СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс совершенствования педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс совершенствования педагогической деятельности в обучении и воспитании детей с овз(инновации) является   максимальным средством повышения эффективности образования

Просмотр содержимого документа
«Процесс совершенствования педагогической деятельности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа- детский сад «Лучик» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья









«Процесс совершенствования педагогических технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ»











Подготовила

учитель начальных классов Ермакова Т.Б .

















.

Введение

Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций

Именно инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. Инновации могут реализовываться в следующих направлениях:

1. Организация занятий

2. Представление и передача содержания образования

3. Методы оценивания образовательного результата:



Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие снизить асоциальные явления в детско-юношеской среде.



Инновации в обучении и воспитании детей с ОВЗ

I) Организация обучения и воспитания

1)Средовой подход в группах ДОУ

ЦЕЛЬ: Первоначальное создание комфортной среды через интересы ребёнка, установление эмоционального контакта. В дальнейшем постепенное усложнение требований к ребёнку с учётом зоны ближайшего развития.

Учебная среда, в рамках которой обычно происходит отработка определенных навыков, передача ребенку определенных знаний, если речь идет о занятиях в классе, остается достаточно однотипной. Меняется лишь содержание осваиваемого материала. Такая среда, безусловно, играет огромную роль с точки зрения приобретения ребенком средств взаимодействия с миром. Однако возникнет ли у ребенка мотивация к использованию этих средств (например, всякий ли умеющий читать ребенок будет активно пользоваться этим навыком), сможет ли он гибко использовать полученные средства в новой ситуации (например, ребенок может соотносить формы на индивидуальных занятиях у дефектолога, но не делает этого в классе), какой смысл приобретет для ребенка освоенная деятельность (будет ли целью ребенка слепить что-то или же только получить приятные ощущения от прикосновения к глине) — все это во многом зависит от уровня развития эмоциональной сферы. В конечном счете, речь идет о том, сможет ли ребёнок адаптироваться в школе,— вопрос, который стоит очень остро в случае детей с ОВЗ. В связи с этим очень важным средством дляпедагога является моделирование адекватной среды. Таким образом, здесь среда не может быть неизменной, она должна подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от типа проблемы.

То, какая среда будет наиболее адекватна для ребенка, зависит, с одной стороны, от его эмоциональных особенностей, а с другой — от задач, которые предполагается решать в этой среде. С точки зрения решаемых задач среды можно разделить на три типа:

Стрессогенная среда. Вызывает стойкую дезадаптацию, поскольку у ребенка нет потенциала для адаптации в такой среде. Такая среда не имеет никакого коррекционного значения.

Комфортная среда. Ребенок адаптируется в такой среде на базе существующих механизмов регуляции поведения, при моделировании среды такого типа не ставится задача запуска новых механизмов

регуляции. Такая среда может направленно создаваться для адаптации ребенка в новой ситуации, а также для формирования у ребенка арсенала средств взаимодействия с миром, для отработки определенных операций, навыков.

Развивающая среда. Вызывает временную дезадаптацию, способствует интеграции слабых звеньев в систему регуляции поведения. Именно такая среда направлена на эмоционально-личностное развитие ребенка.

В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на моделировании сред именно развивающего типа.

Для правильного построения сред необходимо в каждом случае выявлять как сохранные, так и дезинтегрированные функциональные звенья, т. е. анализировать структуру нарушения эмоциональной регуляции. В ходе развития ребенка и в результате коррекционной работы эта структура претерпевает изменения, так что необходим динамический анализ состояния ребенка. После этого необходимо продумать, как создать для данного ребенка развивающую среду, т. е.среду, которая бы востребовала участие именно ослабленного функционального звена и которая способствовала бы интеграции этого звена в систему эмоциональной регуляции. При работе с обучающимися с ОВЗ основной акцент делается на создании именно развивающих, а не комфортных сред. Комфортная среда здесь может играть лишь вспомогательную роль. Взаимодействие в развивающей среде может сменяться взаимодействием в комфортной среде.

