СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Провокации на уроке и как обезоружить провокатора.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта информация поможет Вам противостоять провокациям подростков на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Провокации на уроке и как обезоружить провокатора.»

Провокации на уроке и как обезоружить провокатора.

Провокации в поведении подростков

Провокация - это действие или цепочка действий, которые призваны вызвать предсказуемую ответную реакцию.

Рассмотрим типы поведения, которое следует относить к провокационному:

Провокационное поведение совершается в социуме, в одиночестве ребенок так не делает, а если и совершает нечто, находясь один, то не скрывает это, а подстраивает обстоятельства таким образом, чтобы действие было замечено другими. Например, на завтраке раскидывает посуду.

Активно, целенаправленно, произвольно. Часто это можно ощутить по несомненному внутреннему пониманию, что это поведение могло бы не произойти и осуществлено «непонятно зачем». Например, ученик не достает тетрадь, сидит за пустой партой.

Чек-лист

Ребенок-провокатор:

проверяет, может ли он изменить какое-то правило;

ищет помощи или сочувствия;

формирует собственную цель в ситуации, которая для него бессмысленна

Содержит оттенок неспонтанности, неестественности. Подросток прилагает усилия, чтобы подавить или утрировать естественные реакции; создает специальные условия и обстоятельства. Например, слишком громко смеется или подчеркнуто скучает. Формирует вызывающий имидж, сидит в наушниках на уроке.

По своей интенсивности и содержанию отличается от типичного, содержит вызов. Школьник нарушает запреты и правила, взламывает табу, помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию. Например, признается в любви уборщице.

Подводит другого человека к каким-то реакциям или результатам. Может быть ориентировано на многие цели, но одна из них обязательно лежит в эмоциональной плоскости: получить от партнера по общению какие-то чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, вскакивает на уроке и начинает танцевать; комментирует действия впереди сидящей одноклассницы до тех пор, пока та не закричит в ответ.

О чем сигнализирует провокация

Провокация исполняет сложные психологические функции. Она всегда кому-то нужна, оказывает на кого-то влияние, сигнализирует о неудовлетворенной потребности, позволяет что-то получить.

Провокация - это «щуп». Кто передо мной? Тот, кого провоцируют, вызывает интерес, он значим, и провокатор своими действиями собирает информацию о нем. Провокация в этом смысле заменяет расспросы: что вы за человек? К какой категории вас отнести? Вы добрый или злой? Жесткий или мягкий? Реагируете на форму или на содержание?

Проверка: пойдете ли вы в ответ на провокацию ожидаемым путем. Вами можно управлять? Вы уступите? Сможете сказать «стоп»? Где ваши границы? Вас можно заставить переменить мнение?

Внимание

Провокации, которые возникают у ребенка в контактах с любыми взрослыми, свидетельствуют о дисфункциональных детско-родительских отношениях

Сделка: вам - провокацию, вы - внимание. Каждый участник взаимодействия, содержащего провокацию, получает какую-то выгоду. Наличие в классе не закрывающего рот шутника может позволить учителю «законно» отказаться от объяснения материала и отвести душу в бесполезной схватке; истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она при его обычном поведении себе не разрешает - не вести его на занятие, купить что-то, шлепнуть.

Переключатель. Провокация может быть единственным доступным на данный момент ребенку способом повлиять на ситуацию, привести ее к какому-то результату. Чаще всего провокатор хочет изменить ситуацию, не заявляя об этом желании прямо. Например, демонстрируемая скука как способ воздействовать на педагогические приемы учителя или содержание урока. Или же провокатор стремится запретить изменения, оставить все как было. Например, не дать учительнице заниматься с классом, провоцируя своим очевидно непослушным поведением ее внимание к себе.

Спасение. Провокатор избавляет самого себя или значимого человека от непереносимых чувств. Например, нарушение тишины в классе как способ совладать с тревогой, возникшей в результате личного опыта, когда «тишина дома ничего хорошего не значит». Или мелкие домашние кражи как способ отвлечь мать от проблем с мужем или на работе, вызвав у нее родительскую тревогу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Советы педагогу

Запомните - ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить. Происходит это в определенных ситуациях: устал; скучает; не справляется; чувствует себя некомпетентным, но высказаться хочет; хочет отвлечься от негативных переживаний.

Чтобы минимизировать такие ситуации, придерживайтесь правила: хороший урок - это структура и диалог. Начинайте и заканчивайте урок вовремя, будьте последовательны в своих требованиях и оценках, соблюдайте профессиональную этику, говорите по делу, ведите урок в максимально возможном темпе, ясно озвучивайте этапы урока, их цели и результаты; отвечайте на вопросы учеников.

Учитывайте, что на работу и размышление подростков больше всего мотивирует возможность высказать собственное мнение. Если они не смогут делать это по поводу материала урока, некоторые из них станут провокаторами.

Как выстроить работу с ребенком-провокатором

Рассмотрим алгоритм работы с ребенком-провокатором.

Поймите, какие условия выступают средой для провокационного поведения:

Насколько оно постоянно?

Оно есть всегда, ежедневно, на каждом уроке, в отношениях с каждым педагогом? Вероятнее всего, это сигнал об обобщенном отношении к взрослым.

Только в присутствии определенных ровесников? Это способ выстоять в данной компании, единственная ниша, которую этот ребенок считает возможным

и важным занять.

В ответ на конкретное поведение в свой адрес, например, безучастность, неучет интересов, невнимание к обновке?

