СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психические особенности формирования навыков выполнения самостоятельной работы учащимися начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты основные особенности формирования навыков выполнения учащимися начальной школы самостоятельной работы в ракмках школьных уроков.

Просмотр содержимого документа
«Психические особенности формирования навыков выполнения самостоятельной работы учащимися начальных классов»

Психические особенности формирования навыков выполнения

самостоятельной работы учащимися начальных классов

Казюлина Кристина Андреевна

Студент магистратуры

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный

аграрный университет»

В последние годы проблема формирования навыков выполнения самостоятельной работы все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению, данное обстоятельство обусловлено тем, что самостоятельная работа – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

Из специальной литературы известно, что самостоятельная работа – одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам [см.: Никифоров 2009: 160-164]. Предназначение самостоятельной работы заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции самостоятельной работы человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Важную роль в процессах самостоятельной работы личности играет её самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Формирование навыков выполнения самостоятельной работы определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самостоятельная работа предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

«Генеральной линией» психического развития учащихся начальных классов в условиях учебной деятельности является становление рефлексии – способности человека обращаться к основаниям своих и чужих действий.

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) –1) размышление о себе, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их закономерностей. По сути, рефлексия – это самоанализ, неотъемлемый компонент любой деятельности учащегося (см.: Браницкая 2009: 13-15).

Рефлексия включает в себя эмоционально-волевую регуляцию. Волевая регуляция основана на самостоятельной работе человека, как компонента саморегуляции, в то же время самостоятельная работа может быть объектом волевой регуляции [см.: Гальперин 1999: 247-249].

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления учащимся своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, в целеполагании и сохранении цели, в способностях прилагать волевое усилие для достижения цели. Произвольность выступает как умение учащегося строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий, положенных в основу формирования навыков выполнения самостоятельной работы: навыки осуществлять действие по образцу, заданному правилу, навыки сохранять заданную цель, навыки видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого, навыки контролировать деятельность по результату, навыки адекватно принимать оценку взрослого и сверстника.

Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий, положенных в основу формирования навыков выполнения самостоятельной работы учащимися схематично представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий


Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия, что также для нас важно для разработки методов формирования навыков выполнения самостоятельной работы.

Оценка уровня сформированности контроля у учащихся начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я. Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания. «Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль» [Гальперин 1999: 46].

Полагаем, что от уровня развития внимания зависит уровень сформированности навыков выполнения самостоятельной работы. Учащийся, обладающий способностью к регуляции своей деятельности и поведения, будет стремиться к достижению поставленной цели, к решению учебной задачи, к контролю выполнения каждого своего учебного действия.

В исследованиях замечено, что гармоничному развитию творческой личности способствует включение учащихся начальной школы в творческую деятельность на уроках математики. Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у школьника способность самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к постоянному самообразованию.

Задача школы состоит в том, чтобы давать определенный минимум знаний - фактов, положений, истин научных, технических, политических, эстетических. Но самое главное - научить школьника овладевать методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления, закономерностями познания. Для этого нужно учить детей самостоятельности.

Чтобы самостоятельная работа учащихся начальной школы давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы учащиеся имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для учащихся вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление учащимися сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть учащиеся, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:

1) обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;

2) следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;

3) использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Необходимо заметить, что исследователи выделяют 4 типа самостоятельных работ:

· самостоятельная работа по образцу;

· творческая самостоятельная работа;

· вариативная самостоятельная работа;

· конструктивная самостоятельная работа.

Самостоятельная работа учащихся должна входить органической частью во все звенья процесса обучения. Самостоятельная работа будет достаточно эффективной как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении их способностей, если она организована в системе уроков.

Методы инструктирования организации самостоятельной работы учащихся следует видоизменять с тем, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности. Нужно идти от показа образца и расчлененного инструктирования по отдельным частям задания к предъявлению инструкций, требующих от учащихся самостоятельных поисков некоторых материалов, средств, действий, а также инструкций, открывающих возможности для творчества школьников. Надо также практиковать и планирование работы самими учащимися под руководством учителя. Необходимо всемерно способствовать развитию у школьников конструктивных способностей, поощряя их инициативу в различных областях творческой деятельности.

Доказано, что в ходе самостоятельной работы человек совершает определенные действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими навыками [см.: Пачина 2004: 31-37]. Кроме того, самостоятельная работа способствует развитию психических процессов, таких как мышление, внимание, память, речь. В свою очередь самостоятельная работа опирается на психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь, развивающаяся, прежде всего, при изучении дисциплин, преподаваемых в начальной школе. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самостоятельная работа также тесно связан с такими психическими процессами как память и внимание. Память обеспечивает закрепление образца, для сравнения с ним хода и результатов выполняемой работы. Внимание позволяет анализировать выполняемую работу, находить и исправлять допущенные ошибки.

Таким образом, у учащихся 1-4 классов имеются элементы самостоятельной работы, и именно на данных элементах мы формируем и доводим до автоматизма навыки выполнения самостоятельной работы. Необходимым условием для формирования навыков выполнения самостоятельной работы младших школьников является сформированность таких психических процессов как мышление, память, воля, внимание, речь, что учитывается нами при изучении дисциплин, преподаваемых в начальной школе.

Список использованной литературы

  1. Браницкая, О.В. Приемы рефлексивных технологий в начальной школе [Текст] / О.В. Браницкая // Начальная школа. –2009. -– №12. – С.13-15.

  2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов [Текст] /П.Я. Гальперин. – М.: ״Книжный дом ״Университет״. –1999. –332 с.

  3. Никифоров, Г.С. Самостоятельная работа человека [Текст] / Г.С. Никифоров. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 2009. – 213 с.

  4. Пачина, А.Г. Самостоятельная работа в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А.Г. Пачина // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С.31-37.