Психические расстройства в детском возрасте
Подготовили :
Студентки группы 2 ИНК
Бахметьева Елена
Карапетян Лилит
Детский возраст – от рождения до юношества – включает столько различных отличающихся друг от друга психологических миров с разнообразием оттенков эмоциональной жизни и познания, что делает детство не похожим не на один возрастной период зрелого человека .
Возрастные градации:
- 1) младенческий возраст 0 – 1 год;
- 2) ранний возраст 1 – 3 года;
- 3) дошкольный возраст 4 – 6 лет;
- 4) младший школьный возраст 7 – 11 лет;
- 5) подростковый возраст 12 – 17 лет;
- 6) юношеский возраст 18 – 21 год.
Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризы (кризисы ). Общими особенностями возрастных кризовых периодов детства являются: изменение системы связей ребёнка с окружающими, трудновоспитуемость, негативизм, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость .
Границы возрастных кризисов условны и зависят как от индивидуального темпа созревания ребёнка, так и от социальных условий его развития. Кроме того, возраст начала кризовых периодов во многом зависит от всемирных периодов акселерации(ускорения) и ретардации(замедления) детского развития, причины которых всё ещё недостаточно ясны.
Первый возрастной криз:
- Формирование самосознания;
- Вычленение себя из окружающего мира;
- Обозначения себя в первом лице – Я;
- Выделение и отстаивание своих желаний и замыслов;
- Стремление действовать самостоятельно;
- Обострённая реакция на замечания и запрет;
- Негативизм ребёнка по отношению к взрослым;
- Защита своей независимости.
Первый возрастной криз считается «опасным» возрастом в отношении начала невротического развития личности и возникновения первых признаков психических заболеваний.
Второй возрастной криз возникает на переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту 6 ,7 – 8 лет в зависимости от того, когда ребёнок поступает в начальную школу.
Особенности:
- Утрата непосредственности;
- Возникновение неестественного поведения;
- Прогнозирование своего успеха или неуспеха;
- Ориентация на систему норм и правил;
- Эмоциональная неустойчивость;
- Игнорирование требований взрослых.
Психические расстройства младенческого возраста:
1) Саматовегетативные нарушения:
-нарушения пищевого поведения;
-снижение веса;
-анорексия;
-нарушения в отдельных органах и системах (система дыхания,кишечные колики, энурез, экопрез и др.)
2) Двигательные нарушения:
-тики;
-двигательная расторможенность;
-двигательные «бури»;
-обездвиженность;
-стереотипные движения.
3) Эмоциональные нарушения проявляются в виде страхов.
4) Нарушения поведения выступают в форме утраты ранее приобретённых навыков макросоциального поведения, моторных и речи, а также выступающих в различной форме состояний протеста.
Расстройства в младшем дошкольном возрасте:
1) Боязливость;
2) Приступообразный плачь;
3) Ночные ужасы;
4) Симптомы «замещения»;
5) Аутоагрессия;
6) Несложные соматические жалобы;
7) Тики;
8) Энурез/ энкопрез;
9) Возвращение к более простым формам игры;
10) Патологическое фантазировапние в виде игрового перевоплощения.
И др.
Расстройства в старшем дошкольном возрасте:
1)Конкретизация страха;
2)Появление тревоги;
3)Усложнение соматических жалоб и патологического фантазирования;
4)Снижение побуждений;
5)Мыслительные навязчивости;
6)Появление защитных действий, агрессивность.
Расстройства в младшем школьном возрасте:
1)Массивные идеаторные расстройства;
2)Падение успеваемости;
3) «Школьная фобия»;
4) Снижение побуждений;
5) Приступы раздражительности и злости;
6) Истераформные реакции;
7) Пышные соматические расстройства.
Наиболее распространённые расстройства в деском возрасте:
Боязливость- склонность к быстрому возникновению аффекта страха.
Боязливость проявляется двумя основными направлениями:
- как свойство патологической личности (аутистической, невропатической, постпроцессуальной, дисгармонической), в основном характерное для маленьких детей, чаще всего в младшем дошкольном возрасте;
- как один из симптомов психотического состояния в детском и подростковом возрасте, отмечающихся в преддверии психоза или на всём его протяжении. В этом случае страх отличается тотальной нелепостью
Страх представляет собой насыщенный аффект с чувством внутренней напряжённости, переживание угрозы, ожиданием угрожающих событий, представляющих опасность для жизни, физического и психического здоровья или несущих боль.
Страх в детском возрасте имеет множество неоднозначных вариантов:
-усиление обычных характерных для этого возраста страхов – темноты, животных, врачей и тд.
