Пояснительная записка
Цель:
Развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к родному языку. Показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2.1. Планируемые результаты освоения предмета
В третьем классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;
выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в совместной работе класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса Родной (русский) язык в третьем классе является сформированность следующих умений:
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 40-50 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать
2.2 Система оценивания
3.Содержание
В данной программе выдержаны три направления, три раздела:
1.Работа над лексикой (значением и происхождением слов).
2.Работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением).
3.Обучение правильному употреблению слов.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов, отведённых на освоение темы |
1 | Мир общения. Повторяем-узнаем новое | 1 |
2 | Язык – главный помощник в общении | 3 |
3 | Состав слова | 2 |
4 | Части речи | 11 |
Итого | | 17 ч |
| |
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | План | Факт |
| Мир общения. Повторяем – узнаем новое | | | |
1 | Культура устной и письменной речи. Текст. Типы текстов. | 1 | | |
| Язык – главный помощник в общении | | | |
2 | Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | | |
3 | Многозначные слова. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение. | 1 | | |
4 | Главные члены предложения. Предложения с однородными членами | 1 | | |
| Состав слова. | | | |
5 | Корень. Корневые орфограммы. | 1 | | |
6 | Приставка. Суффикс. Окончание слова. Основа слова. | 1 | | |
| Части речи | | | |
7 | Части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные | 1 | | |
8 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род и число имен существительных. | 1 | | |
9 | Склонение имен существительных. | 1 | | |
10 | Местоимение. Формы местоимений. Употребление местоимений в речи | 1 | | |
11 | Глагол. Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
12 | Неопределенная форма глагола. | 1 | | |
13 | Изменение глаголов по числам. НЕ с глаголами. | 1 | | |
14 | Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам и падежам | 1 | | |
15 | Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам и падежам | 1 | | |
16 | Проверочная работа. | 1 | | |
17 | Игра «Язык родной, дружи со мной». | 1 | | |
| ИТОГО | 17ч | | |