Социальная ситуация развития
Важнейшей особенностью этого периода является освоение ребенком новой роли – ученика. Новая социальная роль связана с освоением нового вида деятельности – учебной, которая становится ведущим видом деятельности.
В школе ребенок получает не только знания и умения, но и осваивают новую систему отношений, учится быть ответственным и самостоятельным, примеряет на себя новый социальный статус. Ребенок меняет восприятие своего места в жизни. Претерпевают изменение интересы, желания, ценности, уклад жизни.
Изменяется и отношение к ребенку. Он непросто должен принимать решения, но и получать за это оценки. Жизнь ребенка вращается вокруг учебной деятельности. Круг общения, отношения с взрослыми — все зависит от учебного процесса.
Ведущий вид деятельности
1) результативность;
2) произвольность;
3) самостоятельность.
Основы учебной деятельности закладываются именно в данный период. Учебная деятельность должна соответствовать возрасту ребенка, с одной стороны, а с другой стороны, она должна обеспечивать зону развития, то есть требовать от ребенка напряжения сил.
Компоненты учебной деятельности:
1 )мотивация,
2 )учебная задача,
3) учебные операции,
4) оценка и контроль.
Этими компонентами в обязательном порядке должны овладеть младшие школьники. Если упустить хоть один компонент, то учебная деятельность не будет иметь правильного формирования.
Ведущим видом деятельности является учебная.
Развитие психических процессов:
Речь
Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.
Мышление
У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.
Память
Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях:
произвольность
осмысленность.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.
Внимание
В начале младшего школьного возраста у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому учебный процесс строится с учетом этой особенности. Со временем внимание стабилизируется, и время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.
Восприятие
Этот процесс также недостаточно произволен и слабо дифференцирован. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны.
Воображение
Развитие воображения происходит в двух направлениях:
Репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы;
Продуктивное (новые образы).
Самосознание
Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).
Проблемы развития психики младшего школьника
Проблемы психического развития младшего школьника начинаются, если ситуация школьного обучения предъявляет к ребенку завышенные требования. Самой уязвимой частью является нервная система, которая дает «сбой» при адаптации к условиям школьной жизни. Это может проявляться в частых проявлениях аффекта, усталости, раздражительности. Если во время не принять меры, то подобная ситуация может привести к неврозам, эмоциональной неустойчивости, психозам, которые требуют вмешательства врача-специалиста.
Другой проблемой может быть сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями школьной неуспешности, которая может привести к тревожности и низкой самооценке.
Младший школьный возраст достаточно нестабилен и податлив для появления психических отклонений и нарушений. Педагогам и родителям нужно вести контроль над стабильностью психики и нервной системы ребенка.