики цены подразделяются:

Мировая цена - это денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Она определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам – уровнем цен стран - экспортеров, по другим – ценами бирж или аукционов, а по ряду готовых изделий – ценами ведущих фирм мира.

Договорная цена (контрактная)- устанавливается по договоренности между производителем и потребителем на определенные объемы продукции и сроки поставки.

Цены оптовые - это цены, по которым промышленные предприятия или их посредники, реализуют свою продукцию в больших объемах, не прибегая к услугам торговых розничных организаций. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается безналичными расчетами.

Цены розничные - это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю - населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения.

Цены закупочные - это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям.  Закупочными называются также цены, по которой сельскохозяйственную продукцию большими партиями закупают и негосударственные предприятия и организации.

Цены внешнеторговые - это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг.

Цены рыночные - это цены свободные от прямого ценового вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль.

Цены регулируемые - это цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенным методикам, устанавливаемым государствам.





Основные рычаги прямого ценового регулирования следующие:

  • Установление верхнего абсолютного предела цены;

  • Ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;

  • Установление ограничения на посреднические вознаграждения;

  • Определение нижнего предела цены.



























Функции цены

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания вне зависимости от вида. Выделяют следующие основные ценовые функции.

Учётная - выявляет затраты ресурсов, то есть общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции. Учетная функция цены позволяет оценить эффективность работы предприятия и выработать рациональную стратегию в условиях рынка.

Стимулирующая - позволяет за счет получаемой прибыли предприятия повышать эффективность производства, в частности, внедрять новую технику, технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, и т.д.

Распределительная - предполагает формирование и перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами; различными отраслями внутри производственной сферы за счет налогов, включаемых в цену товара. Например, налог на прибыль, акциз на подакцизный товар, налог на добавленную стоимость и др.

Сбалансированная - выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом и установление равновесной цены, отражающей интересы, как производителя, так и потребителя. В условиях рыночной экономики цена исполняет роль стихийного регулятора производства: если на какой-то товар спрос возрастает, то растет цена и в конечном итоге производство расширяется, а если спрос падает, то падает цена и сокращается производство.

Рациональное размещение производства - эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли, осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.









Элементы ценообразования
  1. Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте.

Основными факторами, влияющими на изменение спроса, является:

  • цены взаимосвязанных товаров

  • уровень денежных доходов покупателей

  • вкусы и предпочтения покупателей

  • потребительские ожидания

  • количество покупателей



  1. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента. Виды налогов:

Прямые налоги - облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.

Акциз - это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.

  1. Торговая наценка - это надбавка к цене закупки или к себестоимости товара или услуги. Продавец делает наценку, чтобы окупить расходы на логистику и продвижение и получить доход от продажи.





Этапы ценообразования

Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы:

  1. Постановка цели.

Выделяют три главные цели:

  • обеспечение выживаемости фирмы;

  • максимизация прибыли;

  • удержание рынка;

  1. Определение спроса

Это один из важнейших этапов процесса ценообразования, так как невозможно рассчитать оптимальную цену на товар, не проанализировав спрос на данный продукт.

Фирма должна проанализировать также изменение спроса на свою продукцию при различных ценах и учесть все возможные причины изменения спроса.

  1. Оценка издержек. 

Постоянные и переменные издержки в сумме образуют валовые издержки, величина которых представляет собой минимальное значение цены на товар. Величину издержек необходимо учитывать при понижении цены на товар, так как если уровень цен будет ниже величины издержек, фирма понесет убытки.

  1. Анализ конкурентной среды.

 Большое влияние на спрос, а, следовательно, и на цену оказывают цены на конкурентную продукцию. Фирме следует иметь полную информацию о ценах на товары конкурентов и об отличительных особенностях их товаров. Данную информацию можно взять за основу в процессе ценообразования, и с ее помощью можно также определить место фирмы среди конкурентов.







  1. Выбор метода ценообразования

На данном этапе фирма может приступить к определению цены на свой товар. Оптимальная цена – это цена, которая возместит все производственные издержки, издержки на распределение и сбыт товара и обеспечит фирме определенную норму прибыли. Выделяют следующие методы:

  1. метод, основывающийся на издержках производства

  2. метод дохода на капитал: основывается на добавлении к затратам на единицу продукции процента на вложенный капитал

  3. преимущество этого метода состоит в возможности учесть плату за финансовые ресурсы, привлекаемые для производства и реализации товара

  4. определение цен с ориентацией на спрос. При использовании данного метода, чем больше степень дифференциации продукции, тем больше будет эластичность цен, приемлемых для покупателей. Дифференцироваться товары могут по многим показателям: по техническим параметрам, по дизайну, по надежности и др. Данный метод базируется на хорошей осведомленности производителя о потребностях и предпочтениях покупателей, а также на умении акцентировать внимание на специфических качествах своей продукции

  1. Установка конечной цены.