Что делают в ответ люди (ровесники, взрослый), в присутствии которых это происходит?

Составьте схему ситуации, в которой провокация ожидаема: на уроке, где границы дозволенного достаточно гибкие и зависят от настроения учителя, в присутствии минимум двух членов неформальной группы или ровесников противоположного пола, при невысоком темпе занятия; каждый раз, когда получает низкую оценку.

Узнайте, кто поддерживает провокационное поведение. Важно выяснить, какова реальная роль второго участника провокационного поведения - взрослого или ровесника, которому оно адресовано, - в его возникновении и устойчивости. Если провокации возникают в контактах с любыми взрослыми, их можно рассматривать как свидетельство глубоко и длительно дисфункциональных детско-родительских отношений, ущемленных значимых потребностей. Такое поведение свойственно неоднократно убеждавшимся во враждебности значимых взрослых детям, например, выходцам из социально неблагополучных семей, жертвам насилия. Если же провокация направлена на конкретное лицо, то очевидно, что адресат делает нечто, что подкрепляет провокацию. Хорошим итогом этой части работы будет ответ на вопрос: что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него? Адресат провокации что-то разрешает? Отказывается от своей цели? А отвлекается от Б и начинает взаимодействовать с В? Вариантов ответов много, найдите истинный.


Найдите выгоды, которые получают участники. Что получает каждый? Что каждый делает в условиях, когда провокация возникла? Выгода ребенка-провокатора может состоять, например, в том, чтобы не делать скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию, войти в неформальную группу. Выгода учителя - выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься «трудным» ребенком; не делать надоевшую работу, получить небольшое разнообразие, повысить авторитет у учеников, прослыв у них «своей».

Исследуйте возможности получения желаемой выгоды провокаций. Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией? Что ребенок может сделать, если не будет провоцировать? Каким будет урок, если никто из учеников не произнесет ни звука не по делу? Может ли учитель усовершенствовать свои педагогические приемы, разбавив монотонный монолог живым общением, без того, чтобы задние парты вызвали его бешенство?

Чтобы понять, как работать с ребенком-провокатором, используйте концепцию четырех ошибочных целей детского поведения (Р. Дрейкурс). Согласно этой идее о неосознаваемых целях ребенка свидетельствуют чувства, которые возникают у взрослого в ответ на детские поступки. Раздражение взрослого - сигнал о потребности ребенка во внимании, его нежелание чувствовать себя пустым местом. Гнев - показатель проверки на прочность, поединка, борьбы за власть по типу «ты мне ничего не сделаешь». Обида - следствие детской мести, ответа на прежде нанесенную рану. Жалость и беспомощность по отношению к детской проблеме - показатель скрытой мотивации ребенка избежать неудач.






Приложение

Памятка


«Основные рекомендации педагогам по преодолению
провокационного поведения»

Если вы столкнулись с провокацией, оставайтесь в рамках профессиональной позиции. Вы - взрослый человек на работе, который осознает собственные профес­сиональные цели и замыслы. Сохраняйте профессиональную лексику и имидж, держите в уме поставленную на урок задачу.

Реагируйте немедленно. Не ждите, когда вас выведут из себя. Придерживайтесь «правил горячий плиты» Дугласа Мак-Грегори: реагируйте как горячая плита на прикосновение к ней - с первого же раза, немедленно, сразу ясно и сильно, оди­наково на всех.

Коротко, немногословно, однозначно выскажетесь о своих реальных чувствах («сер­жусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать», «я не хочу на это отвлекаться») и перейдите к делу.

Не тягайтесь в остроумии с провокатором, не переругивайтесь, не переходите на личности, не задавайте риторических вопросов.

Не накладывайте запрет на поведение, которое выступает в качестве прово­кации, а задайте к нему вопросы:

Ты устал?

Ты злишься?

Тебе не хочется это делать?

Ты хотел бы скорее закончить?

Не получается?

Тебе хочется высказаться?

Ты не согласен?

Если провокатор - шутник, то реагируйте только на первую шутку.

Поощряйте здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием, выслушиванием мнения, мягким тоном; присвоением жетона (значка, плюсика, штампа в тетрадке) как символа достижения, оценкой, возможностью заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.

Ребенку-провокатору всегда нужно большее количество социальных контактов. Используйте все возможности, чтобы включить его в урочную и внеурочную активность класса. Чаще вызывайте к доске, проверяйте тетрадь. Будьте объективны в оценивании.

Если провокации возникают часто, то надо повысить темп занятия, дать персо­нальное задание провокатору, переключить внимание класса на другую работу или другой диалог (лучше с популярным в классе ребенком).

Используйте правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».

Проверьте соотношение собственных реакций на здоровое и провокационное поведение Может быть, вы игнорируете все здоровое поведение, а эмоциональная реакция бывает только в ответ на провокацию, что формирует у ребенка желание получить от учителя хоть какую-то обратную связь - это поиск негативного внимания.

Попробуйте понять, есть ли в вас что-то, что стимулирует провокацию. Особенно интенсивным провокациям подвергаются: молодые специалисты; педагоги, которые допускают имиджевые ошибки; педагоги с непоследовательным поведением и оце­ниванием; внешне безэмоциональные, холодные педагоги.

Проанализируйте урок с точки зрения учащихся: есть ли такие этапы урока, когда ученики вынуждены действовать, не имея собственной цели? Это ведет к пере­живанию школьной скуки и к провокациям как попытке развлечься.

Обсудите ситуацию с педагогом-психологом.