-страх связанный с переживание угрозы физического исчезновения, часто сопровождающийся пристуообразнро возникающими болями, мучительными ощущениями в теле, психомоторным беспокойством;
-глобальный страх (гибель мира, всех людей, атомная война, конец света);
-страх перед будущим – будущей жизнью или смертью, нередко возникающей в виде очередных эпизодов боязни со слезами и множеством вопросов о жизни, смерти, смысле жизни;
-страх с характерным для детского возраста транзитивизмом («передачей» своих страхов другому человеку), при котором на первый план выступают переживания не за свои жизнь и здоровье, а родителей
-страх с нелепой, вычурной фабулой, часто сопровождающийся появление защитных действий;
-аморфных, приближающийся по своим проявлениям к бредовому настроению
Ночные страхи, или ночные ужасы представляют собой приступы интенсивного страха, отмечающиеся в период сна, обычно через 1,5-2- часа после того как ребёнок заснёт. Утром как правило ребенок не помнит о ночных эпизодах страха. Приступ чаще всего сопровождается разнообразной симптоматикой – дрожанием, бледностью, повышенным потоотделением, снижением температуры, учащенным пульсом . У большинства детей отмечаются единичные приступы, возникающие в основном под влиянием дополнительных провоцирующих факторов.
Отмечается связь эпизодов ночных страхов с нарушением внешнего дыхания в период сна: у многих детей приступы ночного страха прекращаются после удаления аденоидов.
Некоторые приступы ночных ужасов приходится дифференцировать с эпилептическими приступами. На ЭЭГ в период парциального эпилептического периода обычно регистрируется эпилептическая активность, локальная эпилептическая активность выявляется и в межприступных периодах, особенно в начале сна.
Двигательное возбуждение , характеризующееся чрезмерным количеством движений, часто их беспорядочностью, метанием из стороны в сторону; ребенок хватает и бросает падающие в поле зрения предметы, кричит, хохочет или рыдает, выкрикивает слова, не реагируя на попытки его успокоить.
Двигательное возбуждение возникает в детском возрасте в рамках различных состояний: депрессивных \ маниакальных , при психозах, сопровождающихся выраженным страхом или тревогой, реактивных состояниях, в том числе аффетивно-шоковых или истерических психозах, органических поражениях головного мозга, наиболее часто – как истероформия реакция в ситуациях отказа, деривации и т.п.
Тики – неожиданно возникающие, повторяющиеся, непроизвольные мышечные сокращения в определенных группах мышц, склонные к длительному сохранению. Чаще всего тики в детском возрасте проявляются в учащённом мигании, нахмуривании лба, подёргивании головой и плечами, шмыганье носом, а при присоединении вокализации – в фырканье, кряхтение, покашливание, выкрикивание отдельных звуков, слогов. Тики исчезают во время сна, учащаются и усиливаются во время утомления, эмоциональных переживаниях, соматических болезнях
Заикание – нарушение вокализации в виде запинок и нарушения ритма, темпа и плавности речи. Нередко отмечаются сопутствующие движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Страх речи усиливает и фиксирует заикание .
Мутизм , то есть полное или частичное отсутствие речевого общения при сохранении возможности говорить и понимать обращенную речь, возникает в рамках различных психологических синдромов (депрессией, аутизма, психозов и т.д), а также при тяжелых неврологических заболеваниях. Однако наиболее часто является психогенное происхождение мутизма как реакиции на разлуку, обиду собственную несостоятельность и т.д.
Навязчивые расстройства ( движения, действия, мысли. Страхи, воспоминания, вопросы, сомнения, влечения, припоминания, счет) возникают вопреки воле и желанию ребёнка.
У ребёнка первых лет жизни навязчивости ограничиваются компульсиями, навязчивыми влечениями, вопросами страхами разнообразного содеражания. По мере взросления ребёнка навязчивости становятся всё более разнообразными и сложными по фабуле.
Навязчивости, как правило, сопровождаются разнообразными защитными действиями цель которых заключается в нивелировке страхов (бесконечное мытье рук, смена одежды и т.д.) или ритуалами, которые представляют собой магические действия зачастую нелепого, вычурного характера для защиты от страхов.
Энурез- непроизвольное мочеиспускание в состоянии бодрствования или во сне. Ночной энурез чаще всего обусловлен нарушение глубины сна и изменения тонуса сфинктеров. Термин «энурез» применителен только к детям старше 2,5 лет, поскольку до этого возраста ребёнок может быть ещё физиологически неопрятен.
Энкопрез – непроизвольное отхождение кала при отсутствии заболеваний спинного мозга и прямой кишки. Квалификация состояния «энкопрез» возможна только у детей старше 3-летнего ваоозраста.
- Патологическое фантазирование наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста.
- • Патологическое фантазирование в начале своего появления почти не отличается от обычных фантазий ребенка, однако в дальнейшем оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и нередко связано с обманами чувств
- • Ребенок начинает уживаться с персонажами своего фантастического мира, в котором ему разрешается все, что в обычной жизни ему недоступно.
- • Он живет стереотипной жизнью игры, которая диаметрально противоположна окружающей действительности.
- • В своих фантазиях ребенок пытается реализовать свои неосуществимые в реальной жизни стремления, мечтает о могуществе, открытии неведомых стран, увлекается изобретениями, вопросами философского характера – что такое жизнь, время, кто такие люди и т.д.
- • Утверждая (фантазируя), что он заяц или лошадка, ребенок отказывается от обычной пищи и может требовать траву, сено, зерно и т.п.
Спасибо за внимание.