ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ
I. Чередующиеся гласные в корне
А. Упражнения
Вариант 1
1. В каких рядах во всех словах пропущена буква о?
а) Обг_рать, прикл_нение, сотв_рение, з_рька;
б) оз_рять, тв_рящий, покл_нение, сг_рание;
в) скл_нение, вытв_рить, оз_ренный, прог_рать;
г) г_релка, стихотв_рение, накл_ниться, заг_рать.
2. В каких рядах во всех словах пропущена буква а?
а) Ур_внять в правах, вым_кший под дождем;
б) обм_кнуть кисть в краску, р_внина без конца;
в) выр_внять стены, м_ченые яблоки;
г) держать р_вновесие, пром_кнуть пятно.
3. Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами. Графически объясните правописание.
1) Нас выстроили против старого маленького дома, где в палисаднике выше крыши р_сла сирень. (К.Паустовский)
2) Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква р_стет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (М.Пришвин)
3) Ближе посмотришь – холмы, снег, кой-где п_росль мелкая или же лес сплошной. (В.Короленко)
4) Она отл_жила книгу в сторону и задумалась. (Б.Пастернак)
5) Я начинаю предпол_гать здесь что-то таинственное. (А.Куприн)
6) И Таня сорвала цветы ― саранки и ирисы, еще прежде выр_щенные ею с заботой. (Р.Фраерман)
4. Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните правописание.
1) В непроглядных тучах открывались невиданные з_рницы, оз_ряя серую р_внину. (А.Н. Толстой)
2) Чуть колышется вода в пруде, ивы скл_нили на него свои ветви; восток заг_рает ся; мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. (В.Гаршин)
3) Она отск_чила, подняв левую руку, в которой все время держала цветы. (Р.Фраерман)
4) Снова обм_кнул лапу и зацепил какой-то лохматый узел. (Ю.Коваль)
5. Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите корни и рядом запишите слова с противоположными чередующимися гласными в данных корнях. Объясните различия в правописании.
1) Просто удивительно, как Волька умел всегда придумывать оправдание, когда соб_рался делать то, что ему запрещали! (Л.Лагин)
2) Он закатывался, хлюпал от смеха и выт_рал слезящиеся глаза. (Л.Кассиль)
3) А птички ждали за крышей и тайком подглядывали – скоро ли пост_лет Катя свой коврик. (Б.Житков)
4) Я тогда забыл зап_реть дверь, и он вошел незамеченным. (В.Вересаев) 5) Никогда еще класс не зам_рал в таком волнении. (Л.Кассиль)
Вариант 2
1. В каких рядах во всех словах пропущена буква о?
а) Возг_раться, покл_ниться, вытв_рить, оз_ренный;
б) сотв_рить, г_рение, откл_нить, разг_раться;
в) скл_нить, з_рька, прог_рать, тв_рец;
г) з_рница, накл_нение, заг_релый, натв_рить.
2. В каких рядах во всех словах пропущена буква а?
а) Решать ур_внение, пром_кательная бумага;
б) р_внозначный обмен, вым_кать всю жидкость;
в) м_кнуть сухари в молоко, подр_внять кусты;
г) р_внина без конца, вым_кать все содержимое.
3. Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами. Графически объясните правописание.
1) Между сосенок на песчаной земле р_стет высокая сухая трава. (К.Паустовский)
2) Де ревья на плотине и в саду стояли огромные и белые и, казалось, выр_сли, вытянулись под лунным светом. (А.Н. Толстой)
3) Не беречь пор_сли – не видать и дерева. (Пословица)
4) Ночь уже л_жилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. (М.Лермонтов)
5) Сына обожал – пока р_с, каких только надежд на него не возл_гал! (И.Бунин)
6) За окнами класса, на стеклах которых были наклеены защитные полоски, спокойно голубело небо, на подоконнике в банках и ящиках стояли цветы, выр_щенные ребятами. (Л.Кассиль)
4. Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните правописание.
