Проверочная работа по географии в 8 классе по теме:
«Почвы и почвенные ресурсы»
Цель контроля: выявить уровень усвоения учащимися результатов обучения:
Предметные:
Выявить уровень усвоения школьниками знаний о главных особенностях почв России, типах, условиях формирования, использования человеком.
Метапредметные:
Уметь использовать различные источники информации, статистические материалы, читать карту почвы России;
выявлять причины и условия формирования почв, причины уменьшения плодородия и меры по сохранению и повышению плодородия;
устанавливать соответствие, последовательность размещения основных типов почв России.
Личностные: осознание ценности природы, овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение проверочной работы по географии отводится 20 минут. Работа состоит из 11 заданий.
Задания 1 – 10 с выбором одного ответа из предложенных. При выполнении этих заданий выберите номер правильного ответа. Если вы выбрали не тот номер, то зачеркните этот номер крестиком и затем напишите номер правильного ответа.
Задание 11 – найти соответствие между природной зоной и типом почвы.
При выполнении работы не разрешается использовать географический атлас.
Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
«Почва и почвенные ресурсы»
Вариант 1.
Почва отличается от горной породы:
а) плодородием; б) увлажнением; в) твердостью.
Плодородие почвы зависит от наличия в почве:
а) влаги; б) минеральных солей; в) воздуха; г) гумуса.
Выберите принадлежащее В.В. Докучаеву емкое определение почвы:
а) кладовая минералов; б) зеркало ландшафта;
в) источник жизни; г) наследие веков.
Материнская порода – это горизонт:
а) А1; б) А2; в) В; г) С.
На каких грунтах образуются легкие почвы?
а) на глинистых; б) на суглинистых; в) на супесчаных; г) на песчаных.
Среди четырех факторов почвообразования определите ведущий:
а) режим увлажнения; б) температура воздуха;
в) особенность рельефа; г) живые организмы.
Определите преобладающий в европейской части России тип почв:
а) подзолистые; б) черноземы; в) бурые; г) лесные.
Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?
а) песчаная; б) комковатая; в) тонкослоистая; г) монолитная.
Какое количество пищи получает человечество с обработанной земли?
а) 30%; б) 50%; в) 70% ; г) 90%.
Какое из названных мероприятий не является основным видом сельскохозяйственной мелиорации?
а) осушение и орошение; б) борьба с эрозией;
в) химическая мелиорация; г) физическая мелиорация.
11. Найдите соответствие:
1) тундра а) подзолистые;
2) тайга б) мерзлотно-таежные;
3) смешанный лес в) черноземы;
4) степь г) бурые, серо-бурые;
5) полупустыня д) серые лесные;
6) лиственничная тайга е) тундрово-глеевые.
«Почва и почвенные ресурсы»
Вариант 2.
Назовите основное качество почвы:
а) рыхлость; б) органичность; в) плодородие; г) сохранность.
Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
а) растения; б) насекомые; в) млекопитающие.
Основатель науки о почвах:
а) М.В. Ломоносов; б) В.В. Докучаев; в) В.А. Обручев.
Какой механический состав имеют почвы, которые содержат 58% песка?
а) супесь; б) песок; в) суглинок; г) глина.
Какие почвы называют тяжелыми?
а) песчаные; б) глинистые; в) суглинистые.
Назовите главных естественных врагов почв:
а) переувлажнение; б) водная и ветровая эрозия;
в) перевыпас скота; г) обильные снегопады.
Какие почвы образуются в степях:
а) подзолистые; б) черноземы; в) бурые; г) серые.
В каком месте почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами?
а) внутри и вокруг больших городов; б) вокруг крупных сел;
в) у подножья гор; г) на поймах крупных рек.
Почвенная карта дает информацию:
а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв;
в) об увлажнении почв.
Как можно повысить плодородие почв?
а) правильной, культурной обработкой почв;
б) созданием защитных лесополос;
в) переменой выращиваемых культур;
г) изъятием земель из севооборота.
Найдите соответствие:
1) тундра а) подзолистые;
2) тайга б) мерзлотно-таежные;
3) смешанный лес в) черноземы;
4) степь г) бурые, серо-бурые;
5) полупустыня д) серые лесные;
6) лиственничная тайга е) тундрово-глеевые.
Ответы
Вариант 1. Вариант 2.
1 а 1 в
2 г 2 а
3 б 3 б
4 г 4 в
5 г 5 б
6 г 6 б
7 а 7 б
8 б 8 а
9 г 9 а
10 г 10 а
11 1 е
2 а
3 д
4 в
5 г
6 б
Критерии оценки:
16 - 15 – «5»
14 - 12 – «4»
11 - 8 – «3»
7 – «2»
Кодификатор элементов содержания материала для составления контрольно-измерительных материалов диагностической работы по теме «Почвы и почвенные ресурсы» 8 класс
Кодификатор составлен на базе рабочей программы.
Вариант 1
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями |
1 | Знать отличие почв от горных пород |
2 | Знать от чего зависит плодородие почв |
3 | Знать имя основоположника почвоведения |
4 | Знать и уметь определять почвенные горизонты |
5 | Знать свойства почв |
6 | Знать факторы почвообразования |
7 | Знать типы почв России |
8 | Знать структуру почв |
9 | Знать и уметь определять процентное соотношение |
10 | Знать мероприятия по мелиорации почв |
11 | Знать и уметь определять типы почв природных зон России |
Вариант 2
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями |
1 | Знать основные свойства почв |
2, 10 | Знать от чего зависит плодородие почв |
3 | Знать имя основоположника почвоведения |
4, 5 | Знать механический состав почв |
6 | Знать причины деградации земель |
7 | Знать типы почв природных зон России |
8 | Знать факторы загрязнения почв |
9 | Уметь читать почвенную карту |
11 | Знать и уметь определять типы почв природных зон России |