СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психическое развитие младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психическое развитие младших школьников (схема)

Просмотр содержимого документа
«Психическое развитие младших школьников»

Социальная ситуация развития

Важнейшей особенностью этого периода является освоение ребенком новой роли – ученика. Новая социальная роль связана с освоением нового вида деятельности – учебной, которая становится ведущим видом деятельности.

В школе ребенок получает не только знания и умения, но и осваивают новую систему отношений, учится быть ответственным и самостоятельным, примеряет на себя новый социальный статус. Ребенок меняет восприятие своего места в жизни. Претерпевают изменение интересы, желания, ценности, уклад жизни.

Изменяется и отношение к ребенку. Он непросто должен принимать решения, но и получать за это оценки. Жизнь ребенка вращается вокруг учебной деятельности. Круг общения, отношения с взрослыми — все зависит от учебного процесса.

Ведущий вид деятельности

1) результативность;

2) произвольность;

3) самостоятельность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в данный период. Учебная деятельность должна соответствовать возрасту ребенка, с одной стороны, а с другой стороны, она должна обеспечивать зону развития, то есть требовать от ребенка напряжения сил.



Компоненты учебной деятельности:

1 )мотивация,

2 )учебная задача,

3) учебные операции,

4) оценка и контроль.

Этими компонентами в обязательном порядке должны овладеть младшие школьники. Если упустить хоть один компонент, то учебная деятельность не будет иметь правильного формирования.

Ведущим видом деятельности является учебная.



Развитие психических процессов:

Речь

Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.

Мышление

У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.

Память

Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях:

  1. произвольность

  2. осмысленность.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.

Внимание

В начале младшего школьного возраста у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому учебный процесс строится с учетом этой особенности. Со временем внимание стабилизируется, и время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.

Восприятие

Этот процесс также недостаточно произволен и слабо дифференцирован. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны.

Воображение

Развитие воображения происходит в двух направлениях:

  1. Репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы;

  2. Продуктивное (новые образы).

Самосознание

Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).

Проблемы развития психики младшего школьника

Проблемы психического развития младшего школьника начинаются, если ситуация школьного обучения предъявляет к ребенку завышенные требования. Самой уязвимой частью является нервная система, которая дает «сбой» при адаптации к условиям школьной жизни. Это может проявляться в частых проявлениях аффекта, усталости, раздражительности. Если во время не принять меры, то подобная ситуация может привести к неврозам, эмоциональной неустойчивости, психозам, которые требуют вмешательства врача-специалиста.



Другой проблемой может быть сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями школьной неуспешности, которая может привести к тревожности и низкой самооценке.



Младший школьный возраст достаточно нестабилен и податлив для появления психических отклонений и нарушений. Педагогам и родителям нужно вести контроль над стабильностью психики и нервной системы ребенка.

© 2018 262 3