1) Проливной дождь вым_чил меня до последней нитки. (А.Пушкин)
2) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя з_ря, и на плечо богатыря лицо спокойное скл_нила. (А.Пушкин)
3) Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг_рело в Полесье и до сих пор не зар_сло. (И.Тургенев)
4) Он подр_внял ножницами бахрому воротничка, начистил, как медь, башмаки. (А.Грин)
5. Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите корни и рядом запишите слова с противоположными чередующимися гласными в данных корнях. Объясните различия в правописании.
1) Осторожно, медленно проб_рались они в густой заросли на дне оврага. (Ф.Сологуб)
2) Пронзительно прозвучал свисток судьи, но игроки и без того зам_рли на месте. (Л.Лагин)
3) Вдруг ярко бл_снула молния, небо как будто растрескалось и с оглушительным грохотом посыпалось на землю. (В.Вересаев)
4) Заж_гаются в небесах звезды, играют с ними облака, скрывая и открывая звездный блеск. (М.Горький)
5) Мошкара заст_лала ему солнце, но не затмила его. (Л.Чарская)
Б. Распределительный диктант
Запишите словосочетания по группам в соответствии с условиями выбора чередующихся гласных в корнях: конечные согласные корня; наличие суффикса -а-; место ударения; лексическое значение корня.
Почтенный возраст, сгореть со стыда, домашняя утварь, замереть от восторга, загорелый ребенок, полагаться на друга, промокательная бумага, вечерняя заря, ровная поверхность, неприкосновенный запас, выросли в саду, решить уравнение, затворить дверь, подравнять кусты, собираться в гости, отложить все дела, запирать на замок, выровнять грядку, газовая горелка, новый росточек, перескочить ручей, выращенные овощи, равноправные отношения, блистательное выступление, разгорелся от ветра, неудачный скачок, макать сухари в молоко, написать изложение, стереть написанное, буйная поросль, склониться над водой, вымокнуть под дождем, пересчитать деньги, пушкинское стихотворение, промокающие сапоги, постелить скатерть, родственники из Ростова, чудное творение, протирать стекла, уклониться от разговора, широкая равнина, блестящие осколки, задержанный рейс, красивый загар.
В. Творческая работа
Составьте с пятью из данных словосочетаний сложные предложения.
Осенняя заря, проскочил мимо, слушать с замиранием сердца, собираемся в поход, кланяться в ноги, утирал слезы, блестит на солнце, одиноко горят, высокие заросли, зарастает сорняками, прикоснулся пальцами.
II. Правописание приставок пре- и при-
А. Упражнения
Вариант 1
1. В каких рядах во всех словах пишется приставка пре-?
а) Пр_мудрый, пр_огромный, пр_одолеть, пр_красный;
б) пр_восходный, пр_града, пр_взойти, пр_бавить;
в) пр_лестный, пр_увеличивать, пр_старелый, пр_беречь;
г) пр_имущество, пр_много, пр_следовать, пр_спокойный.
2. В каких рядах во всех словах пишется приставка при-?
а) Пр_землиться, пр_школьный, пр_касаться, пр_лечь;
б) пр_плыть, пр_крыть, пр_нести, пр_пятст вие;
в) пр_ложение, пр_йти, пр_вязать, пр_бавить;
г) пр_гнать, пр_вышать, пр_морье, пр_гибаться.
3. Прочитайте предложения. Выпишите из них слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
1) К кораблям быстро пр_выкли, как пр_выкают к домам, к деревьям на улице. (К.Паустовский)
2) Маленькая беленькая собачонка кинулась на первое пр_глашение, не раздумывая она пр_одолевала бездну. (Ю.Коваль)
3) Все мальчики засмеялись и опять пр_умолкли на мгновение. (И.Тургенев)
4) К окну снаружи пр_льнуло детс кое лицо. (Н.Лесков)
5) Там и сям дрожат и колышутся отражения звезд и пр_брежных огней. (А.Чехов)
4. Замените данные выражения словами с приставками пре- или при-.
Крепость, которую нельзя взять – Препятствие, которое нельзя одолеть – Гостиница у вокзала – Слегка обгорелый пирог – Соединить с помощью молотка и гвоздей –
5. С данными словами составьте такие словосочетания, в которых будет отчетливо видна разница лексических значений.
