СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психические расстройства в детском возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский возраст – от рождения до юношества – включает столько различных отличающихся друг от друга психологических миров с разнообразием оттенков эмоциональной жизни и познания, что делает детство не похожим не на один возрастной период зрелого человека.

Просмотр содержимого документа
«Психические расстройства в детском возрасте»

Психические расстройства в детском возрасте Подготовили : Студентки  группы  2  ИНК Бахметьева  Елена Карапетян  Лилит

Психические расстройства в детском возрасте

Подготовили :

Студентки группы 2 ИНК

Бахметьева Елена

Карапетян Лилит

 Детский  возраст – от  рождения до юношества  –  включает  столько  различных отличающихся друг  от  друга  психологических миров с разнообразием оттенков эмоциональной жизни и познания, что делает  детство  не  похожим не на один возрастной период зрелого человека . Возрастные  градации: 1) младенческий возраст 0 – 1 год; 2) ранний возраст 1 – 3 года; 3) дошкольный возраст 4 – 6 лет; 4) младший школьный возраст 7 – 11 лет; 5) подростковый возраст 12 – 17 лет; 6) юношеский возраст 18 – 21 год.

Детский возраст – от рождения до юношества – включает столько различных отличающихся друг от друга психологических миров с разнообразием оттенков эмоциональной жизни и познания, что делает детство не похожим не на один возрастной период зрелого человека .

Возрастные градации:

  • 1) младенческий возраст 0 – 1 год;
  • 2) ранний возраст 1 – 3 года;
  • 3) дошкольный возраст 4 – 6 лет;
  • 4) младший школьный возраст 7 – 11 лет;
  • 5) подростковый возраст 12 – 17 лет;
  • 6) юношеский возраст 18 – 21 год.
 Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные  кризы (кризисы ). Общими особенностями возрастных кризовых периодов детства являются: изменение системы связей ребёнка с окружающими, трудновоспитуемость, негативизм, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость .  Границы возрастных кризисов условны и зависят как от индивидуального темпа созревания ребёнка, так и от социальных условий его развития. Кроме того, возраст начала кризовых периодов во многом зависит от всемирных периодов акселерации(ускорения) и ретардации(замедления) детского развития, причины которых всё ещё недостаточно ясны.

Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризы (кризисы ). Общими особенностями возрастных кризовых периодов детства являются: изменение системы связей ребёнка с окружающими, трудновоспитуемость, негативизм, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость .

Границы возрастных кризисов условны и зависят как от индивидуального темпа созревания ребёнка, так и от социальных условий его развития. Кроме того, возраст начала кризовых периодов во многом зависит от всемирных периодов акселерации(ускорения) и ретардации(замедления) детского развития, причины которых всё ещё недостаточно ясны.

 Первый возрастной криз: Формирование самосознания; Вычленение себя из окружающего мира; Обозначения себя в первом лице – Я; Выделение и отстаивание своих желаний и замыслов; Стремление действовать самостоятельно; Обострённая реакция на замечания и запрет; Негативизм ребёнка по отношению к взрослым; Защита своей независимости.  Первый возрастной криз считается «опасным» возрастом в отношении начала невротического развития личности и возникновения первых признаков психических заболеваний.

Первый возрастной криз:

  • Формирование самосознания;
  • Вычленение себя из окружающего мира;
  • Обозначения себя в первом лице – Я;
  • Выделение и отстаивание своих желаний и замыслов;
  • Стремление действовать самостоятельно;
  • Обострённая реакция на замечания и запрет;
  • Негативизм ребёнка по отношению к взрослым;
  • Защита своей независимости.

Первый возрастной криз считается «опасным» возрастом в отношении начала невротического развития личности и возникновения первых признаков психических заболеваний.