Например, для ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы это может быть чередование индивидуального занятия с психологом (или дефектологом) и урок в классе. В этом случае комфортная среда выступает в роли «перемены» или буфера, с помощью которого можно дозировать нагрузку на ребенка. Создание баланса между комфортными и развивающими средами для конкретного ребенка — это отдельная проблема, которая может решаться только в результате совместного обсуждения индивидуальной программы ребенка всеми педагогами, которые участвуют в работе с ним. В ходе такого обсуждения, в частности, решается вопрос о том, кто из педагогов на своих занятиях будет моделировать развивающую, а кто — комфортную среду. Кроме того, комфортная среда может создаваться с целью первичной адаптации ребенка к новой ситуации. Безусловно, такая среда необходима на первых занятиях, когда ребенок только привыкает к новому месту. Слишком поспешное помещение ребенка в развивающую среду может вызвать разрушительный для личности ребенка эффект.

Среда— это система предметно-временных, эмоциональных и смысловых отношений. Таким образом, она не может быть связана с каким-то одним типом занятий, будь то дефектологическое, музыкальное, игровое или нейропсихологическое занятие. Тот или иной тип среды складывается на любом занятии. Вопрос заключается в том, насколько осмысленно специалист моделирует эти отношения в процессе решения своих специальных задач. Еще раз хочется подчеркнуть, что в процессе коррекционной работы максимально эффективное моделирование сред для каждого конкретного ребенка невозможно без тесного сотрудничества всех специалистов, вовлеченных во взаимодействие с этим ребенком.

2)Интеграционный подход

Интеграция — базовый принцип организации образовательного пространства.

Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны жить и взаимодействовать в едином социуме. Такой подход позволяет каждому ребенку максимально раздвинуть границы мира, в котором он может реализовать свой познавательный и социальный потенциал. Важная составляющая интегративного подхода – ступенчатость и вариативность образования.

а)В группах ДОУ

Постепенное расширение интегративного пространства:

-индивидуальные занятия ( с мамой, без мамы) Сначала ребёнок приходит на занятия с мамой. После того, как установится эмоциональный контакт с педагогом, мама уходит, но остаётся за дверью, чтобы мама, в случае необходимости, могла успокоить ребёнка, снять излишнее напряжение. Постепенно ребёнок привыкает находиться в учреждении без мамы.

-мини группы (от совместного пребывания в одном помещении до взаимодействия) Сначала воспитанники играют в одном помещении, не взаимодействуя, педагог наблюдает. Постепенно появляется совместная игра, под руководством педагога. -группа

Создание групп кратковременного пребывания для «особых детей», которые в силу эмоциональных(или физических) особенностей не могут находиться в учреждении полный день.

Состав групп должен быть неоднородным, но сбалансированным( на 10 человек 2 тяжёлых, наоборот недопустимо)

б)в классах

Для особенно тяжёлых детей в 1 классе необходимо постепенное расширение интегративного образовательного пространства: 1 ступень: индивидуальное обучение с педагогом 2 ступень: посещение с классом предметов эстетического цикла (изо, музыка. технология) 3 ступень: частичная интеграция (2-3 раза в неделю ребёнок посещает все предметы) 4 ступень: полная интеграция

Для детей которые не посещали дошкольные группы МБОУ «Лучик» , но планируют обучение в данном учреждении организовать курсы подготовки к школе.

Для этого в октябре ТПМПК организует набор на данные курсы. Обучение проводится в период с ноября по май 2 раза в неделю, при этом дети продолжают посещать дошкольные образовательные учреждения .

II)Содержание обучения и воспитания

Коррекционная работа выступает как основа успешного обучения и воспитания. Для успешности данной работы необходимо:

1)Включение в расписание (внеурочная деятельность) занятий: -ЛФК -танцевально-двигательная терапия -развитие психомоторики с сенсорных процессов (нейропсихолог)

С целью осуществления комплексной коррекционно-развивающей работы с учащимися необходимо организовать группы продлённого дня в каждом классе до 17 часов.

2)ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА – зонирование помещений (игровая, спальня, муз. Зал, спортзал и.т.п.) -в школе необходимы дополнительные игровые комнаты (1-2 класс)для снятия эмоционального напряжения -в классах обстановка сенсорно обеднённая, чтобы не отвлекать ребёнка (на стенах только необходимые опорные схемы по темам уроков)

3)МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ

1)Структурирование времени (Составление наглядного расписания, стереотипное начало и окончание уроков, учебного дня)

2)Структурирование пространства класса (Четкое зонирование классного помещения, Определение правил по использованию классного помещения (например, нельзя бегать и играть в классе, а только в игровой комнате)

3) Использование игровых приёмов

4) Опора на собственные интересы ребенка(использование рисования на уроках чтения, русского языка , Использование компьютера и интерактивной доски И т.д.

