1. Допишите верные окончания. Над существительными укажите род. Прочитайте без ошибок.
1) мо… фамили.............. .
2) яблочн … повидл… (в твор. п.)
3) проворн … мышь
4) столичн… метро
5) дорог… тюль
6) застарел… мозоль
Прочитайте текст
(1)Человечество давно уже умеет измерять всё: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям — так это боль, которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли, заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)
2. Из предложений (3) и (6) выпишите однокоренные слова с чередованием согласных в корне. Укажите чередующиеся согласные.
Ответ:____________________________________________________________
3. Запишите название фонетического явления, которое наблюдается в корнях слов ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
Ответ:____________________________________________________________
4. Проанализируйте звуковой состав данных слов и заполните таблицу:
(в) частности
измерять
тяжёлых
измерениям
считают
поверхностью
Ответ:
Количество звуков и букв совпадает | Звуков больше, чем букв | Букв больше, чем звуков |
| | |
5. Из предложения (3) выпишите слово, которое является проверочным для однокоренного слова из предложения (1)
Ответ:____________________________________________________________
6. Из предложения (4) выпишите слово, в котором все согласные мягкие
Ответ:____________________________________________________________
7. Перестройте сложное предложение (6) в предложение с прямой речью. Расставьте соответствующие знаки препинания.
8.Какие из перечисленных морфологических признаков (характеристик) являются общими для имён существительных «Тулузы» и «Лиона» из предложения (3):
1) неодушевлённое или одушевлённое,
2) имя собственное или нарицательное
3) склонение
4) род
5) падеж
6) число
9. Из предложений (5) и (6) выпишите слово(а) с двумя приставками.
Ответ:____________________________________________________________
10 Из предложений (3) выпишите имя (имена) существительное(-ые) в винительном падеже единственного числа.
11.В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
Примеры из предложения (5) | Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: |
является | |
поверхностью | |
заставляющей | |
Ответ:____________________________________________________________
12. Прочитайте фрагмент юмористического рассказа А.П.Чехова, написанного писателем от лица девочки – ученицы 3 класса. Исправьте ошибки, допущенные девочкой, и запишите текст в исправленном виде.
Сочинение
Как я провела каникулы?
Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе. Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Солнце то восходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц.
Я ужасно люблю природу. А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец».
(По А.Чехову)