 Второй возрастной криз возникает на переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту 6 ,7 – 8 лет в зависимости от того, когда ребёнок поступает в начальную школу. Особенности: Утрата непосредственности; Возникновение неестественного поведения; Прогнозирование своего успеха или неуспеха; Ориентация на систему норм и правил; Эмоциональная неустойчивость; Игнорирование требований взрослых.

Второй возрастной криз возникает на переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту 6 ,7 – 8 лет в зависимости от того, когда ребёнок поступает в начальную школу.

Особенности:

  • Утрата непосредственности;
  • Возникновение неестественного поведения;
  • Прогнозирование своего успеха или неуспеха;
  • Ориентация на систему норм и правил;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Игнорирование требований взрослых.
Психические расстройства младенческого возраста: 1) Саматовегетативные нарушения:  -нарушения пищевого поведения;  -снижение веса;  -анорексия;  -нарушения в отдельных органах и системах (система дыхания,кишечные колики, энурез, экопрез и др.) 2) Двигательные нарушения:  -тики;  -двигательная расторможенность;  -двигательные «бури»;  -обездвиженность;  -стереотипные движения. 3) Эмоциональные нарушения проявляются в виде страхов. 4) Нарушения поведения выступают в форме утраты ранее приобретённых навыков макросоциального поведения, моторных и речи, а также выступающих в различной форме состояний протеста.

Психические расстройства младенческого возраста:

1) Саматовегетативные нарушения:

-нарушения пищевого поведения;

-снижение веса;

-анорексия;

-нарушения в отдельных органах и системах (система дыхания,кишечные колики, энурез, экопрез и др.)

2) Двигательные нарушения:

-тики;

-двигательная расторможенность;

-двигательные «бури»;

-обездвиженность;

-стереотипные движения.

3) Эмоциональные нарушения проявляются в виде страхов.

4) Нарушения поведения выступают в форме утраты ранее приобретённых навыков макросоциального поведения, моторных и речи, а также выступающих в различной форме состояний протеста.

Расстройства в младшем дошкольном возрасте:   1) Боязливость;  2) Приступообразный плачь;  3) Ночные ужасы;  4) Симптомы «замещения»;  5) Аутоагрессия;  6) Несложные соматические жалобы;  7) Тики;  8) Энурез/ энкопрез;  9) Возвращение к более простым формам игры;  10) Патологическое фантазировапние в виде игрового перевоплощения. И др.

Расстройства в младшем дошкольном возрасте:

1) Боязливость;

2) Приступообразный плачь;

3) Ночные ужасы;

4) Симптомы «замещения»;

5) Аутоагрессия;

6) Несложные соматические жалобы;

7) Тики;

8) Энурез/ энкопрез;

9) Возвращение к более простым формам игры;

10) Патологическое фантазировапние в виде игрового перевоплощения.

И др.

Расстройства в старшем дошкольном возрасте:  1)Конкретизация страха;  2)Появление тревоги;  3)Усложнение соматических жалоб и патологического фантазирования;  4)Снижение побуждений;  5)Мыслительные навязчивости;  6)Появление защитных действий, агрессивность.

Расстройства в старшем дошкольном возрасте:

1)Конкретизация страха;

2)Появление тревоги;

3)Усложнение соматических жалоб и патологического фантазирования;

4)Снижение побуждений;

5)Мыслительные навязчивости;

6)Появление защитных действий, агрессивность.

Расстройства в младшем школьном возрасте: 1)Массивные идеаторные расстройства; 2)Падение успеваемости; 3) «Школьная фобия»; 4) Снижение побуждений; 5) Приступы раздражительности и злости; 6) Истераформные реакции; 7) Пышные соматические расстройства.

Расстройства в младшем школьном возрасте:

1)Массивные идеаторные расстройства;

2)Падение успеваемости;

3) «Школьная фобия»;

4) Снижение побуждений;

5) Приступы раздражительности и злости;

6) Истераформные реакции;

7) Пышные соматические расстройства.