Преступить (перейти) – приступить (начать), преемник (продолжатель) – приемник (аппарат), предать (выдать) – придать (сделать каким-либо по форме).
Вариант 2
1. В каких рядах во всех словах пишется приставка пре-?
а) Пр_вышать, пр_имущество, пр_дание, пр_глашать;
б) пр_сечь, пр_подать, пр_мудрый, пр_образовать;
в) пр_успевать, пр_старелый, пр_образить, пр_дорожный;
г) пр_скверный, пр_одолеть, пр_градить, пр_обладать.
2. В каких рядах во всех словах пишется приставка при-?
а) Пр_никнуть, пр_озерный, пр_остановиться, пр_плыть;
б) пр_слушаться, пр_открыть, пр_ставить, пр_уныть;
в) пр_тронуться, пр_тягательный, пр_хватить, пр_лестный;
г) пр_шивать, пр_украсить, пр_удивительный, пр_беречь.
3. Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
1) Пр_бывание этих людей оставляло на тех местах, где они жили, почти неуловимый пр_красный след. (К.Паустовский)
2) И дед не только пел, но он пр_свистывал и пр_щелкивал перстами. (Н.Лесков)
3) Лай вдруг пр_рвался, послышалось рычание. (Ю.Коваль)
4) Музыка в траве пр_утихла. (А.Чехов)
5) Я подошел к окну, пр_ложил лоб к мерзлому стеклу и помню, что мне лоб обожгло льдом, как огнем.(Ф.Достоевский)
4. Замените данные выражения словами с приставками пре- или при-.
Враги, которых нельзя помирить – Ветер, который не перестает дуть – Лес у Волги – Очень скучный рассказ – Соединить с помощью клея –
5. С данными словами составьте такие словосочетания, в которых будет отчетливо видна разница лексических значений.
Привратник (сторож) – превратный (ложный). Пребывать (находиться) – прибывать (приезжать). Преклонить (склонить, опустить вниз) – приклонить (наклонить).
Б. Распределительный диктант
Распределите словосочетания на две группы в соответствии с правописанием слов с приставками пре- и при-.
Прибывать по расписанию, пресветлый образ, старинные предания, придание силы, преданный человек, преклонить колени, приходящий вовремя, преходящие трудности, претворить в жизнь, притворить окно, прекращать споры, примерять костюм, преобразовать природу, привести пример, привык к трудностям, преодолевать трудности, присутствовать на собрании, препятствовать движению, преемственность поколений, пребывать в неведении, приклонить ветку, приспособиться к обстоятельствам, приглашать к обеду.
В. Творческая работа
Запишите пословицы, дополнив их подходящими по смыслу словами с приставками пре- или при-.
Где кто родился, там и _____. Счастье не птица, само не _____. Правда не солнце, ее ладонью не _____. Как _____, так и ушло. Опытному воину река не _____. Змея один раз в год меняет кожу, а _____ – каждый день. Видеть легко, _____ трудно. Не плюй в колодец: _____ воды напиться. Скажешь слово, а _____ десять. _____ с убылью на одном дворе живут. Чему учился, тому и _____. В чем попался, то считай – _____. Держи расход по_____.
III. Правописание приставок на -з/-с
А. Упражнения
Вариант 1
1. В каких рядах во всех словах пишутся приставки, оканчивающиеся на с?
а) Бе_конфликтный, во_принять, ра_чет, ра_жать;
б) бе_крайний, ро_пись, ра_тереть, и_подтишка;
в) и_пугать, бе_путный, ра_клеить, в_плыть;
г) во_ходить, бе_чувственный, и_калечить, в_бивать.
2. В каких рядах во всех словах пишутся приставки, оканчивающиеся на з?
а) Бе_дорожье, ра_бежаться, ра_жечь, в_глянуть;
б) во_делать, ра_добыть, и_гнать, бе_крайний;
в) ра_думать, и_готовить, ра_капывать, бе_болезненный;
г) бе_жизненный, ра_дарить, бе_голосый, ра_бро сать.
