Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к социальным и физическим требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования личности в той или иной социальной роли. Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия ответственности за свои решения, возникновении тревоги по поводу правильности сделанного выбора профессии. Для студентов первого курса это означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.
Если процесс адаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в профессиональном учебном заведении и нарушений психических функций (мышление, память, внимание, восприятие) происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.
Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, которая сопровождается нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности и как итог - отчисление из профессионального учебного заведения. Таким образом, исходя из вышеизложенного, адаптированный человек – субъект жизнедеятельности способный к дальнейшему развитию. Такой субъект может использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. Целью процесса адаптации является определение возможной корреляции между прохождением адаптационного периода студентов первого курса и их успешностью в получении знаний по выбранной специальности. В задачи исследования входит:
Определение критериев качества прохождения адаптационного периода;
Проведение сравнительного анализа: эмоционального состояния студента и успешности его в обучении; степенью комфортности нахождения обучающегося в учебной среде и мотивацией на получение выбранной специальности;
Проведение сравнительного анализа интеллектуального уровня студентов и успешности его в обучении;
Получение обратной связи от студентов об эффективности проведенных адаптационных мероприятий, с целью коррекции программы по адаптации первокурсников в дальнейшем.
Объектом исследования являлись студенты первого курса нового набора. Прохождение адаптационного периода студентов базируется на основе разработанных программ по адаптации студентов первого года обучения администрацией учебных заведений. Программа должна включать в себя следующие аспекты:
1. Групповые занятия с целью знакомства участников группы и формирования сплоченности в коллективе.
2. Групповая и индивидуальная диагностика эмоционально- личностных и познавательных качеств студента, с целью выявления его возможных трудностей при адаптации.
3. Групповая диагностика, направленная на изучения психологического климата в коллективе и степени комфортности каждого участника группы, а также социометрическое исследование внутригрупповых отношений.
4. Индивидуальные и групповые консультации, с целью снижения уровня тревожности и формированию адекватной самооценки.
5. Итоговое тестирование студентов в конце учебного года на успешность прохождения адаптационного периода.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность: в новую социальную среду; в учебно-познавательный процесс; в новую систему отношений. Включенность в новую социальную среду можно оценить по тому, как - активно или пассивно участвуют студенты в общественной жизни и внеаудиторных мероприятиях училища. Успешная адаптация студентов к учебно- познавательному процессу зависит: от уровня интеллектуального развития; от волевых процессов; от мотивации к обучению. Для диагностики познавательных процессов студентов на практике используются следующие методики:
корректурная проба Бурдона (исследует концентрацию, объѐм, устойчивость и истощаемость внимания). Методика «Исключение понятий» (исследует уровень процессов обобщения и отвлечения, позволяет оценить сформированность понятийной сферы).
методика «Сложные аналогии» (позволяет оценить уровень логически-понятийного мышления, проследить причинно- следственную связь между понятиями).
методика «Интеллектуальная лабильность» (исследует умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская ошибок).
Так же исследуется, вовлеченность студентов в новую систему отношений, которая зависит от личностных психологических особенностей каждого студента, взаимоотношений в семье, предыдущего опыта общения в коллективе. Изучение личностных особенностей студентов проводилось при помощи следующих методик: проективный тест «Дерево» (исследует тревожность, сферу конфликтов, адекватность самооценки, ведущие потребности и др.); тест Айзенка (исследует степень тревожности, потребность в общении, эмоциональную устойчивость); тест Леонгарда (определяет ведущий тип акцентуации характера); а так же, проводятся социометрические исследования в каждой группе первого курса и определение степени комфортности нахождения в коллективе каждого студента- первокурсника, выявление формальных и неформальных лидеров.
Анализ полученных данных позволяет выявлять основные дезадаптивные характеристики студентов-первокурсников:
1. Инфантильные черты личности, которые проявляются: в неумении учащегося брать на себя ответственность не только за свои действия и поступки, но и за свои чувства и эмоции; в отсутствии активных действий в преодолении трудностей в сочетании с завышенным уровнем притязаний; слабые волевые черты.
2. Неумение выстраивать конструктивные доброжелательные отношения, повышенная конфликтность, ранимость или чрезмерная замкнутость.
3. Неустойчивая или неадекватная самооценка. Исследование эмоционального состояния студентов и внутригрупповых отношений показало, что наличие высокой степени тревожности и ярко выраженной потребности в общении учащихся первого курса в сочетании с низким индексом агрессивности способствовало внутригрупповому сплочению.
По результатам тестирования со студентами проводятся индивидуальные консультации. На каждого студента первого курса заводится индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения, на основании которой можно провести сравнительный анализ данных полученных методом психологической диагностики и результатов успеваемости и посещаемости учащихся первого курса. Следовательно, критериями для оценки успешного прохождения адаптации являются степень участия студентов во внеаудиторных мероприятиях, посещаемость студентами учебных занятий и успеваемость студентов. А причиной неуспеваемости в 90% является низкая посещаемость студентом учебных занятий, которая находится в прямой зависимости от эмоционального состояния учащегося. Не только высокий уровень тревожности, конфликтов с однокурсниками или преподавателями, но и всплеск положительных эмоций (например, влюбленность) в сочетании с низкой учебной мотивацией или инфантильными чертами личности приводит к тому, что студент перестаѐт посещать образовательное учреждение. Чем выше степень комфортности нахождения в группе и больше индекс групповой сплоченности, тем чаще студенты обращаются за помощью к своим сокурсникам и более активно помогают отстающим. Интеллектуальный уровень учащегося является вторичным фактором, влияющим на успешность адаптации и как следствие, успеваемости студента. Таким образом, выявление и коррекция трудностей адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении в рамках реализации программы по адаптации студентов первого курса, позволит значительно увеличить эффективность учебного процесса и формирование нравственной, ответственной личности, способной к профессиональной самореализации.