Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 8 класс (по демоверсии - 2025)
Блок по лирике (на ВПР может быть блок по эпосу)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более45 минут). Работа включает в себя 6 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно большезаданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
1.Как называется основная мысль художественного произведения?
2.Как называетсямомент наивысшего напряжения в развитии действия?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. |
Анчар
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мёртвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясьот зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
1828 г.
3. Выпишите из текста слово, которое означает «страна, местность (стар.)».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. | 1) олицетворение |
Б) И зелень мёртвую ветвей И корни ядом напоила. | 2) эпитет |
В) В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. | 3) анафора |
| 4) сравнение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов. |
5.Объясните, как в стихотворении раскрывается тема неограниченной власти правителя.
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов. |
6.Какое литературное произведение, рассмотренное на уроках литературы или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему добра и зла? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясьна текст выбранного Вами произведения.
Ответы
1.идея
2.кульминация
3. предел // пределы
4.
Вариант 2
1.Как называется жизнеописание святых?
2.Как называется один из основных родов художественной литературы, наряду с лирикой и эпосом. Этот род предназначен, как правило, для постановки на сцене?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. |
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818 г.
3. Выпишите из текста слово, которое означает «сильное мгновенное проявления какого-нибудь чувства; душевный подъем, сопровождающийся стремлением сделать что-нибудь».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! | 1) сравнение |
Б) Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман | 2) эпитет |
В) Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит ещё желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. | 3) анафора |
| 4) олицетворение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов. |
5.Объясните, как в стихотворении раскрывается тема свободы.
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов. |
6.Какое литературное произведение, рассмотренное на уроках литературы или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему благодарности? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясьна текст выбранного Вами произведения.
Ответы
1. житие
2. драма
3. порыв // порывы
4.
Вариант 3
1.Как называетсявид, жанр драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
2. Как называетсярасположение, то есть построение произведения?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. |
Моцарт и Сальери
Сцена I (фрагмент)
Сальери
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеёй, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!
СЦЕНА II (фрагмент)
Сальери
Что ты сегодня пасмурен?
Моцарт
Я? Нет!
Сальери
Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
Обед хороший, славное вино,
А ты молчишь и хмуришься.
Моцарт
Признаться,
Мой Requiem1 меня тревожит.
Сальери
А!
Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?
Моцарт
Давно, недели три. Но странный случай…
Не сказывал тебе я?
Сальери
Нет.
Моцарт
Так слушай.
Недели три тому, пришёл я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего — не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашёл и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в чёрном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой чёрный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem. Но между тем я…
Сальери
Что?
Моцарт
Мне совестно признаться в этом…
Сальери
В чём же?
Моцарт
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.
Сальери
И, полно! что за страх ребячий?
Рассей пустую думу. Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли чёрные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Моцарт
Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив…
Я всё твержу его, когда я счастлив…
Ла лалала… Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери
Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.
Моцарт
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери
Ты думаешь?
(Бросает яд в стакан Моцарта.)
Ну, пей же.
(А.С.Пушкин)
3. Выпишите из фрагмента сцены I слово, которое означает «вызывающий в ком-либо чувство негодования и неуважения из-за своего недостойного поведения».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) И, полно! что за страх ребячий? Рассей пустую думу. Бомарше. | 1) сравнение |
Б) Бомарше Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери, Как мысли чёрные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти «Женитьбу Фигаро». | 2) антитеза |
В) Агений и злодейство — Две вещи несовместные. | 3) эпитет |
| 4) олицетворение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов. |
5.Объясните, как в трагедии раскрывается тема таланта.
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов. |
6.Какое литературное произведение, рассмотренное на уроках литературы или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему зависти? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясьна текст выбранного Вами произведения.
Ответы
1. трагедия
2. композиция
3. презренный // презренным
4.
8 класс
Система оценивания проверочной работы
При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются. |
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2 и 3 оценивается 1 баллом.
Правильный ответ на задание 4 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе не указана одна необходимая цифра или указана лишняя цифра), выставляется 1 балл;
если в ответе допущено две ошибки и более, то выставляется 0 баллов.
Задание 5:
Указания по оцениванию | баллы |
Ответ объёмом менее 50 слов оценивается 0 баллов |
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации |
* Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст фрагмента» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов |
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста | 2 |
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения | 1 |
Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ | 0 |
К2. Опора на текст фрагмента |
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён | 2 |
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения | 1 |
Текст не использован. ИЛИ Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения | 0 |
К3. Умение строить связное высказывание | |
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа | 1 |
Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа | 0 |
Максимальный балл | 5 |
ИЛИ
Указания по оцениванию | баллы |
Ответ объёмом менее 50 слов оценивается 0 баллов |
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации |
* Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст фрагмента» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов |
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста | 2 |
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения | 1 |
Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ | 0 |
К2. Опора на текст стихотворения |
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён | 2 |
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения | 1 |
Текст не использован. ИЛИ Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения | 0 |
К3. Умение строить связное высказывание | |
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа | 1 |
Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Задание 6:
Указания по оцениванию | баллы |
Ответ объёмом менее 80 слов оценивается 0 баллов |
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации |
* Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст произведения», «Умение строить рассуждение» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов |
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании привлечённого для ответа текста | 2 |
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание привлечённого для ответа текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения | 1 |
Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ | 0 |
К2. Опора на текст произведения |
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён | 2 |
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения | 1 |
Текст не использован. ИЛИ Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста изведения | 0 |
К3. Начальные умения строить рассуждение |
Сочинение построено на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулированы суждения | 2 |
Предприняты попытки, построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения, но допущены отдельные неточности в построении текста-рассуждения | 1 |
Отсутствуют попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения; умение строить рассуждение не проявлено | 0 |
К4. Умение строить связное высказывание |
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа | 1 |
Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа | 0 |
Максимальный балл | 7 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл за выполнение работы − 17.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–8 | 9–11 | 12–14 | 15–17 |
1Requiem (реквием)
1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.
2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.