3. Перепишите, вставляя буквы з или с. Обозначьте приставку с-. _дать экзамен, _борная команда, современное _дание, _брить бороду, _бивчивый ответ, трудно _говориться, заботиться о _доровье, _глаживать вину, _бавить скорость, _жевать бутерброд.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор слов, в которых есть приставки, оканчивающиеся на з/с.
1) На берегах стояла предра_светная тишина. (К.Паустовский)
2) Мелкие звезды, словно белый песок, ра_сыпались ночами по белесому небу: так белеют отмели на пустынном ночном берегу. (В.Дементьев)
3) Грохота наверху не было слышно – он замирал в тумане, бе_сильный подняться над землею, и это бе_шумное движение под черным небом, среди темных, промокших домов казалось бе_цельным и скучным. (Л.Андреев)
4) Лишь только я тебя увидел – и тайно вдруг во_ненавидел бе_смертие и власть мою. (М.Лермон тов)
5) Вся эта скучная, бе_жизненная картина начинала уже подергиваться вечерними сумерками. (А.Чехов)
5. Запишите словосочетания. Подберите к ним слова с приставками на з или с.
Прозрачная жидкость, тихая погода, жестокий человек, правильный ответ, тревожный сон.
Вариант 2
1. В каких рядах во всех словах пишутся приставки, оканчивающиеся на с?
а) Ра_положить, в_кормить, и_коса, бе_призорный;
б) бе_честный, и_царапать, во_полнить, ра_жать;
в) ра_чертить, бе_тактный, ро_черк, бе_помощ ный;
г) и_казить, ра_терять, и_портить, бе_жалост ный.
2. В каких рядах во всех словах пишутся приставки, оканчивающиеся на з?
а) В_глянуть, ра_жать, и_гнать, и_править;
б) ра_делить, бе_жалостный, ра_мягчить, и_головье;
в) бе_донный, в_бивать, ра_гонять, во_главить;
г) ра_грузить, в_болтать, бе_работный, бе_корыстный.
3. Перепишите, вставляя буквы з или с.
Обозначьте приставку с-. _жатое изложение, _гореть дотла, _дешний житель, преступный _говор, _держать слово, _добное тесто, иметь хорошее _доровье, _двинуть с места, ответить _горяча, _дуть пылинку.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор слов, в которых есть приставки, оканчивающиеся на з/с.
1) Воробей ра_сердился, ра_пушился и с разинутым клювом кинулся к Желтухину. (А.Н. Толстой)
2) Отдохнувшие ребята были бодры и казались даже бе_заботными. (А.Гайдар)
3) Остров ра_таял в тумане. (К.Паустовский)
4) Бе_помощный и бе_сильный, Матвей прошел в сад, лег под яблоней вверх лицом и стал смотреть в небо. (М.Горький)
5) По бе_дорожью дремучему дорога пролегла. (А.Ремизов)
5. Запишите словосочетания. Подберите к ним слова с приставками на з- или с-.
Тихие шаги, ясное небо, спокойный ребенок, смелый человек, огромное количество.
Б. Распределительный диктант
Распределите словосочетания на две группы в соответствии с правописанием слов с приставками на з/с.
Исправить ошибку, сжечь дотла, разработать план, ранний рассвет, безрадостный день, распахнуть окно, испортить вещь, беззаботный смех, беззлобный человек, изменить пароль, расправить крылья, бесшумно подойти, разбросать вещи, безнадежная печаль, расстелить ковер, возглас удивления, разъезжать верхом, веселый рассказчик, безвкусный напиток, бесхитростный человек, расцвели тюльпаны, бесстрашный поступок, разрушить замок, расстегивать пальто, размышлять о жизни.
В. Творческая работа
Составьте с пятью из данных словосочетаний сложные предложения.
Испортить настроение, бессовестная ложь, тяжелая бессонница, беззлобный человек, возвратиться домой, размышлять о жизни, исчезают в вышине, разрушающий ураган, произвел впечатление, расстилают скатерти.