СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс профессионального самоопределения детей-сирот

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши воспитанники в профессиональном самоопределении сталкиваются со множеством сложностей. Связно это с недостаточной подготовкой воспитанников к такому выбору.

Проведение online встреч с представителями востребованных профессий, успешными выпускниками организаций среднего специального и высшего образования , успешно прошедшими обучение – повышение мотивации участников проекта к дальнейшему обучению и профессиональному самоопределению.Всё это помогает определиться с выбором профессии.

Выбор профессиональной деятельности происходит на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма..

Просмотр содержимого документа
«Процесс профессионального самоопределения детей-сирот»

Слабодчикова Е.Г.,

воспитатель КГКУ детский дом 4

Организация профориентационной деятельности

с воспитанниками детского дома

Если вы удачно выберете труд и
      вложите в него всю свою душу,
      то счастье вас отыщет.
      К.Д. Ушинский


«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, 
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
 
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
 
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
 

К. Д. Ушинский. 


Одним из важнейших направлений работы педагогов детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.


      Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.
      Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Причинами является нежелание учиться в профессиональном училище, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы в детском доме. Работа эта должна быть направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Выпускники детского дома склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.


    Допрофессиональную подготовку воспитанника надо строить таким образом, чтобы он не оказался в очень затруднительном положении при выборе из тысячи дорог, стоящих перед ним, своей, только ему присущей профессиональной дороги.

Выпускники детского дома оказываются в очень затруднительном положении при выборе способа социального поведения. Такими же «жертвами» социализации иногда являются и наши выпускники, которые в отношениях с людьми не могут адаптироваться к нормам общества, найти свою профессиональную дорогу, у них не сформирована способность к профессиональному самоопределению, отсутствуют навыки поведения в трудовом коллективе (умение промолчать, не идти на конфликт; при конфликтной ситуации не бросать все и уходить, а разговаривать с человеком, приходить к общему мнению, к компромиссу), отсутствуют навыки трудовой дисциплины (утром вовремя самостоятельно встать, вовремя приступить к работе, работать определенное количество времени, убрать после работы свое рабочее место).

      Профессиональное самоопределение - это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.


      Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. Роль педагога в организации этой деятельности огромна, именно воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.

Изначально, профориентационная работа велась в нашем детском доме с ребятами 8-9 классов, в предвыпускной период, но мы пришли к выводу, что знакомить с профессиями необходимо значительно раньше, так как за два года нельзя дать в полном объеме большой объем информации и о профессиях, и об учебных заведениях, и о ситуации на рынке труда, а самое главное – о значении труда в жизни любого человека, о необходимости трудиться, о труде как источнике благосостояния.

В результате, к работе по профориентации были подключены все специалисты детского дома (воспитатели, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, специалисты службы постинтерната, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, врач и т.д.) и эта работа стала одной из самых важных и значимых.

Знакомить с миром профессий мы стали ребят, начиная с дошкольного возраста (тогда у нас в детском доме еще была дошкольная группа). Малыши знакомились с людьми разных профессий, которые их окружали непосредственно в детском доме: повар, водитель, врач, воспитатель, прачка и т.д. Ребята посещали непосредственно рабочее место, знакомились с человеком этой профессии, видели, чем конкретно он занимается, какими техническими средствами пользуется. Постепенно ребят вывели за пределы стен детского дома. Они стали ходить в магазин, где познакомились с профессиями продавца, кассира, консультанта; поездка на трамвае дала знакомство с профессиями кондуктора и водителя трамвая и т.д. Различные настольные игры, которых сейчас в большом изобилии, рассматривание иллюстраций, чтение тематических детских книжек то же способствовали расширению кругозора ребят.

Таким образом, профориентационная работа стала охватывать ребят всех возрастов от самых маленьких и до выпускников.

Работа в учреждении по профориентации ведётся по следующим направлениям:

Профессиональное просвещение.

