Выступление на городском МО учителей музыки
«Процесс реализации регионального компонента в патриотическом воспитании на уроках музыки» , 25.03.2021 , учителя МБОУ « Школа № 4» О.А.Моховиковой.
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее , и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).
В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.
Изучение музыки в школе направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства,отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Патриотическое воспитание на уроках музыки осуществляется через:
• постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
• введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
• знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
• знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
• изучение основных жанров фольклорных сочинений;
• знакомство с культурой народов малой Родины , их традициями, обычаями, музыкой.
В построении уроков музыки традиционно я применяю два подхода.
Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, я стараюсь избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Я сама стремлюсь к нравственности, стараюсь быть примером для детей.
Второй подход. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.
Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” для 1-4 классов начальной школы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность, а также:
• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• метод эмоциональной драматургии;
• метод “забегания и возвращения”
• метод сопоставления музыкального материала;
• метод обобщения.
Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, игр –квестов, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.
Особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой коренных народов Кузбасса.
На своих уроках я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т. к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
Для формирования у школьников “национальной широты” музыкального вкуса, я стараюсь приобщать детей к слушанию музыки других народов, улавливать ее характерные интонации. Особый акцент делается на знакомство с музыкой и культурой коренных народов Кузбасса, обычаями и традициями.
С огромным успехом в школе проводятся праздники “Славные сыны Отечества”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, Афганистане, рассказы о службе в армии и т. д.
В канун праздника великой Победы в школе проводится выездная спортивно-познавательная игра “Салют, Победа!”, где ребята показывают не только свои физические, но и интеллектуальные знания о великих сражениях и битвах, о воинах-героях, о музыкальной жизни страны во время войны, исполняют известные военные песни, рассказывают об авторах и композиторах того времени.
Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).
Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении. Одним из путей в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Русский народ – народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.
В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. А ведь через фольклор можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса .
Список литературы :
Алдошина М. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно – методическое пособие: М., 2005.
Балашова С. С., МедушевскийВ. В., Тарасов Г. С., Челышева Т. В., Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993.
Серия "Игровые методы обучения"http://zanimatika.narod.ru/book11.htm
Кодесникова Наталия Викторовна. Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке для 2–4-х классов.
Кондратюк Н. Н. «Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методики», Москва «Творческий центр» 2005 г.
Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические задания и этюды на музыку Г.Свиридова для детей дошк., мл. и сред. школьного возраста
Карягина Галина Васильевна. Методика преподавания музыки.Практические занятия по методике преподавания музыки http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html
Пушкина С. И. Мы играем и поем. Инсценировки руских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная Пресса, 2001
Решетникова С.Г. Творческие задания по музыке 5-8 класс. www.zavuch.info/pages/file/7701.html