СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по теме "Главные направления эволюции органического мира" 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннную работу можно использовать для текущего контроля. Проверочная работа содержит разные типы заданий, в том числе встречающиеся в КИМе ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме "Главные направления эволюции органического мира" 11 класс»

Проверочная работа

Тема: Главные направления эволюционного процесса органического мира

1 вариант


  1. К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций?

1)  царств

2)  семейств

3)  типов

4)  классов

  1. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.

1)  ароморфоз

2)  дегенерация

3)  биологический прогресс

4)  биологический регресс


3. Возникновение сходных признаков у родственных организмов называют

  1. Дивергенцией

  2. Конвергенцией

  3. Ароморфозом

  4. Параллелизмом


4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани


  1. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской особенностью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный пример.

     ПРИМЕР

    ОСОБЕННОСТЬ

    А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и курицы

    Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши

    В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья саранчи

    Г) плав­ник кита и плав­ник рака

    Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и медведки

    Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть собаки



     

    1) го­мо­ло­гич­ные органы

    2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

  2. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕР

    НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

    А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы

    Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи

    В) молочные железы у млекопитающих

    Г) мягкий короткий шерстный покров у крота

    Д) два круга кровообращения у земноводных

    Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень


    1)ароморфоз

    2)идиоадаптация


  3. Установите соответствие между признаками эволюционного процесса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     ПРИЗНАК

     

    ПРОЦЕСС

    А) формируются новые виды

    Б) формируются надвидовые таксоны

    В) изменяет генофонд популяции

    Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций

    Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации


     

    1) микроэволюционный

    2) макроэволюционный

  4. Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и отличие?















Проверочная работа

Тема: Главные направления эволюционного процесса органического мира

  1. вариант

1. Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.

1)  возникновение семени у голосеменных

2)  возникновение плода у цветковых

3)  возникновение нектарников для привлечения насекомых

4)  появление фотосинтеза


  1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

1) биологическом прогрессе

2) развитии по пути дегенерации

3) биологическом регрессе

4) развитии по пути ароморфоза


  1. Дивергенция — это:

1)  расхождение признаков в эволюционном процессе

2) схождение признаков в эволюционном процессе; 

3)  взаимопроникновение ареалов двух видов; 

4)    происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов


  1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию? Выберите три верных ответа из шести

1) наличие воскового налета на листьях клюквы

2) упрощение нервной системы у ленточных червей

3) превращение корней у растения повилики в присоски

4) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе — матке

5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски

6) яркая сочная мякоть у плодов черники


5. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

 ПРИМЕР

 

ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

 

1) го­мо­ло­гич­ные органы

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

6.Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером.


 ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) частные приспособления к условиям жизни

Б) возникновение классов животных

B) образование родов внутри семейств

Г) повышение уровня организации организмов

Д) возникновение отделов растений



 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация


  1. Установите соответствие между процессами и уровнями организации жизни, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС

 

УРОВЕНЬ

А) формируются новые виды

Б) формируются классы, отряды

В) изменяется генофонд популяции

Г) адаптивные признаки развиваются и распространяются в популяции

Д) прогресс достигается путём ароморфозов

или дегенерации

 

1) микроэволюционный

2) макроэволюционный

 

  1. Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и отличие?







Ответы

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

1

2

3

2

3

1

3

4

1

4

256

235

5

112221

212211

6

221211

21211

7

12112

12112

8

1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны видоизмененные конечности: пла­ва­тель­ная ко­неч­ность птицы и ро­ю­щая лапа крота;

2) сход­ство за­клю­ча­ет­ся в том, что это примеры органов видоизменившихся в связи с приспособлением к среде обитания;

3) раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что эти ко­неч­но­сти вы­пол­ня­ют разные функ­ции (плавание и рытье почвы) и образовались из разных конечностей (задняя и передняя);


1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны ко­рень и корневище;

2) это ана­ло­гич­ные органы, вы­пол­ня­ю­щие сход­ные функ­ции (накопление пи­та­тель­ных ве­ществ и удер­жа­ние рас­те­ния в почве);

3) раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что эти ор­га­ны имеют раз­ное ло­ги­че­ское стро­е­ние и происхождение;