СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа  по творчеству А.С. Пушкина в формате итоговой аттестации, предполагает развернутый ответ учащихся на вопрос  по литературоведческим понятиям, дает возможность порассуждать на предложенную тему (сочинение С1).

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по литературе 8 класс»

Проверочная работа по литературе

8 класс

Часть 1


А1. В какой семье был рожден Петр Гринев?

1) В семье крестьян 2) В богатой дворянской семье 3) В семье военного


А2. По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был вы­гнан отцом мальчика?

1) Он распускал руки

2) Мосье Бопре любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

3) Он очень любил прекрасный пол


А3. Каким премудростям жизни учил Петрушу стремянной Савельич?

1) Научил его охотиться

2) Научил Петра французскому языку

3) Савельич выучил Петра русской грамоте, и он мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля


А4. Какое решение принимает батюшка, когда Петру пошел семна­дцатый год?

1) Он решает отправить его за границу для обучения

2) Батюшка решает нанять Петру нового учителя

3) Батюшка решает определить его на военную службу


А5. Почему Андрей Петрович не хочет отправить Петра на службу в Пе­тербург?

1) Ему не нравится этот город

2) Он не хочет, чтобы Петр проматывал время и деньги, повесничал

3) Он принимает это решение, потому что в Петербурге у него нет друзей среди военных


А6. Чем показалась будущая служба в Оренбурге Петру Гриневу?

1) Тяжким несчастьем 2) Веселой забавой 3) Радостной вестью


А7. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну перед расстава­нием?

1) Служи верно, кому присягнешь

2) Слушайся начальников

3) Береги платье снову, а честь смолоду


При выполнении заданий В1—В5, С1 дай связные ответы на поставленные вопросы.


В1. Почему Петр Гринев так беспутно начал свой жизненный путь?


В2. Почему Петр, испытывая угрызения совести, все-таки требует у Савельича выдать деньги за счет проигранного долга?


В3. С какой целью А. С. Пушкин включает в эту главу подробное описа­ние воспитания Петра Гринева?


В4. Какую роль играет первая глава в ходе всего повествования?


В5. Кто является рассказчиком описываемых событий в первой главе?


С1. К какому жанру относится это произведение? Дай определение это­го жанра.























Часть 2


Прочитай приведенное ниже стихотворение и выполни задания А8—А14; В6 – В12

А. С. Пушкин

СТАНСЫ

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.


Но правдой он привлек сердца,

Но нравы укротил наукой,

И был от буйного стрельца

Пред ним отличен Долгорукой.


Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.


То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.


Семейным сходством будь же горд;

Во всём будь пращуру подобен:

Как он, неукротим и твёрд,

И памятью, как он, незлобен.


А8. К какому русскому царю обращены «Стансы» А. С. Пушкина?

1) Ивану IV 2) Александру I 3) Николаю I 4) Павлу


А9. Какое основное чувство руководило поэтом, когда он решил обратиться к русскому императору?

1) Любовь 2) Надежда 3) Негодование 4) Раболепие


А10. Какая важная заслуга Петра перед отечеством упоминается в стихо­творении?

1) Строительство Петербурга 3) Введение новой формы для дворян

2) Создание русского флота 4) Смело сеял просвещенье


А11. Какое определение Петра, данное А. С. Пушкиным, наиболее точно говорит о его деятельности?

1) «Академик» 2) «Вечный работник» 3) «Мореплаватель» 4) «Пращур»


А12. Определи основное настроение этого стихотворения.

1) Восхищение 2) Печаль 3) Пафосность, возвышенность 4) Оптимизм


А13. По какой причине Петр смог так много сделать для России?

1) Он знал ее предназначенье 3) Петр надеялся на умных людей

2) Петр ценил русский народ 4) Петр верил в силу и мощь России


А14. На чем основывает поэт свою надежду на лучшее будущее, связанное с царствованием нового императора?

1) На любви царя к народу 3) На уподоблении лучших качеств нового императора качествам Петра

2) На том, что царь молод 4) На том, что царь Николай I — образованный человек


При выполнении заданий В6—В12 дай связные ответы на поставленные вопросы.


В6. Каков основной смысл стихотворения?


В7. Зачем А. С. Пушкин обращается в стихотворении к образу Петра?


В8. Какой особенностью отличается каждая строфа стансов?


В9. С какой целью в литературе использовались стансы?


В10. Дай определение жанру стансов.


В11. Какие качества царя Николая I для поэта становятся самыми главными?


Ответы

Часть 1


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

3

2

3

3

2

1

3

В1

Петр был очень молод, неопытен. Встреча с Зуриным произвела на него сильное впечатление. Он проиграл сто рублей, напился и вернулся к Савельичу в неприглядном виде. Петруша впер­вые вырвался на свободу и решил делать так, как ему хочется. А. С. Пушкин об этом написал: «... вел себя как мальчишка, вы­рвавшийся на волю».

В2

Петр в данной ситуации не хочет показать своего стыда. Он ве­дет себя как барин, крепостник, которому должен подчиниться Савельич. Чувство долга перед Зуриным заставляет Петра вести себя грубо со слугой, хотя в душе он искренне переживает из-за того, что проиграл сто рублей.

В3

Поскольку автор рассказывает о судьбе человека, он не может обойти вниманием важный период жизни его становления. Этот период как раз и посвящен воспитанию недоросля, какое было присуще в данную эпоху многим семьям. Обычным было привлечение к воспитанию иностранцев, которые должны были учить ребенка грамоте, знанию языков, различным наукам. Как часто оказывалось, такие гувернеры не были сильны в проблемах воспитания и обучения, приходили жить в семьи, вели праздную жизнь. То, что после изгнания мосье Бопре Петра вернули на руки стремянному Савельичу, тоже распространенный факт. Часто крепостные люди занимались воспитанием барского ребенка, что не могло не отразиться на судьбе молодого человека.

В4

Эта глава позволяет увидеть начальный этап становления главного героя, знакомит с семьей Петра Гринева, дает возможность увидеть его в первые дни пути на военную службу. Читатель видит, как герой совершает первые ошибки, знакомится с отношениями барина и крепостного Савельича.

В5

Рассказчиком событий является главный герой повести «Капитанская дочка» Петр Андреевич Гринев.

С1

Жанр этого произведения — повесть. Повесть — это эпическое произведение, близкое к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшим количеством героев и событий; действие повести по сравнению с действием романа более ограничено во времени и пространстве.

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

3

2

4

2

4

1

3

В6

Поэт считает, что новое царствование должно возродить петровские традиции, он высказывает мысль о переменах к лучшему.

В7

А. С. Пушкин называет сами достоинства, восхищается ими. Он наде­ется, что и новый император Николай I возьмет самое лучшее из дос­тижений своего пращура и возродит Россию. Поэт говорит о том, что Петр — «То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник ».

В8

Каждая строфа стансов (в обоих случаях это катрен с перекрестной рифмой) — представляет собой законченное смысловое и синтаксиче­ское целое. Все строфы в конце завершаются точкой.

В9

Стансы использовались для воспевания сильных мира сего.

В10

Стансы — лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, состав­ляющих стансы, выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм» не повторяющихся в других строфах. Эти условия построения стансов на­шли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой».

В11

А. С. Пушкин хочет видеть царя неутомимым и твердым, а также, как Петр I, Николай I должен быть «памятью... незлобен».