Задача №1.
Название задачи Вездесущий элемент
Личностно-значимый познавательный вопрос. Французский химик-фармацевт Бернар Куртуа выделил химический элемент из морских водорослей. Академик А.Е. Ферсман писал: «Нет ничего в окружающем нас мире, где тончайшие методы анализа в конце концов не открыли бы несколько атомов йода». Почему А.Е. Ферсман назвал йод вездесущим?
Информация по данному вопросу: информация о распространении галогенов и их биологическом значении приведена в таблицах.
1. Прочитайте текст и ознакомьтесь с данными таблиц. Изложите в форме текста распространение йода в природе.
2. Приведите пример того, как можно получить йод. Составьте уравнения реакции получения.
3 Рассчитайте на основании данных о том, что в реакцию вступили 58г йодида натрия и 62г серной кислоты, массу полученного йода.
4.Раскройте особенности строения атома йода. Охарактеризуйте йод на основании его положения в Периодической системе химических элементов.
5.Разработайте план, позволяющий устранить дефицит йода в нашей стране.
6. Оцените возможности восполнения йода для устранения йододефицита, зная, что суточная потребность йода для детей составляет 100 мкг, для взрослых — 200 мкг. Составьте меню на день.
СОДЕРЖАНИЕ ЙОДА В ПРОДУКТАХ (на 100 г съедобной части)
Продукт Йод (мкг)
Крупа:
гречневая ядрица 3,3 пшеничная 4,5
овсяная 4,1 горох 5,1
Фасоль 12,1 Соя 8,2
Хлеб:
ржаной 5,6 орловский хлеб 3
пшеничный из муки 2 сорта 5,6 Молоко 16
Сливки 9,3 Говядина 7,2
Печень говяжья 6,3 Свинина 6,8
Куры 5,6 Утки 4
Яйцо куриное 20 Окунь морской 145
Треска 130 Хек 33
Креветки 110 Картофель 5
Морковь 5 Салат 8
Свекла 7 Слива 4
Виноград 8 Вишня 2
Персики 2 Яблоки 2
Апельсины 2 Орехи грецкие 3,1
Томаты и огурцы 3
Задача №2.
Название задачи Источник энергии.
Личностно-значимый познавательный вопрос. В 1330 г. китайский ученый Ху Сыхуэн заметил, что для укрепления здоровья меню должно быть богатым. Ближе к концу XIX в. люди стали оценивать питательность продуктов. Считается, что углеводы должны составлять не менее 40-50% от общей калорийности суточного рациона. К числу самых распространенных углеводов относят сахарозу. Советский ученый П.М. Жуковский писал: «В развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственное, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо сохранять хорошую память, сахар незаменим». Что мы знаем о сахарозе как химическом веществе?
Информация по данному вопросу текстом для работы является текст параграфа учебника «Сахароза»
Прочитайте текст параграфа о сахарозе. Что сказано в тексте о строении
сахарозы? Какова молекулярная формула сахарозы?
2.Постройте прогноз развития сахарной промышленности. Составьте схему, показывающую процесс получения сахара на сахарных заводах.
3.Проведите эксперимент, подтверждающий, что сахароза не обладает восстановительными свойствами.
4.Найдите в тексте то, что происходит при нагревании водного раствора сахарозы в присутствии сильных кислот или под действием фермента. Назовите вещества, образующиеся в результате данной реакции.
5 Разработайте план, препятствующий воздействию человека на окружающую среду при производстве сахара.
6. Выскажите критические суждения о влиянии избыточного употребления сахара на организм человека.