Практическая часть Анализ цен в частном и сетевых магазинах

Магазины


«Пятёрочка»

«24 часа»

«Магнит»

Производитель

Товар

Цена


  1. Хлеб

64.99

45

62.99

«Тамбовский»

  1. Молоко

115.99

105

115.99

Лебедянь 1.4 кг 3.2%

  1. Творог

109.99

171

120.99

Простоквашино 200г 2%

  1. Сметана

99.99

98

100.99

Простоквашино 200г 20%

  1. Куриные яйца

89.99

90

86.99

10шт С1

  1. Гречка

110.89

82

110.89

Мистраль 400г

  1. Рис

124.99

74

150.99

Националь 900г

  1. Спагетти

79.99

98

101.99

MACFA

  1. Чай чёрный

87.99

75

86.20

TESS

  1. Кофе

879.99

470

521.99

JACOBS

  1. Зелёный горошек

69.99

89

101.99

Global Village

  1. Масло растительное

139.99

150

219.99

Золотая семечка 1л

  1. Средство для мытья посуды

139.99

109

123.99

AOS 450г



При анализе были задействованы три магазина города Моршанск, находящиеся на ул. Ленина:

  1. «Магнит»

  2. «Пятёрочка»

  3. «24 часа»

Данные были собраны в начале 2023года.

Сравнив и проанализировав цены на одни и те же товары в продуктовых магазинах, я смогла составить рейтинг, согласно которому «24 часа» занимает 1 место и является самым дешёвым магазином, цена корзины в котором составила 1656 рублей. 2 место занимает «Магнит – 1905.98 рублей. Самым дорогим магазином оказалась «Пятёрочка» - 2113.88 рублей.



Опрос-анкетирование

В опросе приняло участие 38 человек. Средний возраст участников составил 15-17 лет. Опрос включал в себя три вопроса:

  1. Какие магазины вы посещаете чаще всего?

  2. В чём заключается причина выбора данного магазина?

  3. Оказывает ли цена товара влияние при выборе магазина?



В ходе обработки результатов выяснилось, что:

  • 18 человек - выбирает сетевые магазины, 20 - частные

  • 29 участников - считают цену важным критерием при выборе магазина, 9 - нет



П ричина выбора сетевого магазина:

  • Расположение – 7

  • Наличие большого выбора – 6

  • Качество товара – 2

  • Обслуживание – 3







Причина выбора частного магазина:

  • Расположение – 5

  • Наличие большого выбора – 3

  • Качество товара – 7

  • Обслуживание – 5









Заключение

Подводя итоги данной работы, хочется выделить следующее:

Выбранная мною тема является актуальной, так как в условиях рыночной экономики цена является одним из важнейших показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что величина прибыли коммерческой организации напрямую зависит от устанавливаемой цены.

Так же можно сказать, что в основе ценовой политики любого предприятия лежит правильная методика установления цены, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии, которые составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в тяжёлых условиях рыночных отношений.


В результате данной работы были выполнены поставленные в начале проекта цель и задачи. Была подтверждена гипотеза.

























Список литературы
  1. Шаховская Л.С. Ценообразование. Учебник, под ред. Л.С. Шаховской –М.: КноРус, 2015. – 258 с.

  2. Бакальская Е.В. Особенности ценообразования на российские товары и услуги / Е.В. Бакальская // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 442–444.

  3. Бубнова Т.В. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара / Т.В. Бубнова // Синергия Наук. 2017. № 14. – С. 137–143.

  4. Слышкин В.И. Принципы и функции ценообразования / В.И. Слышкин // Образование и наука без границ: социально–гуманитарные науки. 2017. № 7. С. 85–87.

  5. Васюхин О.В. Основы ценообразования : учеб. пособие. – Санкт-Петербург : СПбГУ ИТМО, 2010. – 110с. – Электрон. копия доступна на сайте СПбИТМО.

  6. Бутокова М.М. Практикум по ценообразованию. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2014. - 296 с.

  7. Лысенко Д. Методы ценообразования // Аудит и налогообложение. – 2013. – №6. – С. 26-27.

  8. Халлир, Бернд Современные магазины. История развития / Бернд Халлир. - М.: Интерэксперт, 2017. - 184 c.

  9.  Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. -- М.: Издательство БЕК, 2000. -- 368 с.

  10.  Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум – 5 – е изд., перераб. и доп., (электронный ресурс). – М.: ИНФРА – М, 2013.

  11.  Экономика предприятия. Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2017. - 672 c.





















Моршанск

2023