Просмотр содержимого документа
«Проза Великой Отечественной войны.»
Литература Великой Отечественной войны.
Военная проза
Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп.
- К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны.
- Ко второй группе – произведения о войне, написанные после войны участниками или очевидцами военных событий.
- К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками ВОв или людьми, которые родились уже в послевоенное время.
Произведения о войне 1941 – 1945 годов
- Произведения о войне 1941 – 1945 годов создаются и в наши дни. Для них характерно, с одной стороны, стремление объективно оценить и представить события, с другой – желание переосмыслить их, увидеть по-новому.
Военная проза военных и послевоенных лет
- В военные годы создавалось большое число поэтических произведений, посвященных войне. Их главная цель – поддержать народ и призвать его на защиту Родины.
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит, -
пишет А. Ахматова в 1941 году.
Хронология прозы о войне
1943 –1969 – Шолохов Михаил «Они сражались за Родину»;
1945, 1951 – Фадеев Александр «Молодая гвардия»;
1946 – Симонов Константин «Солдатами не рождаются»; Некрасов Виктор «В окопах Сталинграда»;
1946 – Полевой Борис «Повесть о настоящем человеке»; Платонов Андрей «Возвращение»;
1956 – Шолохов Михаил «Судьба человека»;
1957 – Бондарев Юрий «Батальоны просят огня»;
1963 – Воробьев Константин «Убиты под Москвой»; Смирнов Сергей «Брестская крепость»,
1968 – Васильев Борис «А зори здесь тихие…»;
1969 – Носов Евгений «Красное вино победы»; Бондарев Юрий «Горячий снег»;
1972 – Быков Василь « Обелиск», «Дожить до рассвета»;
1979 – Бакланов Георгий « Навеки – девятнадцатилетние».
Берргольц Ольга Федоровна (1910-1975), русская писательница.
В блокадном Ленинграде
- Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. Поэма «Февральский дневник» (1942) о мужестве ленинградцев принесла ей широкую известность; поэма «Твой путь» (1945) эту известность упрочила.
Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»
- В 1946 году появилось произведение – без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть В. Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья.
- «В окопах Сталинграда» — первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае.
- К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
Гуманистический пафос послевоенных произведений о войне
- Следующая веха в движении военной темы – рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, — это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире — нового большого этапа в развитии литературы.
Васильев Борис Львович
- ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) - трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) - социально-нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).
Юрий Васильевич Бондарев
- БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983).
- Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) — война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) — осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» (1981-1987). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», 1970-1972).
Писатели «второй войны»
Самые достоверные произведения о войне создали В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с фашизмом.
В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усиливался трагический акцент в изображении войны.
«А зори здесь тихие» - одно из любимых произведений о войне
На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость.
Заключение
- Книги о войне привлекают нас не только потому, что в них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение писателя К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на войне».