Большое внимание в этом блоке уделяется расширению знаний ребят о мире профессий, его многообразии, расширению словарного запаса связанного с профессиями и трудовой культурой. Это достигается через тематические воспитательские часы, встречи с людьми разных профессий, бывшими выпускниками детского дома уже работающими или еще получающими образование (именно встречи с бывшими воспитанниками очень действенны, так как они знакомы ребятам, они такие же и не будут обманывать. Бывшие выпускники рассказывают об учебе в училище, проблемах, с которыми сталкиваются в учебе и в общежитии, дают советы. Например: «Вернуть бы все назад, я бы лучше в школе учился, сейчас жалею, что ленился. Не теряйте время зря, учитесь, потом легче будет.» Работающие ребята делятся положительными и отрицательными моментами в своей работе: уборщица в столовой детского лагеря (большая территория, платят мало, грязно, работники кухни тебя ни во что не ставят); продавец мороженого на улице (весь день на жаре, зарплата зависит от выручки, могут вести себя неадекватно покупатели +можно поесть мороженого); официант в кафе (поздно заканчивается работа, все время на ногах, зависимость от настроения клиентов, небольшая зарплата +кормят, небольшая добавка к зарплате в виде чаевых); медицинская сестра в детской поликлинике ( +работа по специальности, стабильная заработная плата, социальные гарантии, работа с детьми , в тепле и чистоте). Проводятся диспуты, беседы, викторины, анкеты, игры, конкурсы рисунков, стихов, инсценированных песен, презентаций профессий и т.д. Кроме всего этого психолог детского дома проводит курс занятий «Я и моя профессия», а так же реализуется проект «Курс на профессию».

Групповые папки по профориентации: буклеты с рекламой учебных заведений (каким профессиям обучают, какие условия приема, есть ли общежитие и т.д.), информация о новых незнакомых профессиях ( мерчендайзер, менеджер и др.), сведения о том, чем занимаются люди той или иной профессии, фотографии людей разных специальностей, картины художников о людях труда, стихи о профессиях, загадки, головоломки).

Использование СМИ: телевидение – фильмы («Высота», «Спасатели», «Скорая помощь», «Пожарный», «Экипаж», «СОБР» )

- телевизионные программы о профессиях(« Профессия – Репортер»)

- газеты и журналы

-книги («Дядя Степа - милиционер», « Айболит»; серия Ирины Карповой :« Пекарь», «Шофер»,«Спасатель», «Почтальон»)

- интернет-ресурсы (электронный музей профессий)

( показ)

Пример:Автоматические системы управления

-Характеристика.

- Содержание деятельности.

- Должен знать.

- Профессионально важные качества.

- Медицинские противопоказания.

- Пути получения профессии.

- Области применения профессиональных знаний.

Сейчас можно найти очень много информации на любую тему. Главное, чтобы воспитатель не пропускал мимо нужное ему для работы, был к своей работе неравнодушным. Ведь даже самую небольшую информация можно использовать в работе, обратить на неё внимание ребят, обсудить, и тогда она обязательно отложится в голове ваших воспитанников.

Экскурсии в учебные заведения.

Экскурсии помогают ребятам заранее увидеть, где находится учебное заведение, как оно выглядит, узнать об условиях приема, социальной поддержке учащихся, условиях проживания в общежитии, о дополнительном образовании в учебном заведении, о возможности получения высшего образования после окончания училища или техникума.

Ежегодно мы посещаем Ярмарку профессиональных учебных заведений г.Хабаровска, которая проходит на площади Ленина. Ребята видят продукцию, которую делают в училищах и техникумах, смотрят выступления творческих коллективов учебных заведений, задают интересующие их вопросы.

Еще совсем недавно в нашем детском доме особо не стоял вопрос, куда пойти учиться. Девочки шли на повара, а парни в основном на строительные специальности. И водили мы ребят на экскурсии в основном в профессиональные училища. Но потом мы решили показывать ребятам и высшие учебные заведения, техникумы, стали посещать Дни открытых дверей в институтах. Эти экскурсии позволили увидеть нашим воспитанникам совершенно другой уровень получения образования, другой круг общения, интересов. Появилось желание достичь чего-то большего, прилагать для достижения желаемого чуть больше усилий, повысить учебную мотивацию. Ребята увидели перспективу получения высшего образования после окончания училища или техникума. И я могу сказать, что у нас получилось повысить у ребят уровень притязаний. У нас есть выпускница, которая сейчас учится в Институте МВД России, есть выпускница, которая закончила «Медицинский колледж» и поступила в ТОГУ, есть студент «Института госслужбы», парни, получающие профессию в «Техникуме водного транспорта», «Электротехническом лицее». У ребят появилась потребность в обоснованном выборе профессии. Причем некоторые ребята стали выбирать профессию еще в среднем звене школы и потом на протяжении нескольких лет упорно работать, чтобы поступить в нужное учебное заведение ( институт МВД) (дополнительные занятия по предметам, занятия с репетиторами, спортивная подготовка). Они стали проявлять активность по получению необходимой информации, стали самостоятельно простраивать свои профессиональные планы. Последнее очень важное умение. Ребята стали соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, что непременно влияет на успех в профессиональной деятельности.