Наиболее распространённые расстройства в деском возрасте: Боязливость- склонность к быстрому возникновению аффекта страха. Боязливость проявляется двумя основными направлениями:  - как свойство патологической личности (аутистической, невропатической, постпроцессуальной, дисгармонической), в основном характерное для маленьких детей, чаще всего в младшем дошкольном возрасте;  - как один из симптомов психотического состояния в детском и подростковом возрасте, отмечающихся в преддверии психоза или на всём его протяжении. В этом случае страх отличается тотальной нелепостью

Наиболее распространённые расстройства в деском возрасте:

Боязливость- склонность к быстрому возникновению аффекта страха.

Боязливость проявляется двумя основными направлениями:

- как свойство патологической личности (аутистической, невропатической, постпроцессуальной, дисгармонической), в основном характерное для маленьких детей, чаще всего в младшем дошкольном возрасте;

- как один из симптомов психотического состояния в детском и подростковом возрасте, отмечающихся в преддверии психоза или на всём его протяжении. В этом случае страх отличается тотальной нелепостью

Страх представляет собой насыщенный аффект с чувством внутренней напряжённости, переживание угрозы, ожиданием угрожающих событий, представляющих опасность для жизни, физического и психического здоровья или несущих боль.

Страх в детском возрасте имеет множество неоднозначных вариантов:

-усиление обычных характерных для этого возраста страхов – темноты, животных, врачей и тд.

-страх связанный с переживание угрозы физического исчезновения, часто сопровождающийся пристуообразнро возникающими болями, мучительными ощущениями в теле, психомоторным беспокойством;

-глобальный страх (гибель мира, всех людей, атомная война, конец света);

-страх перед будущим – будущей жизнью или смертью, нередко возникающей в виде очередных эпизодов боязни со слезами и множеством вопросов о жизни, смерти, смысле жизни;

-страх с характерным для детского возраста транзитивизмом («передачей» своих страхов другому человеку), при котором на первый план выступают переживания не за свои жизнь и здоровье, а родителей

-страх с нелепой, вычурной фабулой, часто сопровождающийся появление защитных действий;

-аморфных, приближающийся по своим проявлениям к бредовому настроению

Ночные страхи, или ночные ужасы представляют собой приступы интенсивного страха, отмечающиеся в период сна, обычно через 1,5-2- часа после того как ребёнок заснёт. Утром как правило ребенок не помнит о ночных эпизодах страха. Приступ чаще всего сопровождается разнообразной симптоматикой – дрожанием, бледностью, повышенным потоотделением, снижением температуры, учащенным пульсом . У большинства детей отмечаются единичные приступы, возникающие в основном под влиянием дополнительных провоцирующих факторов. Отмечается связь эпизодов ночных страхов с нарушением внешнего дыхания в период сна: у многих детей приступы ночного страха прекращаются после удаления аденоидов. Некоторые приступы ночных ужасов приходится дифференцировать с эпилептическими приступами. На ЭЭГ в период парциального эпилептического периода обычно регистрируется эпилептическая активность, локальная эпилептическая активность выявляется и в межприступных периодах, особенно в начале сна.

Ночные страхи, или ночные ужасы представляют собой приступы интенсивного страха, отмечающиеся в период сна, обычно через 1,5-2- часа после того как ребёнок заснёт. Утром как правило ребенок не помнит о ночных эпизодах страха. Приступ чаще всего сопровождается разнообразной симптоматикой – дрожанием, бледностью, повышенным потоотделением, снижением температуры, учащенным пульсом . У большинства детей отмечаются единичные приступы, возникающие в основном под влиянием дополнительных провоцирующих факторов.

Отмечается связь эпизодов ночных страхов с нарушением внешнего дыхания в период сна: у многих детей приступы ночного страха прекращаются после удаления аденоидов.

Некоторые приступы ночных ужасов приходится дифференцировать с эпилептическими приступами. На ЭЭГ в период парциального эпилептического периода обычно регистрируется эпилептическая активность, локальная эпилептическая активность выявляется и в межприступных периодах, особенно в начале сна.

