Графова Т.В.
Проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения
Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций преподавателя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.
Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе проведения интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения.
По сравнению с традиционным учебным занятием – лекцией, когда преподаватель излагает тему, а обучающиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество – интерактивность. Интерактивность дает обучающимся возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала.
Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание обучающихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение обучающимся и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в образовательном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.
Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» превращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов.
Заранее готовясь к лекции, преподаватель разрабатывает на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.
Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала.
В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала обучающимися.
Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями. Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции, более доступным для понимания обучающимися.
Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес обучающихся к изучаемой дисциплине и эффективность образовательного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями обучающихся, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.
Современная концепция математического образования должна отвечать принципам развивающего обучения, среди которых ведущими являются следующие:
Основа всего образовательного процесса – учебная деятельность.
Необходимое условие для формирования активной мыслительной деятельности – самостоятельная работа.
Источником саморазвития и самообразования обучаемого является опыт познавательной деятельности, формирующийся на учебном занятии.
Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс информационных технологий. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения.
В связи с этим у педагогов появляются совершенно иные возможности управления познавательной деятельностью обучающихся, чем это имеет место при традиционных моделях обучения. В связи с этим возникает необходимость переосмысления существующих подходов к проектированию, конструированию и реализации имеющихся форм и методов организации образовательного процесса. Традиционные методы обучения ориентированы на усвоение готовых знаний и репродуктивную учебную деятельность. Сегодня нужны такие методы обучения, которые не только облегчали и ускоряли передачу знаний, но и обучали бы их приемам самостоятельной деятельности.
Использование информационных технологий при изучении математики позволит решить такие постоянные проблемы как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний обучающихся.
Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков и направлены на то, чтобы приучить учащихся работать самостоятельно, так как именно это качество дает возможность успешно адаптироваться в быстро меняющемся обществе.
Информационные технологии обучения, для достижения дидактических целей, дают возможность преподавателю применять как отдельные виды учебной деятельности, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду. Кроме того, преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска, разработки и выбора наилучших учебных программ, открывается возможность освободиться от изложения студентам значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.
Появившиеся в последнее время пакеты прикладных программ, такие как Mathematica, Mathcad, Derive позволяют преподавателю создавать компьютерную поддержку процесса преподавания своей дисциплины, существенно обогатить учебный процесс, сделать его более эффективным и интересным.
На лекционных занятиях преподаватель может использовать демонстрационные материалы, созданные с помощью различных математических систем высокого уровня; на практических занятиях обучающиеся имеют возможность решать различные задачи с помощью этих систем.
Продемонстрируем возможности математического пакета «Mathematica» для решения задач курса математики на следующем примере:
1. Построить график функции
, где x, y [0, 4].
График данной функции будет следующий:
Использование компьютера позволяет обеспечить не только высокий уровень наглядности и вполне приемлемый уровень усвоения материала, но и обеспечит осознание студентами сущности математических понятий.
Информационные технологии играют также ключевую роль при организации самостоятельной работы обучающихся, поскольку открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
При организации самостоятельной работы обучающихся с использованием информационных технологий роль преподавателя сводится к тому, чтобы:
разработать тексты лекций, практические задания с примерами решения задач средствами системы Mathematica, индивидуальные задания по курсу и обеспечить доступ обучающимся папке преподавателя, где находится вышеуказанный материал;
обеспечить всех обучающихся необходимой литературой;
дать консультацию нуждающимся обучающимся.
Как видим, использование компьютера в образовательном процессе позволит:
совершенствовать лекционный курс, создавая для него компьютерное сопровождение;
повысить информативность практических занятий на основе возможности углубленного анализа вариантов задач в процессе занятий;
увеличить число задач для самостоятельного решения за счет сокращения числа рутинных вычислений, тем самым снимая психологический барьер в изучении математики;
значительно упростить решение любой задачи.
Таким образом, при реализации развивающего обучения математике, использование информационных технологий будет способствовать повышению интеллектуального потенциала студентов, их творческой инициативы, способности адаптироваться к изменяющейся окружающей среде, появлению готовности к самореализации и самопроявлению.