5)Включение в уроки предметной деятельности (Лепим цифры, буквы из пластилина или раскрашиваем их, раскладываем предметы на кучки при изучении деления, проращивание растений на уроках «Окружающий мир» и.т.п.)

6) визуализация учебно-воспитательного процесса как один из ведущих приёмов работы с обучающимися с ОВЗ

-карточки с расписанием занятий, уроков , режима дня (в виде пиктограмм, картинок, надписей и.т.п.)

-карточки-планы (этапы работы (например лепки или рисования), этапы урока и.т.п.)

-знаки-сигналы (внимание, работа закончена и.т.п.)

- Проектор как основа реализации принципа наглядности

7) использование музыки (или песен) вместо звонка Цель: позитивный эмоциональный настрой, психологическая разгрузка

8)шумная минутка на уроке(занятии) для снятия напряжения

III)Командный подход в работе

Одним из центральных моментов оказания помощи детям является комплексный, системный подход к диагностической и коррекционной работе. Помощь коллектива тесно взаимодействующих специалистов разных профилей намного эффективней помощи одного отдельного специалиста. Комплексный подход характеризуется следующими факторами:

  • междисциплинарный (дефектологи, психологи, врачи, педагоги и т.п.) характер диагностических и коррекционных программ;

  • сочетание различных форм и видов коррекции, их взаимодействие и преемственность;

  • интегрирование при комплектации коррекционных групп (сочетание в них детей с различной патологией и тяжестью состояния с учетом психофизиологического возраста детей);

  • системный анализ результатов диагностической, коррекционной и профилактической работы для разработки и уточнения индивидуализированных программ.

Такой подход предполагает неразрывность диагностических и коррекционных мероприятий, консультативных и профилактических мер. Системное описание состояния ребенка строится на основе всесторонней диагностики (медицинской, дефектологической, психологической и т. д.). Коррекционная работа тщательно структурируется и требует согласованности различных воздействий. При проведении коррекции обеспечивается преемственность индивидуальных и групповых занятий, постепенность перехода от более простых к более сложным упражнениям и формам работы, четкое выделение главного объекта воздействия на каждом этапе работы, координация действий различных специалистов.

Включает консультации между педагогами, врачами и родителями. Консультация невролога в учреждении (2 раза в год). Педагогический совет по проблемным детям 1-2 раза в месяц. Взаимопосещения или просмотр видео занятий (уроков) с последующим обсуждением. Тьютор для особенно тяжёлых детей (1 на 1-2 детей)

IV) Работа с родителями 1)Создание детско-родительских групп

Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов.

Для такого ребенка наиболее высокие результаты развития и адаптации достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.

В детско-родительских группах осуществляется совместная деятельность родителей с детьми под руководством педагога с целью оказания помощи во взаимодействии, в поиске подходов к ребёнку, в грамотном обучении и.т.п.)

2)Родительские группы ( 1 раз в месяц) с приглашением семейного психолога.

Цель родительской группы – принятие родителем ребенка, нормализация жизни семьи

Задачи : -Информирование по вопросам особенностей развития ребенка, обучения, коррекции, воспитания. Можно организовать просмотр видео занятий с ребёнком с последующим обсуждением.

-Активация, поиск ресурсов (увлечения, компетентность, переосмысление, признание ценности)

-Помощь в осознаваниии и принятии своих переживаний, получение эмоциональной поддержки.

-Создание устойчивой социальной сети .Формирование более активной жизненной позиции через привлечение к созданию новых социальных инициатив (классов, групп, центров.

3)Совместные поездки (театр, выставки , выезд на природу)

4) Программа «Выходной день» Дети приходят в субботу в учреждение на 4 часа. Педагоги организуют досуг детей, занятия с психологом, музыкальные занятия, кружки творчества) и прогулку. Родители в это время могут посвятить своё свободное время отдыху, походу по магазинам ,в кино, парикмахерскую и.т.п. Это создаёт благоприятный эмоциональный фон в семье, снимает излишнее напряжение и гиперопёку, что в свою очередь имеет большое значение для развития самого ребёнка.

Эта программа оказывает положительное влияние и на развитие личности самого ребёнка, расширяет сферу его интересов, формирует навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.