Двигательное возбуждение , характеризующееся чрезмерным количеством движений, часто их беспорядочностью, метанием из стороны в сторону; ребенок хватает и бросает падающие в поле зрения предметы, кричит, хохочет или рыдает, выкрикивает слова, не реагируя на попытки его успокоить. Двигательное возбуждение возникает в детском возрасте в рамках различных состояний: депрессивных \ маниакальных , при психозах, сопровождающихся выраженным страхом или тревогой, реактивных состояниях, в том числе аффетивно-шоковых или истерических психозах, органических поражениях головного мозга, наиболее часто – как истероформия реакция в ситуациях отказа, деривации и т.п.

Двигательное возбуждение , характеризующееся чрезмерным количеством движений, часто их беспорядочностью, метанием из стороны в сторону; ребенок хватает и бросает падающие в поле зрения предметы, кричит, хохочет или рыдает, выкрикивает слова, не реагируя на попытки его успокоить.

Двигательное возбуждение возникает в детском возрасте в рамках различных состояний: депрессивных \ маниакальных , при психозах, сопровождающихся выраженным страхом или тревогой, реактивных состояниях, в том числе аффетивно-шоковых или истерических психозах, органических поражениях головного мозга, наиболее часто – как истероформия реакция в ситуациях отказа, деривации и т.п.

Тики  – неожиданно возникающие, повторяющиеся, непроизвольные мышечные сокращения в определенных группах мышц, склонные к длительному сохранению. Чаще всего тики в детском возрасте проявляются в учащённом мигании, нахмуривании лба, подёргивании головой и плечами, шмыганье носом, а при присоединении вокализации – в фырканье, кряхтение, покашливание, выкрикивание отдельных звуков, слогов. Тики исчезают во время сна, учащаются и усиливаются во время утомления, эмоциональных переживаниях, соматических болезнях

Тики – неожиданно возникающие, повторяющиеся, непроизвольные мышечные сокращения в определенных группах мышц, склонные к длительному сохранению. Чаще всего тики в детском возрасте проявляются в учащённом мигании, нахмуривании лба, подёргивании головой и плечами, шмыганье носом, а при присоединении вокализации – в фырканье, кряхтение, покашливание, выкрикивание отдельных звуков, слогов. Тики исчезают во время сна, учащаются и усиливаются во время утомления, эмоциональных переживаниях, соматических болезнях

Заикание – нарушение вокализации в виде запинок и нарушения ритма, темпа и плавности речи. Нередко отмечаются сопутствующие движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Страх речи усиливает и фиксирует заикание .

Заикание – нарушение вокализации в виде запинок и нарушения ритма, темпа и плавности речи. Нередко отмечаются сопутствующие движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Страх речи усиливает и фиксирует заикание .

Мутизм , то есть полное или частичное отсутствие речевого общения при сохранении возможности говорить и понимать обращенную речь, возникает в рамках различных психологических синдромов (депрессией, аутизма, психозов и т.д), а также при тяжелых неврологических заболеваниях. Однако наиболее часто является психогенное происхождение мутизма как реакиции на разлуку, обиду собственную несостоятельность и т.д.

Мутизм , то есть полное или частичное отсутствие речевого общения при сохранении возможности говорить и понимать обращенную речь, возникает в рамках различных психологических синдромов (депрессией, аутизма, психозов и т.д), а также при тяжелых неврологических заболеваниях. Однако наиболее часто является психогенное происхождение мутизма как реакиции на разлуку, обиду собственную несостоятельность и т.д.

