СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компью­тер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций преподавателя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффек­тивным. Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе прове­дения интерактивных лекций с применением мультимедиа-техно­логии обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения»

Графова Т.В.

Проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения

Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компью­тер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций преподавателя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффек­тивным.

Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе прове­дения интерактивных лекций с применением мультимедиа-техно­логии обучения.

По сравнению с традиционным учебным занятием – лекцией, когда преподаватель излагает тему, а обучающиеся слушают, смотрят, запо­минают или конспектируют учебный материал, лекция, постро­енная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество – интерактивность. Интерактивность дает обучающимся возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, полу­чать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного ма­териала.

Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппарат­ных и программных средств, которые обеспечивают восприятие че­ловеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для совре­менного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видео­информации, анимации (мультипликации, оживления).

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание обучающихся к содер­жанию излагаемого преподавателем учебного материала и повыша­ет интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение обучающимся и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в образовательном процессе. Пре­подаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосре­доточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традици­онного способа обучения под руководством педагога и индивиду­ального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» пре­вращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в про­цессе ее изложения компьютерных слайдов.

Заранее готовясь к лекции, преподаватель разрабатывает на ком­пьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необхо­димое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации препо­давателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания ком­пьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной ком­пьютерной техникой и современными средствами публичной де­монстрации визуального и звукового учебного материала.

В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически пред­ставляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала обучающимися.

Эффективность применения интерактивной лекции в ходе пре­подавания объяс­няется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используе­мых преподавателями. Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и ком­ментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции, более доступным для понимания обучающимися.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно пе­дагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс пре­подавания, повышает интерес обучающихся к изучаемой дисциплине и эффективность образовательного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, со­трудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисцип­лину более доступной для понимания различными категориями обучающихся, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавате­ля и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модерни­зировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.

Современная концепция математического образования должна отвечать принципам развивающего обучения, среди которых ведущими являются следующие:

  1. Основа всего образовательного процесса – учебная деятельность.

  2. Необходимое условие для формирования активной мыслительной деятельности – самостоятельная работа.

  3. Источником саморазвития и самообразования обучаемого является опыт познавательной деятельности, формирующийся на учебном занятии.

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс информационных технологий. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения.

В связи с этим у педагогов появляются совершенно иные возможности управления познавательной деятельностью обучающихся, чем это имеет место при традиционных моделях обучения. В связи с этим возникает необходимость переосмысления существующих подходов к проектированию, конструированию и реализации имеющихся форм и методов организации образовательного процесса. Традиционные методы обучения ориентированы на усвоение готовых знаний и репродуктивную учебную деятельность. Сегодня нужны такие методы обучения, которые не только облегчали и ускоряли передачу знаний, но и обучали бы их приемам самостоятельной деятельности.

Использование информационных технологий при изучении математики позволит решить такие постоянные проблемы как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний обучающихся.

Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков и направлены на то, чтобы приучить учащихся работать самостоятельно, так как именно это качество дает возможность успешно адаптироваться в быстро меняющемся обществе.

Информационные технологии обучения, для достижения дидактических целей, дают возможность преподавателю применять как отдельные виды учебной деятельности, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду. Кроме того, преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска, разработки и выбора наилучших учебных программ, открывается возможность освободиться от изложения студентам значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Появившиеся в последнее время пакеты прикладных программ, такие как Mathematica, Mathcad, Derive позволяют преподавателю создавать компьютерную поддержку процесса преподавания своей дисциплины, существенно обогатить учебный процесс, сделать его более эффективным и интересным.

На лекционных занятиях преподаватель может использовать демонстрационные материалы, созданные с помощью различных математических систем высокого уровня; на практических занятиях обучающиеся имеют возможность решать различные задачи с помощью этих систем.

Продемонстрируем возможности математического пакета «Mathematica» для решения задач курса математики на следующем примере:

1. Построить график функции , где x, y [0, 4].

График данной функции будет следующий:

Использование компьютера позволяет обеспечить не только высокий уровень наглядности и вполне приемлемый уровень усвоения материала, но и обеспечит осознание студентами сущности математических понятий.

Информационные технологии играют также ключевую роль при организации самостоятельной работы обучающихся, поскольку открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

При организации самостоятельной работы обучающихся с использованием информационных технологий роль преподавателя сводится к тому, чтобы:

  1. разработать тексты лекций, практические задания с примерами решения задач средствами системы Mathematica, индивидуальные задания по курсу и обеспечить доступ обучающимся папке преподавателя, где находится вышеуказанный материал;

  2. обеспечить всех обучающихся необходимой литературой;

  3. дать консультацию нуждающимся обучающимся.

Как видим, использование компьютера в образовательном процессе позволит:

  1. совершенствовать лекционный курс, создавая для него компьютерное сопровождение;

  2. повысить информативность практических занятий на основе возможности углубленного анализа вариантов задач в процессе занятий;

  3. увеличить число задач для самостоятельного решения за счет сокращения числа рутинных вычислений, тем самым снимая психологический барьер в изучении математики;

  4. значительно упростить решение любой задачи.

Таким образом, при реализации развивающего обучения математике, использование информационных технологий будет способствовать повышению интеллектуального потенциала студентов, их творческой инициативы, способности адаптироваться к изменяющейся окружающей среде, появлению готовности к самореализации и самопроявлению.