Проверочная работа по теме « Лексика. Культура речи» 6 класс
Цель: проверить усвоение учащимися темы «Лексика»; умения определять лексическое значение слова; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.
Теоретическая часть
1.Что изучает лексика?
1. слово
2.звуки речи
3. части слова
4. части речи
2.Слова, употребляемые только жителями той или иной местности:
1. профессионализмы
2 диалектизмы
3.Жаргонизмы
4.Устаревшие слова
3. Восстановите определение:
1.Слова в русском языке могут употребляться в … и в … значении.
2.Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),называются … .
3.Слова, заменившие старое название предмета на новое, называются … .
4. Неологизмы – это…
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А. обл. Б. перен. В. спец.
Практическая часть
Задание 1.
В каком предложении нет антонимов?
1.Заяц укрылся, спрятался в густых зарослях.
2.Молчаливый думает, а болтливый словами сыплет.
3.В громадной коробке лежал маленький флакончик.
4.Горячий чай согревает, а холодная вода укрепляет.
Задание 2.
В каком предложении есть синонимы?
1.Он работал не за страх, а за совесть.
2.Беды терпеть – надо каменное сердце иметь.
3.Под порывами ветра снег запорхал, заметался, закружился.
4.Доброе дело – правду говорить смело.
Задание 3.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
1.Старый шкаф стоял на своём месте – в углу террасы
2.Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.
3.Дом был деревянный.
4.Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли пыль.
5.В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
6.Эсплада – это широкая улица с аллеями
Задание 4.
Найдите пару русскому слову:
Общительный
Подарок
Азбука
Случайный
Представление
Мнимый
мировоззрение.
Слова для справок: алфавит, сувенир, коммуникабельный, презентация, фиктивный, менталитет, спонтанный.
Задание 5.
«Четвёртое лишнее». Найдите устаревшее слово.
1.Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
2.Одежда: пальто, плащ, шубы, кафтан.
3.Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
4.Лицо: глаза, рот, чело, щёки.
Задание 6.
Прочитайте отрывок из русской народной сказки. Выпишите диалектные слова и соотнесите их со словами для справок.
Жила-была кыцанька. У неё было две манюшки. Она каждый день ходила на дровосек, мать-то их, и им пекла шанюшки. Говорила она манюшкам: «Как уйду дровцы сечь, так вы дверь держите крепче и сами не спите. Крепче замыкайтесь! Как Егибовна к вам будет подходить, так она вам будет петь толстым голосом, а я как буду подходить, так я вам буду петь тонким голосом. Как мне, так открывайте, а Егибовне не открывайте».
Слова для справок: кошечка, малыши, котята, ватрушки с творогом, за дровами, закрывать дверь, Баба-Яга, рубить дрова.