Экскурсии на предприятия.

Судостроительный завод, завод «Амуркабель», ТЭЦ -1, ТЭЦ-3, Хабаровский аэропорт, хлебозавод «Колос», Молокозавод, Теплицы по выращиванию зелени, Дальневосточная генерирующая компания, компания «Грин Виль», кондитерский цех, «Григ», Речной порт – это только несколько названных мной предприятий, где побывали наши воспитанники.

Экскурсии могут быть:


Ознакомительные экскурсии и экскурсии с элементами профессиональных проб


Важным моментом при подготовке и организации ознакомительной экскурсии и экскурсии с элементами профессиональных проб является тщательная подготовка к ним.

Эти экскурсии целесообразно проводить по следующему плану:

  • найти объект для проведения экскурсии с учетом выбранных воспитанниками профессий;

  • определить цели и задачи экскурсии;

  • обговорить, по возможности, их с принимающей стороной, чтобы определиться, например, с возможными мини-профпробами;

  • предварительная беседа с экскурсоводом, с целью ознакомления его с выработанными целями и задачами экскурсии, при необходимости, разработка содержания экскурсии;

  • подготовка воспитанников к экскурсии (возможно, ознакомление с историей объекта, с выпускниками или его работниками и т.д.);

  • заключительная беседа с воспитанниками по содержанию экскурсии, по их впечатлениям, ответы на возможно возникшие вопросы.



Подготовленные, запланированные экскурсии

При такой форме экскурсии проводится большая предварительная работа:

  • выбирается объект осмотра;

  • определяется профессия, на которую следует обратить внимание;

  • изучается, по возможности, прошлое, настоящее и будущее этой профессии или близкородственной специальности;

  • подготавливаются определенные вопросы для экскурсовода с цель более полного раскрытия содержания той или иной профессии;

  • возможно, осуществляется знакомство с предприятием или учебным заведением, где представители той или иной специальности могут учиться и работать и т.д.

Это приводит к тому, что воспитанники приходят на экскурсию более подготовленными, имеющими за плечами определенный знаниевый багаж, позволяющий уточнять им только некоторые детали интересующего их вопроса, еще больше пополнить имеющиеся у них сведения о той или иной профессии.



Экспромтные или незапланированные экскурсии

Экскурсия может проводиться и незапланированно, например, гуляя по городу, зашли в огромный продуктовый супермаркет (профессии – продавец, кассир, пекарь, менеджер по продажам, мясник и др.)

Но, надо иметь в виду, что и из таких экскурсий можно извлечь большую пользу, если хорошо поработать над рефлексией.

По возвращению в детский дом и обсуждению поездки надо дать воспитанникам следующие задания:

  • составьте список профессий людей, работающих в этом супермаркете;

  • ответьте на вопросы: какая из перечисленных профессий вам больше всего понравилась, почему;

  • что вам показалось интересным из увиденного и т.д.

Это позволит закрепить увиденное, а при подготовке к ответам на поставленные вопросы даст возможность узнать воспитанникам что-то новое, интересное

Не думайте, что к экскурсии не надо готовиться. Было бы идеально, если бы все дети задавали вопросы, а работники предприятий на них отвечали, но чаще всего это не так. Поэтому, необходимо быть готовым самому взять инициативу в свои руки, самому задавать вопросы, ответы на которые могут быть полезны ребятам или заранее подготовить вопросы и раздать их детям.

Примерный перечень вопросов для интервью с представителем профессии:

1.Как называется Ваша специальность (профессия)?

2.В каком учебном заведении Вы учились? Вы там получили эту профессию?

3.Ваши любимые предметы в школе? Они помогли Вам в профессиональном обучении?

4.Какой путь получения профессии (специальности) Вы прошли? Кем начинали работать?

5. Что знали об этой профессии до начала подготовки, и какой опыт имели?

6.Существуют ли сегодня другие пути получения Вашей профессии (специальности)?

7.Какой тип человека (черты характера, состояние здоровья), по Вашему мнению, может заниматься этой работой с удовольствием? А кому Вы не рекомендовали бы?

