СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверка орфограмм слабых позиций без словаря.Урок по русскому языку во 2-м классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по программе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Цель урока: открытие детьми нового способа проверки орфограммы слабой позиции без словаря. Разработан совместно с учителями начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Проверка орфограмм слабых позиций без словаря.Урок по русскому языку во 2-м классе.»

Тема урока

«Проверка орфограмм слабых позиций без словаря»


УМК: программа Д.Б Эльконина .- В.В Давыдова , учебник русского языка Репкин В.В., Восторгова Е.В.


Цель: создать условия для открытия детьми нового способа проверки орфограммы слабой позиции без словаря.

Тип урока: ПУЗ


Планируемые результаты:


Метапредметные: способствовать развитию умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать.

Познавательные: совершенствовать умение работать с орфографическим словарем, определять слабую и сильную позицию звука в слове, открыть новый способ проверки ОСП, использовать знаково-символические средства, в том числе действие моделирования.

Регулятивные: контролировать и оценивать учащимися свои действия.

Коммуникативные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в парах.


Оборудование: орфографические словари, карточки


Орг. момент

У. Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по Стране Знаний.


Минутка чистописания.

Давайте пропишем в тетрадях такое сочетание:

а // о // а // о


1 этап Ситуация успеха

(карточки)

Корова

Сорока

Собака


У. Сам Самыч решил поучаствовать в конкурсе загадок. Он не знает, как написать эти слова. Давайте ему поможем? Где мы можем найти правильное написание этих слов?


Д. Это словарные слова, мы их учили-знаем, в тетради открытий, в словаре...


У. Давайте посмотрим в словаре, как пишутся эти слова.

(работа со словарями, заполнение детьми у доски пропущенных букв)


2 этап Ситуация разрыва


У. Попробуем отгадать новую загадку (про «слоны»)

Как написать это слово?


Д. пишут на доске, различные варианты буквенной записи. СлОны, СлАны, Cл_ны и т.д.


3 этап Фиксация разрыва, формирование учебной задачи в знаковой форме


У. Поищем, как это слово пишет в словаре.

Д. не находят написание этого слова. Сообща приходим к выводу, У. записывает на доске:

[ _ ] ? [ _ ]


словарь словарь



4 этап Учебная задача в словесной формулировке


У. Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?

Д. ...


5 этап Преобразование задачи


У. Задание:

Запишите слово звуками


Д. записывают в тетрадях и на доске [ с л а н ы ]

А теперь буквами - сл_ны


У. Какой звук находится в слабой позиции?

- Можем ли мы точно сказать, какой буквой обозначить звук [а] в слове [с л а н ы]? - -

- Почему?


[а]



а ? о




У. Звук [а] в СП в одних словах обозначается буквой А, в других – буквой О.

От чего это зависит?


Д. От того, какой звук был в этом слове в сильной позиции.


У. Значит, нужно узнать, какой звук в слове [сланы] в сильной позиции? А как это сделать?


Д. Изменить слово.


У. Правильно. Вы знаете, что позиция звука меняется при изменении слова. Попробуем изменить наше слово, чтобы оно называло 1 предмет.


Д. СЛОН


У. В какой позиции теперь гласный звук?


Д. В сильной, под ударением.


У. Можно ли обозначить буквой этот звук точно? Значит, вы можете записать это изменение слова буквами без пропусков. Запишите это слова сначала звуками под первым.

НА ДОСКЕ:


[ с л а н ы ] – сл_ны


[ с л о н ]


У. Если ли в этих словах позиционное чередование? Выйдите к доске, запишите.


6 этап Собственно моделирование


Д. Выходят к доске, записывают [ а ] // [ о ]

У. Вопрос: Какой буквой мы будем обозначать позиционно чередующиеся звуки?

Д. Буквой О.

У. Почему?

Д. По основному закону рус. письма «Позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой по звуку в сильной позиции».

У. Я вам предлагаю поработать в группах. Вот бумага, придумайте схему, чтобы безошибочно выбирать букву на месте орфограммы СП по закону русского письма.

Д. Предлагают свои варианты, если нужного нет, то У. предлагает вариант Сам Самыча (детей из другого класса).


[ а ]

= //

[ о ]

^


о


У. Теперь мы можем записать слова СЛОНЫ буквами и изменение слова (СЛОН). У вас (на доске, можно вызвать Р.) получилась такая запись, где черточкой подчеркнута ОСП, а ее проверка в слове СЛОН отмечена ^.


сл_ны – слон – слоны

^


У. Эта запись показывает, во-первых, что вы ПРОВЕРИЛИ ОСП и, во-вторых, КАК вы это сделали.

У. Можно ли этим способом проверить согласную ОСП?

Запишите слово ДУБ буквами.


Д. выходят к доске, записывают варианты


дуб, дуп, ду_, ду? и т.д.


У. Кто же прав? Давайте подумаем, какими буквами может обозначаться звук [п], если он в СП?


Д. отвечают, на доске такая схема.


[п]



б ? п


У. как узнать, какой из этих букв следует обозначить звук [п] в этом слове?


Д. изменить слово.


У. Попробуйте изменить слово ДУБ так, чтобы оно называло несколько предметов.


Д. ДУБЫ.


У. Запишем оба изменения этого слова звуками

НА ДОСКЕ:


[ д у п ]


[д у б ы]


У. Если ли в этих словах позиционное чередование? Выйдите к доске, запишите.


Д. Выходят к доске, записывают [ п ] // [ б ]


У. Так как мы проверим, какой буквой обозначить СП согласного звука?

Д. По сильной позиции.


У. Работа в группах, составьте схему, чтобы безошибочно выбирать букву на месте орфограммы СП.


Д. составляют.

У. выбирает или предлагает схему Сам Самыча.


[п]

= //

[б]

^


б


У. Можно ли точно записать наше слово ДУБ и изменение этого слова ДУБЫ буквами? У вас (на доске, можно вызвать Р.) получилась такая запись, где черточкой подчеркнута ОСП, а ее проверка в слове ДУБЫ отмечена ^.


ду_– дубы – дуб

^


У. Сравните эти схемы.


[ а ]

= //

[ о ]

^


о


[п]

= //

[б]

^


б


Д. Способ проверки один.


У. Можем ли мы придумать общую схему для всех ОСП?


[__]

= //

[ ]

^


1



7 этап Решение частных задач, открытым ранее способом


У. Примените новый способ на словах


ДВ_РЫ
ТА_
СТ_ЛЫ
СА_
П_ЛЫ
ЧИ_


8 этап РЕФЛЕКСИЯ


У. Какое открытие мы сегодня с вами сделали?