Навязчивые расстройства ( движения, действия, мысли. Страхи, воспоминания, вопросы, сомнения, влечения, припоминания, счет) возникают вопреки воле и желанию ребёнка. У ребёнка первых лет жизни навязчивости ограничиваются компульсиями, навязчивыми влечениями, вопросами страхами разнообразного содеражания. По мере взросления ребёнка навязчивости становятся всё более разнообразными и сложными по фабуле. Навязчивости, как правило, сопровождаются разнообразными защитными действиями цель которых заключается в нивелировке страхов (бесконечное мытье рук, смена одежды и т.д.) или ритуалами, которые представляют собой магические действия зачастую нелепого, вычурного характера для защиты от страхов.

Навязчивые расстройства ( движения, действия, мысли. Страхи, воспоминания, вопросы, сомнения, влечения, припоминания, счет) возникают вопреки воле и желанию ребёнка.

У ребёнка первых лет жизни навязчивости ограничиваются компульсиями, навязчивыми влечениями, вопросами страхами разнообразного содеражания. По мере взросления ребёнка навязчивости становятся всё более разнообразными и сложными по фабуле.

Навязчивости, как правило, сопровождаются разнообразными защитными действиями цель которых заключается в нивелировке страхов (бесконечное мытье рук, смена одежды и т.д.) или ритуалами, которые представляют собой магические действия зачастую нелепого, вычурного характера для защиты от страхов.

Энурез-  непроизвольное мочеиспускание в состоянии бодрствования или во сне. Ночной энурез чаще всего обусловлен нарушение глубины сна и изменения тонуса сфинктеров. Термин «энурез» применителен только к детям старше 2,5 лет, поскольку до этого возраста ребёнок может быть ещё физиологически неопрятен. Энкопрез – непроизвольное отхождение кала при отсутствии заболеваний спинного мозга и прямой кишки. Квалификация состояния «энкопрез» возможна только у детей старше 3-летнего ваоозраста.

Энурез- непроизвольное мочеиспускание в состоянии бодрствования или во сне. Ночной энурез чаще всего обусловлен нарушение глубины сна и изменения тонуса сфинктеров. Термин «энурез» применителен только к детям старше 2,5 лет, поскольку до этого возраста ребёнок может быть ещё физиологически неопрятен.

Энкопрез – непроизвольное отхождение кала при отсутствии заболеваний спинного мозга и прямой кишки. Квалификация состояния «энкопрез» возможна только у детей старше 3-летнего ваоозраста.

Патологическое фантазирование наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста. • Патологическое фантазирование в начале своего появления почти  не отличается от обычных фантазий ребенка, однако в дальнейшем  оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и  нередко связано с обманами чувств  • Ребенок начинает уживаться с персонажами своего  фантастического мира, в котором ему разрешается все, что в  обычной жизни ему недоступно.  • Он живет стереотипной жизнью игры, которая диаметрально  противоположна окружающей действительности.  • В своих фантазиях ребенок пытается реализовать свои  неосуществимые в реальной жизни стремления, мечтает о  могуществе, открытии неведомых стран, увлекается  изобретениями, вопросами философского характера – что такое  жизнь, время, кто такие люди и т.д.  • Утверждая (фантазируя), что он заяц или лошадка, ребенок  отказывается от обычной пищи и может требовать траву, сено,  зерно и т.п.
  • Патологическое фантазирование наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста.
  • • Патологическое фантазирование в начале своего появления почти не отличается от обычных фантазий ребенка, однако в дальнейшем оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и нередко связано с обманами чувств
  • • Ребенок начинает уживаться с персонажами своего фантастического мира, в котором ему разрешается все, что в обычной жизни ему недоступно.
  • • Он живет стереотипной жизнью игры, которая диаметрально противоположна окружающей действительности.
  • • В своих фантазиях ребенок пытается реализовать свои неосуществимые в реальной жизни стремления, мечтает о могуществе, открытии неведомых стран, увлекается изобретениями, вопросами философского характера – что такое жизнь, время, кто такие люди и т.д.
  • • Утверждая (фантазируя), что он заяц или лошадка, ребенок отказывается от обычной пищи и может требовать траву, сено, зерно и т.п.
Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.