ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная)школа-интернат»
ДОКЛАД
Психологическая коррекция негативных психических состояний (дидактогений) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Выполнила: воспитатель Кожина О.А.
Борзя 2020г.
Психологическая коррекция негативных психических состояний (дидактогений) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Обучение человека всегда связано с трудностями и возникающими в связи с этим переживаниями субъектов образовательной среды учащегося-воспитанника и педагога-учителя. Приобретение учащимся знаний, навыков и умений часто сопровождается успехами и неудачами, которые оцениваются окружающими неоднозначно, что имеет свои последствия для субъекта учения. Так или иначе, учебно-воспитательный процесс несет в себе противоречивые ощущения для субъектов образовательной среды, и именно с ними связано развитие у учащегося и у педагога состояний, которые можно квалифицировать как дидактогению. Изъяны педагогического процесса являются располагающими факторами в развитии дидактогении у субъектов учения, а педагог в этом процессе может являться как фрустратором конфликта, так и его участником потерпевшим, когда применяемые им методы воспитания наносят вред не только воспитаннику, но и ему самому. Готов ли педагог признать свои ошибки, может ли он согласиться с тем, что применяемые им методы коррекции поведения обучающегося были не совсем правильными, насколько адекватным он остается в ситуации конфликта? Следовательно, если рассматривать дидактогению как результат "некорректного", "неэтичного" применения педагогом средств обучения и воспитания, то можно предположить, что в развитии дидактогении в большинстве случаев присутствует человеческий фактор, а именно то, как складываются взаимоотношения между педагогом и учащимся.
Термин "дидактогения" в отечественной психиатрии и клинической психологии появился относительно недавно. В педагогической среде данный термин применяется сравнительно редко, поскольку педагоги далеко не сразу готовы принять факт того, что заболевание их воспитанников может быть обусловлено "не совсем правильными методами педагогического воздействия". Педагоги также не готовы признать и факт конфликтных ситуаций, которые приводят к дидактогении. С психологической точки зрения, конфликты в условиях образовательной среды могут возникать как между самими обучающимися, так и между учащимся и педагогом.
Итак, дидактогения – это деструктивное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога), отрицательно сказывающееся на деятельности ученика и межличностных отношениях.
Очень часто педагоги так увлечены своими профессиональными приемами, что забывают о психологическом климате на уроке, который они обязаны создать для получения желаемого результата. Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает учителя, творчества и качества обучения нам не дождаться. От того, какая атмосфера создана учителем на уроке, зависит успех урока в целом. Психологический климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и др. членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Немаловажное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Давая оценку, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на пьедестале своих достижений. Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.
Обучение в школе, познание – это открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность, тревожность. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога характеризуется ощущениями: напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Понятие тревоги в психологию было введено З. Фрейдом.
Термин «дидактогенная (школьная) тревожность» используют для того, чтобы указать, что тревога, страх ребенка вызваны непосредственно системой обучения (или более узко – отношением к ребенку педагога, поведением учителя). Дидактогенная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
В качестве факторов риска формирования и закрепления дидактогеной тревожности традиционно выделяют следующие:
- учебные перегрузки;
- неспособность ученика справиться со школьной программой;
- смена школьного коллектива;
- неадекватные ожидания со стороны родителей;
- регулярные оценочно-экзаменационные ситуации;
- неблагоприятные отношения с педагогом.
Работа с дидактогенной тревожностью детей с ОВЗ предполагает несколько этапов. На первом (психодиагностическом) этапе необходимо выявить детей, для которых характерна повышенная дидактогенная тревожность. По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся «группы риска», которые характеризуются повышенной школьной тревожностью. Далее необходимо провести углубленную психодиагностику уровня дидактогенной тревожности; провести консультации со взрослыми для сбора дополнительных данных об «эмоциональном статусе» ребенка; провести коррекционно-развивающую работу (в индивидуальной или групповой форме); осуществить итоговую диагностику уровня тревожности, учащихся, позволяющую оценить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Наиболее распространенные методы диагностики дидактогенной тревожности:
- наблюдение за поведением учащихся в школе;
- диагностика дидактогенной тревожности А. М. Прихожан (1-3 кл.);
- тест школьной тревожности Филлипса (4-7 кл.);
- шкала тревожности (7-11 кл.);
- проективные и психосемантические методы (незаконченные предложения, рисунки и т. д.)
Результатом дидактогений могут быть и неврозы. Неврозы у детей и подростков – самый распространенный вид нервно-психической патологии. На сегодняшний день существует более 20-ти разновидностей этого заболевания: истерический невроз, невроз навязчивых состояний, профессиональный, детский и подростковые неврозы. Невроз – это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека. Основной признак невроза – это наличие неосознаваемого внутри личностного конфликта. Одним из ведущих клинических проявлений при неврозах является страх. Высокие показатели имеют страхи: болезни, одиночества, смерти, опоздания, нападения. В качестве одной из базовых методик диагностики дидактогенных неврозов в настоящее время является Шкала невротизации. Причинами невроза чаще всего становится нервное и психическое истощение, вызванное чрезмерно напряженным графиком работы, хроническим стрессом, постоянным недосыпанием и отсутствием отдыха.
Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть, что неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения,
недостаток свободного времени для реализации личных потребностей,
конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.
Проявления невроза:
- астения (повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние физической слабости, снижение трудоспособности, памяти, внимания);
- повышенная возбудимость, неустойчивость настроения, раздражительность;
- чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету;
- частые головные боли, слабость, головокружения;
- нарушение сна с плохим засыпанием и пробуждением в середине ночи;
- навязчивые мысли, действия, воспоминания, сомнения, размышления.
Справиться с этими неприятными проявлениями помогают антидепрессанты, транквилизаторы, препараты, обладающие седативным эффектом и стабилизирующие настроение.
Среди немедикаментозных методов для устранения невроза считаются самыми эффективными фототерапия (лечение светом) и гипноз, цвето- и музыкотерапия, аутогенная тренировка, дыхательные гимнастики, ароматерапия, БОС-терапия, песочная терапия, арт-терапия и др.
Арт-терапия – это область, которая использует невербальный язык для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и чувственного опыта. К практическим упражнениям арт-терапии относятся: групповая мандала, спонтанные образы, групповая история и др.