8.Что представляет собой Ваш рабочий день? Опишите его.

9.В каких условиях Вам приходится работать?

10. Какие преимущества имеет Ваша профессия (специальность)(график, отпуск, доплата за вредные условия, общежитие, командировки, курсы повышения, льготы, премии и т.д.)?

11. Какие недостатки имеет Ваша профессия (специальность)? (график, условия труда, вредность и т.д.)

12. Каков состав работающих по данной профессии (специальности) (соотношение по возрасту, полу) сегодня и какие тенденции происходят?

13. Что может ожидать Вашу профессию в будущем?

14. Как Вы думаете, количественный состав работающих со временем будет возрастать или уменьшаться? Следствием чего это будет являться?

15.Какое влияние оказали родители на Ваш выбор профессии (специальности)?

16. Какое влияние оказали друзья и знакомые на Ваш профессиональный выбор?

17. Как Вы относились к теперешней вашей профессии (специальности), когда были в нашем возрасте?

19. Вы уверены в том, что сделали наилучший выбор? Если "да", то обоснуйте, если "нет" - назовите основные ошибки.

20. Какой профессиональный путь Вы прошли?

21. Какие существуют перспективы дальнейшего профессионального роста и что для этого от Вас требуется? И что это даёт? (рост зарплаты, условия труда, должность и т.д.)

22. Повторили бы Вы свой выбор сегодня, если бы была возможность все начать сначала?

23. Если бы Ваш сын (дочь) решил повторить Ваш выбор, как бы Вы к этому отнеслись?

Экскурсии знакомят ребят с людьми разных профессий, они видят условия, в которых они трудятся, общаются с людьми, задают им интересующие их вопросы, формируются знания об организации производства, современном оборудовании, о требованиях профессии к личности. Все это помогает в профессиональном самоопределении ребят.

Мастер-классы и профессиональные пробы.

Именно этот блок вызывает у ребят неподдельный интерес. Мы уже давно пришли к выводу, что только то, что можно самому потрогать, пощупать, попробовать, сделать своими руками наиболее запоминается, откладывается в памяти на долгие годы. И вот почему так важно предоставить ребятам такую возможность.Ребята получают минимальный личный опыт в отношении различных профессий и приобщаются к культуре труда.

Мальчики – мастер-класс по изготовлению скворечников в столярном цехе

на ТЭЦ-3. ( Опыт работы в мужском коллективе, опыт работы со

столярным инструментом, работа с деревом).

- проф.пробы по профессии Энергетик на базе ДГК

Девочки –профпробы в лаборатории ТЭЦ-3 по анализу воды.

- проф.пробы по профессии Делопроизводитель на базе ДГК

Профессиональное диагностирование.

Профессиональное диагностирование ребята проходят как в стенах детского дома, так и в Центре занятости. Основной целью является выявление индивидуальных особенностей личности, связанных с выбором профессии. Ведь от того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.Для этих целей используются различные тесты, диагностики, профессиограммы и профессиокарты. Эту работу проводят специалисты детского дома. Ведь только квалифицированный специалист может дать подростку полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

В рамках проекта «Курс на профессию» проводится «Ключевое дело.

Выбирается тема ключевого дела и эту тему в течение1-2 месяцев изучают со всех сторон все ребята детского дома. Так мы познакомились с профессиями, связанными со строительством и благоустройством. Ребята делали презентации строительных специальностей, создавали коллажи, выезжали на строительные объекты, знакомились на месте с условиями проживания специалистов в вагончиках, их бытом, где они питаются, есть ли возможность после работы привести себя в порядок; какая техника работает на объекте (бульдозер, экскаватор, самосвалы, миксера, кран, дизельная станция, компрессорная установка) и какую работу она выполняет, какие специальности руководящие на строительном объекте (начальник участка, прораб, мастер, бригадиры), а какие рабочие, в каких учебных заведениях можно получить данные специальности, какие из них наиболее оплачиваемые и т.д.Своими руками клали кирпичную кладку, замешивали цемент, создавали дизайн помещения, пробовали выполнить элементарную сантехническую работу. То есть состоялось полное погружение в тему и ребята смогли получить определенные знания и минимальный опыт. И еще одной малознакомой для ребят темой стало меньше.

Социальное партнерство как условие профессионального самоопределения воспитанников.

