Проверочная работа по теме «Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. Видообразование».
Часть А.
1. Критерий, в основе которого лежит сходство процессов жизнедеятельности у особей вида, называют
1) физиологическим
2) генетическим
3) морфологическим
4) биохимическим
2. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как
1) существуют виды-двойники
2) виды разделены на популяции
3) виды между собой скрещиваются
4) близкие виды могут занимать разные ареалы
3. Найдите название критерия вида в указанном перечне
1) цитологический
2) гибридологический
3) генетический
4) популяционный
4. Генетическому критерию вида соответствует утверждение
1) оперение самки и самца утки кряквы различно
2) нерест популяций форели происходит в разное время
3) лютик едкий и лютик ползучий имеют разные ареалы
4) виды-двойники малярийного комара имеют разные кариотипы
5. Совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид, — это критерий вида
1) экологический
2) генетический
3) физиологический
4) морфологический
6. При распознавании видов-двойников учитывается главным образом критерий
1) генетический
2) географический
3) морфологический
4) физиологический
7.Большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками — это описание критерия вида
1) географического
2) экологического
3) морфологического
4) генетического
8. Относительность географического критерия вида состоит в том, что
1) ареалы разных видов совпадают
2) наборы хромосом у разных видов одинаковые
3) самцы и самки одного вида различаются внешне
4) разные виды обитают в сходных условиях
9. Относительность экологического критерия вида состоит в том, что
1) ареалы разных видов совпадают
2) наборы хромосом у разных видов одинаковые
3) самцы и самки одного вида различаются внешне
4) разные виды обитают в сходных условиях
10. Пространственная структура вида в природе представлена
1) особями разного пола
2) сезонными группами
3) популяциями
4) сообществами
11. Группа особей, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство, − это
1) вид
2) пищевая цепь
3) экосистема
4) экологическая ниша
12. Группа особей, способных свободно скрещиваться и проживающих на одной территории, − это
1) вид
2) популяция
3) экосистема
4) экологическая ниша
13.Укажите пример популяции среди перечисленных ниже групп
1) растения и животные, населяющие небольшой пруд
2) организмы, временно находящиеся в луже
3) стадо оленей в тундре
4) птицы, живущие на одном дереве
14. При географическом видообразовании происходит:
1) распадение или расширение исходного ареала 3) изоляция популяций внутри старого ареала
2) колебание численности популяции 4) дрейф генов
15. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает:
1) в результате распадения исходного ареала 3) внутри старого
2) в результате расширения исходного ареала 4) внутри нового ареала
16. Пример экологического видообразования – это формирование:
1)видов синиц: большой, лазоревки, хохлатой 3) видов лиственниц: сибирской и даурской
2) форм прострела: западной и восточной 4) видов лютика: ползучего, прыщица, едкого
Часть В
Задание 1)Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.
Критерии:
1. тело покрыто мантией А) морфологический
2. раковина имеет две створки Б) экологический
3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический
4.кровеносная система незамкнутая
5. питается, фильтруя воду
6. это донное, малоподвижное животное
Задание 2)Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида.
4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
Часть С.
Задание 1. Продолжите фразу.
1) Процесс возникновения новых видов - … .
2) Американский ученый, эволюционист, внесший большой вклад в решение вопросов видообразования - … .
Задание 2. Дать определения следующим понятиям темы
Микроэволюция -
Макроэволюция -
Вид –
Популяция -
ОТВЕТЫ
1.1
2.1
3.3
4.4
5.1
6.1
7.2
8.1
9.4
10.3
11.1
12.2
13.3
14.3
15.2
16.4
1)Ответы: 1 А. 2 А. 3 Б. 4 А. 5 В. 6 Б
2)Пояснение.
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию.
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.
Часть С.
2)Микроэволюция – процессы, протекающие на уровне популяции и вида.
Макроэволюция - процессы, протекающие на уровне выше видового.В результате эволюции возникают новые виды.
Вид – группа особей, сходных по внешним признакам и процессам жизнедеятельности, нуждающихся в одинаковых условиях, обитающих на определенной территории в виде групп – популяций.
Популяция - совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию
Задание 1. 1) видообразование; 2) Эрнст Майр.