Уже не первый год наш детский дом очень тесно сотрудничает с Дальневосточной генерирующей компанией. Эта компания является нашим социальным партнером. В результате этого сотрудничества был разработан проект, направленный на получение ребятами профориентационных знаний и практического опыта. С ребятами проводятся различные занятия ( на повышение учебной мотивации, с целью повышения интереса к профессиям, связанным с энергетикой, правовые знания, как устроиться на работу и какие документы для этого требуются, что такое профсоюзная организация и для чего она нужна, какие профессии нужны в энергетики и где их можно получить, экскурсии на объекты энергетики, организация мастер-классов и профессиональных проб, сопровождение ребят в подготовке к 4 Региональному чемпионату молодых профессионалов WorldskillsRussia (juniorskills) по электромонтажу, который состоялся весной прошлого года. При подготовке к конкурсу наши ребята несколько месяцев упорно занимались со специалистами ДГКв специально организованной для них Энергошколе. Результатом этой работы стала победа наших ребят в самой младшей возрастной подгруппе и 4 место в старшей возрастной подгруппе, а в краевом конкурсе, который состоялся осенью, уже участвовала и команда девочек, которой тоже стал интересен электромонтаж. И как результат нашей совместной работы – один выпускник прошлого года решил получить специальность электромонтажника и поступил в профильное учебное заведение.

Мы очень ценим своих социальных партнеров и стараемся их радовать. Так ребята участвовали в изготовлении поделок, сочиняли стихи, рисовали рисунки ко Дню энергетика, делали подарки своими руками, выступали с концертами в День энергетика и перед ветеранами ДГК на 9 мая.

Индивидуальное наставничество как условие влияния на профессиональное самоопределение воспитанников.

На базе нашего детского дома реализуется проект наставничества. Наставник – это заботливый, взрослый друг, который становится для ребенка значимым человеком, который и научит, и посоветует, будет рядом в трудную минуту и минуту радости. Наставник не заменяет утраченные родственные связи, но он может проявить внимание, заботу, научить планировать и достигать жизненно важные цели, может научить ребенка верить в себя. Наставник является позитивным примером для ребенка и одновременно значимым взрослым, имеющим влияние.

Естественно, что тесное общение между наставником и ребенком касается всех сфер жизни, в том числе и профориентацию. Пока ребенок учится в школе, наставник помогает делать уроки, поддерживает успехи в учебе, повышает самооценку и мотивирует на дальнейшую учебу.

Когда наступает время выбора – наставник стимулирует своего подопечного на выбор правильного жизненного пути, помогает строить планы на будущее в области карьеры и следовать поставленным целям. Наставники могут использовать свои личные контакты для того, чтобы помочь подросткам познакомиться с профессионалами разных производственных сфер, найти возможности для устройства на работу или прохождения необходимого обучения. Знакомят воспитанников с разными организациями, учат процессу поиска работы, формируют навыки ответственного отношения к работе, стабильной жизненной позиции и др.

Пример: Наставник (студентка Медицинского института, работает в родильном доме) – водила на день открытых дверей в Медицинский институт, приносила аппарат для измерения давления и учила, как им пользоваться, медицинские инструменты – скальпель, молоточек невропатолога, череп (изучали строение); рассматривали фотографии с места работы (рабочее место, палату новорожденных, на чем возят детей на кормление) и рассказывала в чем заключается ее работа. Девочка – подопечная проговаривает, что хочет поступить в Медицинский институт и стать стоматологом.

Наставник (работает в театре Музыкальной комедии) – брал ребенка в театр. Знакомство с театром, закулисьем, людьми разных профессий, работающими в театре (режиссер, актеры, танцоры, костюмеры, декораторы, гримеры др.) ; узнал о Колледже искусств и Институте культуры.

Наставник (работает в типографии) – экскурсия по типографии, осмотр печатных станков, фрезально-резочных машин, рабочего места наставника, знакомство с персоналом типографии.



В результате такой кропотливой работы по профориентации всего педагогического коллектива детского дома у наших воспитанников повысилась мотивация к учебе и труду, специалисты детского дома имеют возможность оказывать адресную помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии, имеют возможность обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры, сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. Ребята владеют достаточной информацией о профессиях и путях ее получения, о требованиях профессии к человеку, о потребностях общества в данных специалистах, что помогает им в дальнейшем сделать выбор профессии оптимально правильный.